Так стала осознаваться личная ценность хорошей рекла- мы, надежной репутации, а не только личных умений, знаний, таланта наконец. Стала жизненно важной необходимостью «упаковка», причем «упаковка», пользующаяся спросом. Для многих из нас эта переориентация произошла стремительно и не очень больно, для других затянулась в мучительную необ- ходимость соответствовать безликому спросу, а не своим твор- ческим возможностям, не самому себе (даже не истине), а имен- но спросу. Вы принесли рукопись научной работы? Извините, у нас сейчас спрос только на популярные издания, приходите позже (может оказаться, что это позже равно никогда).
Эту ситуацию можно довести до абсурда и представить се- бе лавину популярной литературы вместо научной (реаль- ность сегодняшнего дня) или миллионы проектов вечного двигателя (если на них будет спрос) и... ни одного гения (если на них не будет спроса) ни в одной сфере деятельности. Но это абсурд, а пока... пока в жизни нашей страны наблюдается рождение характеров рыночной ориентации.
Нельзя сказать, что их не было, всегда (во все времена и у всех народов) были люди, которых в советское время называ-
47
ли конъюнктурщиками. Эти люди работали на спрос. И не- важно, какой очередной съезд объявлял борьбу с пьянством, они писали об этом книги. Или же объявлялась тема разум- ных потребностей, и бодро стучали пишущие машинки в со- ответствии с актуальностью, с юбилеем, с «историческими» визитами и не менее историческими решениями...
Умение чувствовать конъюнктуру, особенно определяемую власть предержащими, обеспечивало человеку невозможность отказа от чувства реальности собственного Я, от необходимо- сти заниматься его интегрированием, то есть решением экзи- стенциальных проблем. Все было просто и ясно, - цены из- вестны, стабильны, заказы сформулированы, соответствие с ними обеспечивало покой, сытость, защищенность.
Думаю, что описываемое Э.Фроммом содержание рыноч- ной ориентации у людей в нашей стране только начинает скла- дываться, и мы осознаем ее появление в виде, в первую очередь, изменения эмоциональных отношений между людьми. Они становятся менее теплыми, менее дружественными, открытыми. Это чувствуют многие и пытаются обсуждать как личную и социальную проблему. Кроме того, появление рыночной ори- ентации остро поставило перед многими людьми проблему надежности (честности, искренности) другого человека, про- блему осознания оснований отношений с другими людьми.
Думаю, что очень важен этот момент, актуализирующий экзистенциальные задачи человека, выносящий их из интим- ного мира Я в мир реальных межличностных отношений. Поиск партнера, коллеги, надежного человека обращает к выделению критериев надежности, критериев порядочности. Здесь уже недостаточно чувств, нужно понимание человека, а оно невозможно без практической философии жизни, без осознания экзистенциальных основ жизни.
Время покажет, какой тип рыночной ориентации форми- руется в нашей стране, в странах бывшего Советского Союза. Почему-то мне кажется, что он не будет особенно отличаться от того, что описывал Э.Фромм.
В его описании уже сегодня много узнаваемого, словно это картина из бытовой жизни людей, меня окружающих, но кар- тинки более яркие, четкие, чем то, что я вижу ежедневно, с чем сталкиваюсь в реальной работе с людьми.
Какая же она, рыночная ориентация характера человека? К описанным выше качествам можно добавить, по мнению Э.Фромма, совершенно особый феномен «личностного рын- ка», диктующий желательный тип личности. Этот диктат же- лательного типа до настоящего времени выступает в несколь-
48
ко иной форме - в форме идеала человека, которая существо- вала как идея, как концепция в общественном сознании и требовала от человека личных усилий по ее конкретизации'. Степень конкретности этой идеи обеспечивалась системой общественных запретов и разрешений по осуществлению ин- дивидуальной активности (богатейший материал можно най- ти об этом, например, в работе Эдуарда Фукса «Иллюстриро- ванная история нравов». - М.: Республика, 1993-1994). Думаю, что надо прислушаться к описанию Э.Фроммом «личностного рынка», в нем звучит не только констатация изменений, сви- детелем которых он был, но и предостережение, которое мож- но обратить к нам сегодняшним, пытающимся следовать во всем цивилизованным странам, отказываясь от необходимого анализа пути, по которому они шли или идут.
Итак, рыночная ориентация характера начинается с вос- приятия себя как товара, а собственной ценности как мено- вой. На «личностном рынке» принцип оценки меновой ценно- сти такой же, как и на товарном, то есть полезная ценность становится необходимым, но недостаточным условием.
