Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация Л.С. Выготского




Исходя из своего взгляда на психическое развитие, в котором выделяются высшие и натуральные психические процессы, В. сформулированы принципы, которым должна отвечать научная психологическая периодизация.

В. выделил 3 группы подходов к возрастной периодизации:

1. Периодизация основана на этапах генетического развития, а также на ступенях воспитания и образования.

2. Периодизация основана на изменении какого-либо одного (часто внешнего) признака, например, появление или смена зубов (дентиция), сексуальное созревание и др.

3. Периодизация основана на изменении существенного (базального) в развитии, например, изменении внутреннего темпа и ритма развития.

В. разработал свою новую возрастную периодизацию, в которой стремился перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей развития. Он считал, что критерий периодизации должен быть внутренним, а не внешним по отношению к развитию, должен быть объективным и не терять своего значения на протяжении всего периода детства.

В. ввёл понятие «социальная ситуация развития» – это некоторая система отношений ребёнка и социальной среды, которая определяет содержание и направление процесса развития и формирования его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Изменение этой системы отражает основной закон динамики возрастов. При этом В. подчёркивал, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности. Понятие социальной ситуации развития как отношения ребёнка к социальной действительности включает в себя и средство реализации этого отношения – ведущий тип деятельности на данном этапе, который имеет большое значение для дальнейшего развития личности.

В основу периодизации В. положены 2-а критерия:

1. Динамический – т.е. динамика перехода от одного периода к другому, которая может быть резкой (критической) и плавной, медленной (литической).

2. Содержательный – т.е. детство подразделяется на периоды, исходя из новообразований каждого из них. «Возрастные новообразования – это тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» (Л.С. Выготский).

С учётом обозначенных критериев В. выделяет следующие стабильные и критические периоды возрастного развития:

· кризис новорожденности;

· младенческий возраст (2 месяца – 1 год);

· кризис 1 года;

· раннее детство (1 год – 3 года);

· кризис 3 лет;

· дошкольный возраст(3 года – 7 лет);

· кризис 7 лет;

· школьный возраст(8 – 12 лет);

· кризис 13 лет;

· пубертатный возраст (14 – 18 лет). (Пубертатность – возмужалость, половая зрелость);

· кризис 17 лет.

Данный подход объединения 2-х критериев делает периодизацию В. одной из наиболее распространённых и продуктивных.

За изменениями в развитии ребёнка педагогическая система может «не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате чего возникает эффект трудновоспитуемости, неуспеваемости, одна из причин которого кроется в самой динамике возрастного становления ребёнка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.