Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бог - Возвеличенный отец




Основные позиции психоаналитической традиции З.Фрейда в отношении религии

Фрейд не был удовлетворен только изгнанием религиозных обрядов из его семьи. Он провел также ее анализ в контексте его общей теории.

Одним из первых его заявлений по этому вопросу, было, что в основе религии находится ничего, кроме психических явлений проецируемых во внешний мир. Таким образом, З.Фрейд объясняет мифы о рае и падении человека, о Боге, добре, бессмертии и т.д.

Эволюцию религии от примитивного анимизма к современных формам религий З.Фрейд видит в онтогенезе человека..

Анимистический этап, по его мнению, соответствует периоду нарциссизма младенца. В этот период человеческие существа приписывают всемогущество себе. На религиозном этапе, соответствующем детскому возрасту, либидо перемещается на внешние объекты, в первую очередь на родителей, чье всемогущество в дальнейшем у взрослого человека распространяется на Богов. На научном этапе, соответствующему стадии зрелости, личность отказывается от принципа удовольствия и постигает реальность. Зрелый человек, по мнению З.Фрейда в значительной степени отказывается от позиции всемогущества, за исключением сохраняющейся веры в силу человеческого разума в понимании законов действительности.

...

...

Такие же недвусмысленные заявления З.Фрейд делает в своей работе «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве». Этот интерес к личности Леонардо обусловлен тем, что тот был рожден вне брака, был сиротой в течение первых нескольких лет своей жизни, а также тем, что он был обвинен в религиозном вероотступничестве.

З.Фрейд полагает, что смелость и независимость научных исследований Леонардо предполагает не задержанное отцом инфантильное сексуальное исследование, а отказ от сексуальности дает этому дальнейшее развитие. Если он учил пренебрегать авторитетом и отбрасывать подражание «старикам» и указывал на изучение природы как на источник всякой истины, то он только повторял в высшем доступном для человека сублимировании убеждение, которое когда-то уже сложилось у удивленно смотрящего на мир мальчика.

Избежав подавляющего присутствия отца в период самого раннего детства, Леонардо оказался исключительно свободным от «оков власти», в том числе религиозной. В связи с этим Леонардо иллюстрирует основное положение психологии Фрейда о религии и о религиозности.

....

...

Об искусстве Леонардо говорили, что в его фигурах святых исчез церковный догматизм, что он приблизил их к человеческому, чтобы воплотить в них великие и прекрасные человеческие чувства. Он вернул человечеству право иметь страсти и радостно пользоваться жизнью.

При этом в записках, где Леонардо углубляется в разрешение великих загадок природы, не отсутствует восхищения перед Творцом как последней причиной всех чудесных тайн, но ничто не указывает на желание закрепить свою личную связь с этим могущественным божеством. Афоризмы, в которые он вложил глубокую мудрость последних лет своей жизни, дышат смирением человека, который подчиняется необходимым законам природы и не ждет никакого облегчения от благости или милости Бога.

Каждая форма религии, по его мнению, имеет свои глубокие корни в комплексе Эдипа. Различия религий отражают лишь отличия в структуре и судьбе этого комплекса.

В другой своей работе «Тотем и табу» З.Фрейд писал, что «тоска по отцу», который «представляет собой корень любой формы религии», неизбежно открывает заграждения Эдипова комплекса, в том числе чувство страха и вины. Послушание перед всемогущим отцом в младенчестве, в дальнейшем интроецировано как его идеализация Бога. В религиозных чувствах, по мнению З.Фрейда, восстанавливаются давно утраченные отношения с отцом, несмотря на наличие амбивалентности, которая, скорее всего, сохранится в религиозности.

Такими образом, З.Фрейд делает вывод, когда отношения с отцом не имеют место, как в случае Леонардо, так и не сформируются у индивида религиозная жизнь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.