Успех человека зависит не только от его знаний и уме- ний, но и от того, как он сумел их продать. Это существенно влияет на его же самооценку, которая становится зависимой не от собственных способностей человека, а от цены на них. «Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, что- бы стать хорошим товаром», - пишет Э.Фромм. Но мода на «товар», его нужность для других уже не зависят от самого человека, поэтому и его самооценка начинает зависеть от условий внешних, от того, как воспринимают его ценность потенциальные и реальные покупатели. Если изменчивость рынка выступает мерилом ценности человека, чувства соб- ственного достоинства и самоуважения разрушаются, так как у человека не оказывается необходимого психологиче- ского материала для интегрирования своей личности, для восприятия себя как автономного и независимого существа, идентичного самому себе.
Это явление, описанное Э.Фроммом как «личностный ры- нок», уже отзывается эхом в содержании семейных конфлик- тов наших современников, когда, например, дети упрекают своих родителей в их жизненной неконкурентоспособности, в невозможности быть богатыми и востребованными другими, то есть относятся к родителям с точки зрения их экономиче- ской полезности для достижения успеха в собственной жизни.
' См., например: Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991. 49
Зависть к чужому успеху, невозможность достижения его за счет собственных умений и ценных личностных качеств - ис- кренности, порядочности и честности - в условиях «личност- ного рынка» способствуют абсолютизации ценности кон- кретных характеристик жизни. Целостное восприятие жизни и себя становится как бы ненужным, из сознания человека вы- тесняется необходимость его же собственной сущности, со- хранения и проявления его индивидуальности. Собственная индивидуальность начинает восприниматься и переживаться как меновая ценность, а значит, и проявляться чисто количе- ственно - больше - меньше успеха, измеряемого весьма кон- кретно точной суммой всеобщего эквивалента - денег.
Самовосприятие человека и восприятие им других, как давно известно из психологии, практически не отличаются. Если различие между людьми воспринимается через их цену на рынке, то их истинная индивидуальность не только не про- является, не востребуется, но может и не ощущаться челове- ком как необходимая для его жизни, для его собственной жиз- ни. Я с его потенциально уникальными качествами становит- ся просто ненужным ни самому человеку, ни другим людям. Он, человек, становится равным другим людям не по принци- пу ценности его жизни, а по принципу взаимозаменяемости. Эта ситуация подкрепляется еще и развитием техники, кото- рая нивелирует различия между людьми, ее использующими;
унификация многих видов профессиональной деятельности делает людей взаимозаменяемыми, равными не по ценности их индивидуальности, а по ценности их тождественности. «У нас незаменимых нет» - знакомый лозунг, трансформирую- щийся в условиях «личностного рынка» в другую формулу:
«Тебя нет, если на тебя нет спроса». Особенно больно эта си- туация бьет по людям, которые не имеют даже достаточно фи- зических сил, чтобы заявить о своем существовании, - дети, старики, больные. «Личностный рынок» в нашей стране только начинает складываться, и его «дикие» формы буквально остав- ляют за бортом жизни людей, которые не могут себя продать.
Сегодня широко декларируется и новое содержание поня- тия равенства людей как равенства перед законом, думаю, что это одно из проявлений восприятия людей по принципу их тождественности. Возможно, это необходимый момент в ста- новлении правового государства как условие социализации человека - условие сохранения его индивидуальной жизни в быстро меняющихся обстоятельствах современного мира.
Насколько можно ориентироваться в истории самого по- нятия прогресса человечества, слова о равенстве произноси-
50
лись практически всегда, независимо от представления людей об идеальных принципах общественных отношений как о своеобразных условиях равенства для всех людей. Это прин- цип золотой середины (Аристотель), принцип счастья и поль- зы (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм), принцип любви (христианство), принцип императива (Кант), принцип жизни (Ницше), принцип единства (Наторп), принцип солидарности (французские социологи), принцип роста знания (Конт и дру- гие), принцип максимализма - счастья для максимума людей (Милль, Спенсер, Михайловский и другие).
Законы, о которых сегодня так много говорят как об усло- вии осуществления равенства, тоже создаются людьми, кото- рые при их разработке исходят из собственных представлений о человеке и его сущности, об индивидуальности как прояв- лении этой сущности. Выбор оснований для создания законов не является случайным, а отражает те ориентации, которые присутствуют у его создателей, ориентации в специфической реальности, которую и должны отражать законы в психоло- гической реальности.
