Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное общение как важнейший фактор развития в период младенчества




Психологические новообразования младенческого возраста. Кризис одного года.

Развитие двигательных функций и действий с предметами в период младенчества.

Развитие психических познавательных процессов в младенчестве.

Становление предпосылок речи в период младенчества.

Эмоциональное общение как важнейший фактор развития в период младенчества.

Семья и рождение ребенка

 

Рождение ребенка – важная веха на пути развития семьи.

Супруги становятся родителями. Эти важные перемены часто сопровождаются стрессом и требуют изменения социального и экономического статуса жизни супругов, их отношений.

Важную роль играет мотивация рождения ребенка. Разные в культурах. Дети как будущие кормильцы престарелых родителей, тяжкий долг или неизбежное бремя, как неизбежная естественная сторона жизни, никак не связанная с принятием сознательного решения о том, стоит ли их заводить. Индия: зачтется в загробной жизни.

С женщиной происходят существенные изменения, особенно с внешностью и важно обрести новую Я-концепцию, научиться реагировать на отношение окружающих.

Мужчины могут испытывать волнение и гордость, но в то же время – и беспокойство по поводу предстоящих изменений своего образа жизни и отношений с женой. Некоторые чувствуют себя лишними и опасаются, что будущий ребенок займет их место в сердце матери. Большинство испытывает повышенное чувство ответственности, которая иногда кажется им непомерной. Могут тревожиться о будущем не меньше чем их матери, будут ли их любить и уважать, поиск новых источников финансирования семьи и т.п.

Чувства родителей не наносит плоду непосредственный вред, если не становится причиной сильного или продолжительного эмоционального стресса матери. Тем не менее установки родителей и испытываемый ими стресс влияют на питание матери, ее гормональный баланс, режим нагрузки и отдыха, употребление ею лекарств и сопротивляемость болезням. Эти факторы также содействуют созданию социальной среды, в которую попадает новорожденный.

 

Тема 11. Стадия младенчества: психологические особенности развития ребёнка

Вопросы:

 

Как уже говорилось, примерно в 8-9 недель период новорождённости заканчивается, и начинается период младенчества. Ведущая деятельность младенческого периода – непосредственно-эмоциональное общение. Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребёнком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, телесного контакта, звуков и слов.

О решающей роли общения в психическом развитии ребёнка убедительно свидетельствуют явления госпитализма, которое обнаружилось при попытках наладить внесемейное воспитание детей, оставшихся без родителей (среди брошенных детей очень высокий уровень смертности, а те, кот выживают имеют ярко выраженные отставания в развитии). Долгое время причины таких последствий учёные искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном уходе, в небрежности врачей.

Ещё в 1945 г. заграницей были проведены следующие исследования: проводилось сравнительное наблюдение за детьми из приюта и за детьми, рождёнными в женской тюрьме. Условия в приюте были лучше, но тюремные дети имели значительное преимущество – контакт с биологической матерью. Результаты были следующие: в тюрьме за 2 года не умер ни один малыш, а в приюте погибло 37%. Уже годовалые дети из приюта при встрече незнакомых людей пугались, а в яслях при тюрьме основной проблемой было справиться с детской любознательностью.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что причина госпитализма в дефиците общения (в первую очередь с матерью), т.к. уже упоминалось, что через образ матери формируется отношение малыша к людям вообще. Важным является тот факт, что неявные, но всё же весьма опасные для психического развития признаки госпитализма могут возникать при ранней разлуке в семье (н-р, при помещении ребёнка в больницу или когда ему не уделяется достаточно внимания).

Итак, эмоциональное развитие непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребностей. После того как ребёнок научился узнавать и бурно радоваться маме (с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3-4 мес. он улыбается знакомым и немного теряется при виде незнакомого взрослого. Однако, если тот демонстрирует своё доброе отношение, разговаривает с ребёнком, улыбается ему, настороженность быстро сменяется на радость. В 7-8 мес. настороженность при появлении незнакомого резко усиливается. Особенно дети бояться оставаться с незнакомым наедине (одни отворачиваются и стараются не обращать внимания на нового человека, другие плачут).

Примерно в это же время, между 7 и 11 мес., появляется так называемый «страх расставания» - грусть или острый испуг при исчезновении мамы (если её долго нет).

Достаточно непросто установить взаимодействие (эмоциональный контакт) с младенцами, которые относятся к группе риска по медицинским показателям, а также с младенцами с «трудным» темпераментом. Например, недоношенные дети или дети с осложнениями нуждаются в специальных условиях выхаживания, что приводит к длительной послеродовой разлуке с матерью. В результате очень вероятна эмоциональная депривация.

Выделяют и матерей групп риска: депрессивные, с психическими заболеваниями, с нарушенными отношениями с родителями в собственной семье, матери-подростки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.