Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление предпосылок речи в период младенчества




Период от рождения до одного года – доречевой период, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание.

Можно выделить развитие произносительной стороны речи и развитие понимания чужой речи.

Рассмотрим сначала развитие произносительной стороны.

Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет.

Основная голосовая реакция новорождённого – крик, плач (как выражение отрицательных эмоций). Начиная с 8-ой недели, происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль и т.п.).

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев

Появляются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. От 4 до 6 месяцев ребёнок издаёт протяжные гласные звуки (баа, маа …) – это, так называемое, певучее гуление. Для гуления характерно прислушивание ребёнка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание. В 6 – 7 месяцев появляется лепет – повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого. Ребёнок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и самому себе.

Звуковые переклички взрослого и ребёнка складываются в рамках комплекса оживления. Если наблюдается задержка голосовых проявлений, нужно постараться помочь, стимулировать их появление уроками звукопроизношения (взрослый обращается к ребёнку и предлагает ему в качестве образца звуки, начиная с тех, которые уже имеются в спонтанном репертуаре младенца; при этом малыш должен видеть лицо, рот и движения губ).

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями. Общение оснащается как бы новыми средствами, складывается так называемая автономная речь. Ребёнок начинает использовать устойчивые звукосочетания, понять которые можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом. Например, малыш произносит: «Дай!», и, учитывая его мимику, взгляд, направление рук, можно понять чего же он хочет. К концу младенчества (первого года жизни) ребёнок, как правило, может самостоятельно произносить от 5 до 30 лепетных слов.

Другая сторона развития речи – пассивное владение словом, понимание обращённой речи. Пассивная речь опережает в своём развитии активную. Если в первые месяцы жизни ребёнок воспринимает речь взрослого только как передачу эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращённой речи. В 9 месяцев ребёнок уже демонстрирует своё понимание словесных инструкций (например обхватывает шею матери по её просьбе и т.п.). Подобный ответ ребёнка – первоначальная форма понимания речи. К концу первого года малыш понимает и выполняет примерно 5 – 10 обращений (дай ручку, принеси мяч).

Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличаются от них. Существуют семантические различия. Маленький ребёнок вкладывает в слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у него ещё не сложились наши взрослые понятия. Для нас слово чаще всего связано с определённой группой предметов, объединённых по какому-нибудь функциональному признаку (н-р, все часы: ручные, настенные, механические, электронные мы называем часами – они все вещи при помощи которых мы определяем время). Ребёнок не может так обобщать предметы. У него своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.