Похоже, что сегодня мы наблюдаем фантастическое явле- ние, которому я не могу дать точного названия, но оно есть, с ним встречаешься практически повседневно - в разговорах с людьми, в текстах радио и телепередач, в красках и названиях на книжных прилавках, в студенческой аудитории, в купе поез- да дальнего следования... Внешне это выглядит в преоблада- нии слова «как?» В виде вопроса и утверждения, просьбы, требования, даже угрозы: «Как стать собой, преуспевающим в бизнесе, завоевать друзей и оказывать влияние на людей, стать уверенным в себе, развить память, освоить иностранный язык, сложить печь, построить баню...» И так мало (или ка- жется, что очень мало) «почему». Аналитическую работу отда- ли (отдают, отдаем) кому-то, пользуясь плодами этого анализа в виде рецептов, правил, приемов с гарантированным результа- том - успехом в жизни. Измеряется этот успех... Вот здесь я бы хотела остановиться и прервать свое категорическое утвержде- ние количественным наблюдением. Из нескольких сотен людей, обращавшихся ко мне за психологической помощью, лишь немногие (меньше десяти человек) задавали вопрос «Почему?» В лучшем случае он звучал в форме: «Может быть, мы в чем-то виноваты», а большинство вопросов было о том «Как! Как воздействовать (менять, изменять, переделывать) на другого».
Чем больше я работала (работаю) с людьми, тем больше убеждаюсь в том, что в их сознании преобладает механиче- ская картина психической реальности, где вопросу о сущно-
5/
сти человеческой индивидуальности практически не место. Механичность картины выглядит как предположение о нали- чии устойчивого механизма, обусловливающего поведение человека во времени, работающего по принципу: сигнал - ре- акция. В который раз убеждает это в том, что бихевиористы, построив свою схему стимул - реакция и положив ее в основу объяснения поведения человека, были ближе всех к построению теории, ожидаемой большинством моих современников.
«Как?» - это просьба об инструкции, с помощью которой можно управлять, манипулировать, в конечном счете пред- сказывать качество отношений с другим человеком, гаранти- ровать для себя спокойствие и уверенность. От психологии как науки о человеке не требуют даже попыток аналитиче- ской работы (на них нет спроса), требуется рецепт или про- стое понятное сразу объяснение, которое легко ложится в схему рецепта, инструкции, правила.
Мне не хотелось бы упрощать историю психологии в XX в., но последнее десятилетие ее существования в нашей стране показало, что она очень быстро может превратиться из науки, ориентированной на поиск истины, в сферу деятельности, ко- торая обслуживает задачи манипулирования другим челове- ком, то есть перестает быть наукой, сливается с бытовым соз- нанием, растворяется в житейской психологии.
Не берусь судить, хорошо это или плохо, в конечном счете рассудит история. Но трудно смириться с тем, что кто-то, открывший способ эффективного манипулирования, при- сваивает себе право на владение истиной и считает результа- ты собственных манипуляций с человеком показателями раз- вития, отождествляя изменения, вызванные своим присутст- вием в жизни человека, с качествами самой жизни.
Когда я впервые встретила у Э.Фромма слова о том, что «познание человеком самого себя, психология, которая в ве- ликой традиции западного мышления считалась условием доб- родетели, правильной жизни, счастья, выродилась в инстру- мент для лучшего манипулирования другими и самим собой в рыночных изысканиях, в политической пропаганде, в рекламе и тому подобное»', то не почувствовала всей боли, которая звучит в них. Прошло всего три года (с 1992 по 1995 г.), и сегодня, наблюдая за изменением состояния психологии, чув- ствуя личную ответственность за ее существование, я по- новому прочитала эти строки - в них то, что не могла, увидев, сформулировать сама: человеку, попадающему в условия «лич-
' Ильенков Э.В. Философия и культура.-С. 78. 52
постного рынка», приходится отказываться от собственного мышления о самом себе, о своей жизни, о своей индивидуаль- ности наконец. Это увидел и сформулировал Э.Фромм, но это же самое, только в другой форме, было в нашей стране, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Рес- публик. Сама я столкнулась с этим в двух обликах, ясно вы- ступивших в конкретных экспериментально-психологических исследованиях: в облике нивелирования средств индивиду- альности высказывания в письменной речи школьников и в фактах массового отсутствия рефлексивного подхода в пони- мании человека - преобладал оценочный подход с жестко заданными критериями... Воспроизводимость этих фактов в массовом обследовании не только огорчала, но и заставляла думать над вопросом о том, почему человек отказывается от проявления своей индивидуальности, почему он не замечает (не хочет? не может?) индивидуальности в другом человеке.
