КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность культурно-исторической теории в психологии
Соотношение обучения и развития. Возрастная периодизация Л.С. Выготского. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского Тема 8 Вопросы: 1. 1. Сущность культурно-исторической теории в психологии. Автором культурно-исторической концепции в психологии является выдающийся русский психолог и философ, один из основоположников советской психологии Лев Семёнович Выготский (1896-1934). В. пришёл в психологию «со стороны», окончил юридический факультет Московского университета. Он не имел специального психологического образования и, следовательно, над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии. В своих работах В. развивал новое понимание механизмов психического развития, основы которого были заложены М.Я. Басовым. В теории М.Я. Басова были предложены не только новые методы исследования психического развития, но и новые подходы к этому развитию, которое (как подчёркивал М.Я. Басов) определяется не только наследственностью, но и искусственно созданной средой (в среду входят «наука, техника, искусство, религия и вся общественная организация людей»). В. впервые перешёл от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который собственно и изменяет психику ребёнка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом В. считал интериоризацию (т.е. усвоение, переход из внешнего плана во внутренний план), прежде всего интериоризацию знаков – искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. А.Н. Леонтьев выделил в качестве основной идеи творчества В. положение об общественно-исторической («культурной» – в противоположность «натурному», естественному) природе человеческой психики. Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе (онтогенез – процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства), В, изложил в работе «Развитие высших психических функций», написанной в 1931г. В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности. Вопрос о генезисе высших психических функций был главным в теории В. Он сформулировал законы развития высших психических функций: 1. Само возникновение опосредованной структуры психических процессов человека есть продукт его деятельности как общественного человека.
Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, В. пришёл к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности (т.е. целенаправленности). В отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Эта регуляция связана с их опосредованным характером, причём опосредуются они знаком или стимулом-средством, который создаёт дополнительную связь между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной). Схема психических процессов в представлении В. выглядит следующим образом:
S R – натуральные, непосредственные психические функции;
S R – высшие, опосредованные психические функции.
X
При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растёт ребёнок.
2. Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: один раз – как внешняя, интерпсихическая, а второй – как внутренняя, интрапсихическая. В отличие от стимула-средства, который может быть изобретён самим ребёнком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаются детьми, но приобретаются ими в общении со взрослыми. Следовательно, знак появляется сначала во внешнем плане, в плане общения, а затем переходит во внутренний план, план сознания. Таким образом, каждая психическая функция появляется на сцене дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихическая, а затем вторично как способ личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихическая. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь (т.е. формируется психика ребёнка).
3. Только в процессе коллективной общественной трудовой жизни выработались и развились все характерные для человека высшие формы интеллектуальной деятельности.
Исторически возникновение высших психических функций как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. Высшие психические функции – продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. Это положение о родстве труда и высших интеллектуальных функций привело к выводу о «психологических орудиях», в качестве которых выступают язык, число, письмо и др., созданные человеком, искусственные, социальные, а не индивидуальные по своей природе. Психологические орудия отличаются от орудий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и сознательными. По своему содержанию психологические орудия – это знаки, имеющие значение. Основным знаком является речь, слово. Так наметилась линия исследований, связанная с изучением роли языка в психическом развитии ребёнка.
4. В зависимости от того, какой степени достиг ребёнок в развитии значения слов, находятся все основные системы его психических функций.
Исследование факта развития значения слова привело В. к проблеме системного и смыслового строения сознания. В отличие от психологии, которая изучала возрастные изменения функций, взятых изолированно и отдельно друг от друга, В. развил теорию системного и смыслового строения сознания. Согласно этой теории изменение функционального строения сознания составляет главное и центральное содержание всего процесса психического развития. Картина возрастного развития сознания представляет собой изменение структуры сознания с последовательным доминированием разных сфер.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |