Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие двигательных функций и действий с предметами




Выделяют прогрессивные действия (движения) ребёнка (способствующие получению новых впечатлений) и тупиковые (отгораживающие от внешнего мира).

Наиболее важные прогрессивные движения: хватание, манипулирование с предметами, овладение активным передвижением в пространстве. Прогрессивные движения и действия рассматриваются как показатели уровня развития ребёнка. Они формируются под пристальным вниманием и стимулирующим воздействием взрослого (например, совсем маленького ребёнка настоятельно рекомендуется ежедневно выкладывать на живот для того чтобы он научился держать головку).

Важнейшая линия двигательного развития – формирование умений ребёнка обращаться с предметами. Смещение интереса со взрослого на предмет происходит не спонтанно и не случайно. Взрослый, являясь аффективным центром ситуации, специально переключает внимание ребёнка с себя на предмет, мотивирует активность ребёнка и придаёт ей адекватную форму, показывая конкретные способы действий с вещами.

Захватывание предмета (или доставание) – это первое произвольное целенаправленное действие малыша. Хватание начинается с обнаружения, ощупывания собственных рук примерно в 3-3,5 месяца. Формирование и совершенствование захвата происходит в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Взрослый не всегда осознанно, но систематически создаёт ситуации упражнения для ребёнка: демонстрирует предмет, вызывая сосредоточение; подносит предмет на такое расстояние, при котором ребёнок начинает протягивать к нему руки и т.д.

Функция захвата предмета совершенствуется постепенно. В 3 месяца нужно вложить ребёнку игрушку в руку. Уже в 5 месяцев он может сам её достать. Траектория движения руки сначала неточна, много лишних сопутствующих движений, не дифференцирован способ захвата. Во втором полугодии формируется полноценное доставание – уточняется движение руки к предмету, развивается противопоставление большого пальца, захват вещи с учётом её формы и размера. В 6-7 мес. у малыша складываются простые манипулятивные действия с предметами, но манипуляции пока одинаковы по отношению к любому предмету: тащит в рот, размахивает и т.д.

В начале второго полугодия жизни происходит принципиальное изменение качества подражания. Если раньше взрослый брал какое-то движение или звук из спонтанного репертуара младенца и «возвращал» его как образец для имитации, то теперь малыш начинает воспроизводить то, чего ещё не было в его собственном опыте. Появляется истинное подражание. Ребёнок начинает копировать специфические движения взрослого по отношению к предмету (качать куклу и т.п.).

Подражание важно для усложнения форм коммуникации. Ребёнка специально обучают ряду характерных жестов: «поздоровайся, покивать головой», «попрощайся, помаши рукой» и т.д.

Выделяют ряд условий подражательного обучения движениям и действиям:

- многократный замедленный показ;

- паузы перед началом и концом показа;

- выраженная мимика;

- обязательное речевое сопровождение;

- одобрение за попытку воспроизведения

К концу первого года предметы окружающего мира перестают быть изолированными в восприятии ребёнка, он сам или с помощью взрослого начинает устанавливать между ними различные отношения и связи. Манипулирование постепенно усложняется. Возникает направленность на повторение и достижение результата. Складывается манипулирование двумя предметами: поставить один на другой, вложить один в другой. Малыш учится выполнять простые действия одновременно двумя руками. Также возникают орудийно-предметные действия (действия с предметами согласно их социальной функции: пить из чашки, укрываться одеялом).

Наличие в конце первого года жизни тупиковых движений (упорное сосание пальцев рук, сосредоточенность на рассматривании рук и др.) свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребёнка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.