Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательное развитие




Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)

Продуктивные виды деятельности (такие, как рисование, конструирование) также рассматриваются как своеобразные формы моделирования окружающей действительности. Продуктивные виды деятельности содержат замысел, который творчески реализуется.

Изобразительная деятельность продолжает развиваться в дошкольном детстве в форме игры. Собственно результат, продукт, изображение, долгое время остаётся второстепенным, важным является сам процесс рисования, разворачивающийся как игра, как моделирование событий на плоскости бумаги.

До 5 лет в рисунках изображается ограниченное число объектов, в содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых (домик, цветок, машина). В возрасте 5-6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживается зависимость содержания рисунков от пола ребёнка, места проживания. В работах начинает наблюдаться индивидуальная приверженность: цвет, тщательность прорисовки деталей и т.п.

Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нём предъявляются более выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции. Возникают задачи выделения отдельных деталей, усвоения способов обследования образца. В ходе конструирования формируется одна из важнейших способностей – способность к планированию.

Учебная деятельность имеет особую цель – получать новые знания. Умение учиться предполагает умение отличать учебную задачу от практической, жизненной ситуации и принимать её. Важным в дошкольном возрасте является формирование мотивационной основы учения – развитие познавательных интересов (любознательности).

Выполнение трудовых учебных заданий способствует развитию личности дошкольника: формируется направленность на получение результата, планирование и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы, трудоспособность.

 

Речь

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.

Интенсивно растёт словарный состав речи ребёнка. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних словарный запас оказывается большим, у других – меньше, что зависит от условий жизни, от того, как и сколько с ним общаются близкие взрослые. К 3м годам ребёнок активно использует 1000-1100, а в 6 лет – 2500-3000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Ребёнок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание такой речи раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации). Ребёнок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать впечатления об увиденном. Это вовсе не означает, что ситуативная речь исчезает полностью. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребёнка яркую эмоциональную окраску.

Вообще в дошкольном возрасте ребёнок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развёрнутые сообщения – монологи, рассказы, в которых передаётся не только то новое, что он узнал, но и свои мысли, впечатления, переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование действий (игровых). Эгоцентрическая речь помогает ребёнку планировать и регулировать его собственные действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создаёт план действий по их разрешению.

Память

Дошкольное детство – возраст наиболее благоприятный для развития памяти. Выготский считал, что на данном периоде развития память является доминирующей функцией. Ни до, ни после этого периода ребёнок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность, смежные рифмы. Запоминаются сказки, диалоги из фильмов, если ребёнок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причём чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большей точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память, но пока сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности (игру, выполнение каких-то поручений взрослых)

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвёртый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Память, всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Восприятие.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребёнок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться такое свойство восприятия как апперцепция (влияние на восприятие собственного опыта). С возрастом её роль постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков.

В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:

- восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

- зрительное восприятие становится одним из ведущих;

- воспринимая предметы и действия с ними, ребёнок более точно оценивает цвет, форму, величину;

- совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.

Восприятие в этот период тесно связано с мышлением, его даже называют нагладно-образным мышлением.

Мышление.

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от нагладно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Тем не менее, как уже говорилось, основным видом мышления является наглядно-образное.

Дошкольник образно мыслит, но ещё не приобрёл взрослой логики рассуждения. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснять явления и процессы. Детские вопросы в этот период – показатели развития любознательности.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает всё больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребёнок уже приобретает такое отвлечённое понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила, но затрудняется, относя к этой категории дерево или цветок.

Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Н-р, 3-летнему ребёнку значительно труднее представит себе понятия «день» или «час» чем 7-летнему.

 

 

Внимание.

В дошкольном возрасте существует универсальное средство внимания – речь. Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.

В этом возрасте:

- значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания;

- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

- внимание становится опосредованным;

- внимание связано с интересами ребёнка к деятельности.

Воображение.

Воображение формируется в различных видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребёнок осваивает приёмы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребёнка становится управляемым. Формируются действия воображения:

- замысел в форме наглядной модели;

- образ воображаемого объекта;

- образ действия с объектом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.