КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие психических познавательных процессов
В первом полугодии жизни наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребёнка, интенсивно развиваются сенсорные системы (зрение, обоняние, слух, осязание, вкус). Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой. Уже к 3- 4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребёнок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью; способен длительно сосредотачиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания); правильно связывает слуховые и зрительные впечатления; локализует звук в пространстве (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объёмы, весьма чувствительны к новизне. В младенчестве формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления (ребёнок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот соску, но и при виде бутылочки). Во втором полугодии постепенно складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребёнок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рассматривает их, но приближает к ним руки, хватает их, тянет в рот. На этом этапе у зрения появляется новая задача – направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов происходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствительность. Исследователи установили, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) обладают ощутимой прогностической валидностью и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ребёнка. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших её видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребёнок, получив новую игрушку, какое-то время рассматривает её, на следующий день он может узнать её. После 8-ми месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребёнком нет сходного объекта. Согласно Пиаже, ребёнок первого года жизни находится в первом периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще хорошо не овладели языком, у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает 6 стадий, из которых на первый год приходятся 4: 1. стадия упражнения рефлексов; 2. стадия элементарных навыков и первичных круговых движений; 3. стадия вторичных круговых движений; 4. начало практического интеллекта. Не будем останавливаться на стадиях подробно, т.к. всё это уже рассматривалось (к семинару повторить). Естественно, младенца надо постоянно развивать, учить. Исследователи выявили, что значимым фактором научения для младенцев оказывается вовсе не характер подкрепления (награда), а особенности самой программы, включённость в неё задач, требующих от ребёнка определённого решения. Например, экспериментально задавалась такая схема: поворотом головы налево младенец может включить свет. Большинство 2-3хмесячных детей вскоре обнаруживали эту взаимосвязь и включали свет несколько раз за короткий промежуток времени. Затем частота поворотов головы уменьшалась и сохранялась на низком уровне до смены программы (ребёнку надоедало одно и тоже). Когда малыш случайно открывал изменение схемы (теперь свет включался при повороте головы направо) наблюдался рост активности. Другие исследования продемонстрировали, что 5-6месячные младенцы научились так регулировать темп сосания пустышки, чтобы достигать наилучшей фокусировки изображения на экране телевизора. Утверждается, что подлинные способности маленького ребёнка к обучению часто оказываются непродемонстрированными в силу неподходящей организации экспериментальной ситуации – важна физическая близость матери и ребёнка, лучше всего контакт «кожа к коже».
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |