Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте




Социальная ситуация развития

Развитие мотивов, эмоций и самосознания.

Познавательное развитие.

Другие виды деятельности.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Социальная ситуация развития.

Тема 13

Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте

Вопросы:

 

 

 

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности (велик потенциал к развитию). Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему ещё недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Изменяется место ребёнка в системе отношений (уже он не является центром семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он – индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Соц. ситуация развития в дошкольном детстве – «ребёнок – взрослый (обобщённый, общественный взрослый)». Общественный взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер, мама вообще.

 

Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте – сюжетно-ролевая игра.

Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путём её воспроизведения. Игра – эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребёнка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе. Важно не выиграть, а играть.

Рассмотрим основные стороны детской игры: сюжет и содержание.

Сюжет – отражаемая в игре область, сторона действительности. Разнообразие сюжетов увеличивается по мере знакомства ребёнка с новыми аспектами жизни взрослых: игра в семью, в доктора и т.п.

Младшие дошкольники заимствуют сюжеты из наблюдения повседневной жизни своей семьи, близкого окружения.

С расширением кругозора старшие дошкольники черпают сюжеты из книг, мультфильмов, фильмов.

Исследователи заметили, что обычно любимыми детскими ролями бывают роли тех людей, которые занимают особое место в обществе, на которых сконцентрировано общественное внимание.

Содержание игры – то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых.

В младшем дошкольном возрасте в игре находит отражение внешняя сторона деятельности. Дети воспроизводят предметные действия, характерные для той или иной роли. Н-р, игра «в больницу» - это лечебные манипуляции с условным градусником, шприцом и т.п. Роль взрослого (в данном случае врача) из фактически производимых действий, логика которых не всегда соответствует реальной и легко нарушается.

Далее содержанием игры становятся внешние социальные отношения (чаще всего профессиональные) и социальная иерархия. Это ролевые взаимоотношения водителя и пассажиров, командира и подчинённых. Уже возникают вопросы: кто главнее, кто и что должен делать и т.п.

Наивысший уровень развития ролевой игры в старшем дошкольном возрасте связан с выделением внутренней, смысловой сущности деятельности человека. В этом случае предметом ориентировки становятся мотивы, морально-нравственные основания, общественный смысл человеческой деятельности. Роль доктора теперь переосмысливается как персонализация таких качеств, как доброта, сочувствие, воплощение стремления помочь другому, вплоть до самопожертвования.

Игра способствует не только становлению общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка.

Игра способствует развитию речи, её знаковой функции, стимулирует связные высказывания.

Учитывая всё вышеперечисленное (огромное влияние игры на детское развитие), настораживает, что в современном обществе игра находится в кризисном состоянии. Причинами этого является то, что:

Во-первых, современные родители равнодушно, а часто и недоброжелательно относятся к детской игре как к несерьёзному, неполезному занятию;

Во-вторых, в стремлении ускорить детское развитие происходит вытеснение свободной игры обучающими занятиями;

В-третьих, многие семьи однодетны и не происходит передача игрового опыта от старших детей к младшим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.