Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранний этап исследовательской деятельности Ж. Пиаже




Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.

Теория интеллектуального развития Джерома Брунера.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

Ранний этап исследовательской деятельности Ж. Пиаже.

Тема 7

Стадии интеллектуальногоразвития ребёнка по Ж. Пиаже. Теория развития морального сознания Л. Колберга

Вопросы:

 

 

Исследования Жана Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрении. П. отказался от позиции, что ребёнок глупее взрослого и впервые поставил задачу исследовать качественное своеобразие детского мышления.

В молодости П. уделял наибольшее внимание речи дошкольников, особенно его интересовали повторяющиеся ошибки в ответах на тестовые вопросы. В результате проведения исследования в детском саду (П. фиксировал все высказывания и сопутствующие действия детей во время свободной деятельности, например, рисования или игры) учёный разделил детские высказывания на две группы:

1. Социализированная речь – характеризуется заинтересованностью в ответном реагировании партнёра по общению, её функция – воздействие на собеседника (например, критика, приказ, просьба или угроза).

2. Эгоцентрическая речь. Это может быть монолог, повторение и т.д. Ребёнок сообщает о том, о чём думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его. Функция этой речи экспрессивная, ребёнок получает удовольствие от собственной речи.

П. установил, что у маленьких детей коэффициент эгоцентрической речи максимален – 75%. К 6-7 годам он снижается. А к 7-8 годам возникает уже спор, обмен точками зрения, сопровождающийся взаимной заинтересованностью сторон.

В факте эгоцентрической речи П. увидел важнейшее доказательство качественного своеобразия детской мысли. Метод наблюдения и интеллектуальное тестирование, по мнению П., не способны вскрыть специфику детской мысли (тестовые обследования фиксировали лишь конечные результаты решения задачи), а П. стремился проникнуть во внутреннюю структуру мышления дошкольников. Он разработал новый метод – метод клинической беседы, который представлял собой свободную беседу с ребёнком, без стандартных вопросов. Беседа велась о явлениях природы, о снах, нравственных нормах и др. Причём вопросы были такие, какие сами дети часто задают взрослым: «Почему свети солнце?», «Почему ветер дует?» и т.д.

Клинический метод – это тщательно проводимая констатация фактов, возрастной срез речевого и умственного развития. Это своего рода «искусство спрашивать», поскольку дополнительные вопросы зависят от предыдущих ответов детей.

Гипотеза П. состояла в том, что существует промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление, которое обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистическому социализир о ванному мышлению взрослого.

Аутическая мысль подсознательна, она не приспосабливает ребёнка к окружающей действительности, а сама создаёт воображаемую действительность.

Социализированная мысль сознательна, преследует ясные цели, приспосабливает ребёнка к действительности.

Эгоцентрическая мысль, как уже говорилось, является промежуточной формой в развитии мышления.

Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения (это как бы скрытая умственная позиция ребёнка).

Итак, П. рассматривает эгоцентризм как корень, как основание всех других особенностей детского мышления. Он не поддаётся непосредственному наблюдению, а выражается через другие феномены. Основные среди них такие черты детского мышления как:

1. Реализм выражается в том, что ребёнок рассматривает предметы такими, какими даёт их непосредственное восприятие.

2. Анимизм представляет собой всеобщее одушевление, наделение вещей, в первую очередь тех, которые движутся самостоятельно (луну, реку и т.д.)сознанием и жизнью, чувствами.

3.Артификализм – понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, всё существующее рассматривается как созданное человеком, по его воли или для человека (солнце – чтобы светило человеку, река – чтобы лодки плыли и т.п.).

Кроме этого, П. выделял такие особенности детской логики как: отсутствие связей между суждениями, нечувствительность к противоречию, неспособность к самонаблюдению, трудности осознания и др.

Все эти черты образуют комплекс, определяющий логику ребёнка.

Наглядным примером эгоцентрической позиции ребёнка служит эксперимент с макетом из трёх гор. Ребёнок садился за стол, на котором был размещён макет с тремя горами разного цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, домик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребёнка просили выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором запечатлён вид гор так, как их видит кукла. До 6-7 лет дети склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами.

П. объяснял этот факт, отсутствием у детей представления о существовании других точек зрения. Корни эгоцентризма учёный видит в своеобразном характере детской деятельности (забота родителей предупреждает все нужды ребёнка и он практически не встречается с сопротивляемостью вещей, с проблемами). Отношения с родителями – преимущественно отношения принуждения, они не приводят к осознанию ребёнком собственной субъективности.

Чтобы преодолеть эгоцентризм надо осознать своё Я, научиться координировать свою точку зрения с другими. Снижение эгоцентризма происходит не из-за добавления новых знаний, а из-за трансформации исходной позиции, которая происходит благодаря социальному взаимодействию. Особенно важны явления кооперации ребёнка со сверстниками, когда возможны споры, дискуссии. Таким образом, происходит децентрализация познания, социализированная мысль вытесняет эгоцентрическую.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.