Я и сегодня не знаю ответов на эти вопросы, но понимаю неслучайность их появления в данных конкретно-экспери- ментальных исследованиях. Человеку нужно иметь не только силу собственного Я, переживать ее присутствие, но ему нуж- ны формы воплощения своего Я - те идеи, которые позволяют конкретизировать до бесконечности в интегрированном це- лом это Я. Это похоже на воплощение замысла: чем он плодо- творнее, тем разнообразнее по формам, средствам, способам.
В этом смысле идея о том, что «Я - человек маленький», и идея о том, что «Я - отвечаю за все на свете», открывают пе- ред человеком различные аспекты жизни и своей индивиду- альности в ней.
Господствовавшая в нашем обыденном сознании идея о «барине», о необходимости «выполнять и перевыполнять» ука- зания других, сопутствующие ей идеи «человека-винтика» не только не способствовали осознанию своей сущности, но и обесценивали сам факт существования психической реально- сти и необходимость с ним считаться.
Известно, что свойства психической реальности меняются очень медленно, нужно время, измеряемое жизнью поколений, иногда нескольких, чтобы то или иное качество возникло или трансформировалось (у нас еще будет возможность погово- рить об историческом характере этих свойств).
Может быть, наиболее мобильным является характер че- ловека - то, что выше было представлено как ориентация человека. Недаром почти всегда говорится о конкретно- историческом типе характера, даже есть для этого жесткие характеристики - современный человек и несовременный.
53
Если воспользоваться ими, то, по-моему, мы все сейчас пе- реживаем (в той или иной форме) или нет эту современность как собственную нужность или ненужность. Различие (самое главное) проходит здесь по линии «нужности для...».
Похоже, что именно здесь, в конкретизации этого «для» и заложены основы существования индивидуальности, интег- рированности Я, может быть, даже психического здоровья.
Если это «для» будет заполнено отражением спроса, то уже потенциально будет декларироваться, что Я человека есть «ничто», «пустота», которая может быть заполнена этим спро- сом. Практически личность при рыночной ориентации должна быть свободна от своего Я, от своей индивидуальности, а зна- чит, от всех видов страданий, с ним связанных, в том числе и страданий совести, стыда, ответственности, необходимости защищать свою честь, иметь и сохранять достоинство, вообще заботиться о существовании своего и чужого Я. Прямым след- ствием этого является безразличие человека к самому себе. Этот поразительный феномен безразличия к себе проявился в полной мере в моей научной биографии при исследовании мотивации учебной деятельности подростков. Суть феномена (исследова- ние 1976-1983 гг.) состояла в том, что подростки, даже обла- дая необходимым интеллектуальным потенциалом для ус- пешного освоения материала, отказывались от собственных интеллектуальных усилий по его освоению. Говоря бытовым языком, им было не стыдно за то, что они не хотят учиться. Организовать их собственные усилия по воздействию на соб- ственную же активность было практически невозможно - это было проблемой для учителей и родителей. Фактов, характе- ризующих отношение к учебе подростков в 50-60-е гг., в моем исследовании просто не было, например, фактов признания сверстниками успешно обучающегося подростка. Похоже, что подростки в моей работе выступили барометром тех измене- ний, которые происходили в ориентациях взрослых, пережи- вавших независимость жизненного успеха от собственных усилий: собственный труд переставал быть, да и не был, по большому счету, никогда социальной гарантией жизненного успеха. Явление, называемое блатом, все шире входило в сфе- ру бытового и общественного сознания, коррумпированность становилась все более существенным фактором жизни. Это, конечно, один, на поверхности лежащий, фактор, но, по- моему, очень важный, так как именно он в многообразных формах нивелирует индивидуальные качества человека.
Мне не хотелось бы писать сейчас какие-то слова о тота- литаризме, о нем написано уже много и, думаю, весьма
54
справедливо и аналитически точно, но этот феномен неже- лания подростков учиться, который так ясно выступил в указанные годы и меняющийся сегодня, в 1996 году, - свое- образное зеркало изменения ориентации, переживавшееся большими группами людей. Хотелось бы назвать это сего- дня переживанием появления пустоты в интеграционных тенденциях индивидуальности.
В более раннее историческое время эта пустота связыва- лась с нравственно-религиозными идеями, позже - с идеями нового человека и нового будущего, они несли интеграцион- ный потенциал для индивидуальности человека. Но нравст- венно-религиозные идеи были запрещены, а идея нового че- ловека не предполагала индивидуальности человека как его уникальности, она была доведена до абсурда, например в лозунге: «Женщины - на трактора» и прочее. Получилось, что она стала предельно конкретной, то есть потеряла (стала те- рять на глазах) свою продуктивность как возможность беско- нечного конкретного разнообразия. Противоречие между конкретностью содержания этой идеи и ее назначением (формо- образованием индивидуальных ориентации) сделало свое дело в разрушении и других интеграционных характеристик инди- видуальности - появилась двойная мораль, «кухонная» по- литика, теневая экономика, телефонное право и прочее.
