Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем детстве




Эмоциональное развитие.

Развитие самосознания.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем детстве.

Тема 12

Психологические новообразования младенчества. Кризис одного года

Самые главные приобретения в младенчестве – это ходьба и первые слова. К концу первого года ребёнок приобретает способность самостоятельного передвижения: начинает ползать, затем ходить вертикально. Мир открывается ему в новом ракурсе.

Ещё одним важным новообразованием, по мнению некоторых авторов, является появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребёнка образы предметов, на которых акцентировались его потребности. Ходьба и эти мотивирующие представления дают малышу возможность отделиться от взрослого и превращает его в субъекта действия.

Увеличение двигательных возможностей приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребёнка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием, малыш начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями других. Из спокойного и уступчивого, ребёнок превращается в невероятно активного и своевольного, пытающегося добиться своего любым путём. Таким образом, в конце первого года ещё одной особенностью является появление стремления. Ребёнок обнаруживает собственные желания.

Итак, содержание кризиса одного года младенца связано со следующими моментами:

1. развитие ходьбы – основного средства передвижения в пространстве.

2. второй момент кризиса связан с появление первого слова. Ребёнок узнаёт, что каждая вещь имеет своё название.

3. третий момент кризиса относится к сфере аффектов и воли. У ребёнка возникают первые акты протеста, если ему в чём-то отказывают.

Понимающие родители должны стараться направить активность стремящегося к независимости малыша в нужное русло. Забота о его безопасности не должна привести к постоянным запретам. Пространство дома должно быть разделено на разрешённое и запрещённое, провести ревизию дома на предмет «доброжелательности» к ребёнку.

Из всего вышеизложенного видно, что к концу первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым (мамой) и перестройка социальной ситуации развития.

 

 

Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте

Вопросы:

2. Познавательное развитие ребёнка.

5. Кризис трёх лет.

 

 

Раннее детство охватывает период от одного года до трёх лет. На этом этапе ребёнок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться социальная ситуация развития неразрывного единства ребёнка и взрослого.

Соц. ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым на правах сотрудничества.

Ведущая деятельность в раннем детстве – предметно-манипулятивная. Малыш усваивает функции предмета, традиционно закреплённые за ним в культуре. По мнению Эльконина, предметное действие ребёнка развивается в двух направлениях:

- во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

- во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребёнка в условиях осуществления предметного действия.

Внутри ведущей предметной (предметно-манипулятивной) деятельности в раннем детстве начинают складываться новые виды деятельности, которые достигают развёрнутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (такие как рисование, лепка, конструирование).

Наиболее подходящей ситуацией обучения в данный период является «обращённый показ», т.е. разыгрывание перед ребёнком представления с игрушкой, при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет малыша по имени, вовлекая в игру. Именно в этом случае малыш с удовольствием наблюдает за действиями взрослого, подражает им. В дальнейшем, когда взрослый оставляет ребёнка одного, тот долго продолжает начатую игру. Таким образом можно выделить такой тип предметных действий как подражательные.

Другой тип предметных действий – соотносящие действия. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов в определённое пространственное взаимоотношение (складывание матрёшки, пирамидки, других сборно-разборных игрушек, закрывание коробки крышкой).

2. Познавательное развитие ребёнка

 

Ранний возраст – это период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, характера движений и т.д. Во время знакомства с предметами и способами их использования совершенствуется восприятие, развивается мышление, формируются двигательные навыки.

Рассмотрим подробнее основные психические познавательных процессы.

Восприятие.

Среди всех психических функций (восприятие, память, внимание, мышление) в раннем детстве восприятие несомненно доминирует. Это доминирование означает определённую зависимость от него остальных психических процессов, т.е. остальные психические процессы развиваются вокруг восприятия, через него, с помощью него. Развивается зрительное и слуховое восприятие.

Внимание.

В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Конечно же сначала внимание непроизвольное, слабо концентрированное, неустойчивое, наблюдаются трудности переключения и распределения внимания. Под влиянием речи у ребёнка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Постепенно расширяется круг предметов, а также действий с ними, на которых сосредотачивается ребёнок.

Речь.

В раннем детстве речь развивается от примитивных названий до осознанного выражения мысли.

Развитие речи идёт по двум направлениям:

- совершенствуется понимание речи взрослых;

- формируется собственная активная речь, которая становится становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функции речи. Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкциям взрослого, выполняет его требования.

Также в этот период появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослых, что обогащает опыт ребёнка, в том числе и социальный.

Наибольшая речевая активность достигается, как правило, к концу раннего детства, к 3м годам и речь становится основным средством общения (но это индивидуально).

Мышлени е.

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребёнком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребёнка проявляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остаётся предметная деятельность.

В данный период развития начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого.

В раннем детстве у ребёнка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.