Подростки, особенно восприимчивые к индивидуальным качествам взрослых, к их возможности персонифицировать идеал человека, отреагировали массовым нежеланием учиться на отсутствие во взрослых этого свойства - быть персонифи- цированным идеалом человека, то есть фактически быть са- мим собой.
Феномен советского человека еще только начинают осоз- навать. Каждый из нас так или иначе несет его в себе. Совре- менный подросток не хочет учиться потому, что он не умеет (не хочет и не может) принимать и осуществлять продуктив- ные решения, касающиеся своей собственной судьбы. Но по- являются уже люди, которые могут быть для него пусть не всегда близким, но персонифицированным идеалом другого, не «блатного», содержания жизненных целей и путей их дос- тижения. Надеюсь, что я не очень ошибаюсь в описании этого нового явления.
О современных ориентациях характеров писать очень сложно уже потому, что многие из них зарождаются и типи- зируются буквально на глазах, и в них мне легче узнать про- явление различных известных интеграционных идей, чем вве- сти какой-то новый критерий для описания.
55
Основное качественное отличие в современных характерах (сегодняшних) в том, по-моему, что в любой конкретной фор- ме обостренно переживаются экзистенциальные идеи, кото- рые определяют и изменения форм жизненной активности. Это есть и у «новых русских», и у «лиц кавказской нацио- нальности», и у детей, торгующих газетами, и у коллеги, впервые в жизни получившего «гранд» фонда Сороса, и у подростка, принимающего решение о поступлении в гимна- зию, и у пожилого человека, учившегося впервые в жизни вставать в пикет с самодельным плакатом...
Наблюдая социальную обусловленность форм жизненной активности людей, все больше ловлю себя на мысли, что из- вестные мне описания характеров при всей их ограниченности и известной доли условности помогают описать, для себя конкретизировать и общие тенденции изменения активности, и их индивидуальные варианты.
Уже использованная классификация ориентации Э.Фромма дала возможность увидеть конкретно-историческую обуслов- ленность тенденций активности, соотнести ее с интеграцион- ными тенденциями в Я человека. Сейчас мне бы хотелось уси- лить такой момент в собственном рассуждении: любая инте- грационная идея (происхождения, цели и смысла, возможно- сти воздействия, общности) предполагает диалогичность соз- нания, несущего эти идеи. Диалог с другими людьми в вер- бальной форме или диалог со своим вторым Я. Похоже на то, что эта диалогичность и является основой жизненности идеи - своего рода защитой от превращения в фантом, в стереотип, в указание, в назидание, в одномерное, линейное правило.
Поддерживают эту диалогичность идей естественная связь между поколениями и преемственность культурно-истори- ческого контекста жизни, то самое чувство причастности к делам сегодняшним, та ответственность перед будущим и знание прошлого, которые делают человеческое Я не только потенциально присутствующим, но и осуществляющимся.
Если эта диалогичность нарушается, то каждому поколе- нию не только надо заново изобретать велосипед, но и искать другой источник для сохранения сознания. Один из парадок- сов жизни состоит в том, что одно поколение - поколение сверстников - не может сохранить, а тем более развить созна- ние. Поколению сверстников будет нехватать Мудреца-фило- софа, который может посмотреть на жизнь как бы со сторо- ны, рефлексивно и отстранение. Недаром существуют и суще- ствовали возрастные субкультуры, которые приобрели особое значение по мере исторического признания специфики дет-
56
ской психики, ее качественного отличия от психики взрослых. Существование субкультур интересно для меня проявлением в них интеграционных тенденций, которые в конечном итоге проходят, как проходит период чувствительности организма ребенка к детским инфекциям. Субкультура как бы исчерпыва- ет резервы своей диалогичности. (Подробнее о них мы погово- рим при описании подросткового н юношеского возрастов.)
Мудрец-философ в индивидуальной судьбе человека и в жизни субкультуры выполняет важнейшую задачу - задачу развития честного мышления, ориентирующего человека в жизни его Я и в мире бытия, открывающего существование необходимости различать жизнь и псевдожизнь для сохране- ния самого главного в феномене человека - честного мышле- ния. Мудреца-философа нельзя заменить никем, он и есть то самое Я, которое есть Я. Можно сыграть его роль, только как актер неравен своему герою, так и играющий роль мудреца будет неравен ему в проявлениях своего Я. Мудрецы не при- надлежат ни одной субкультуре, они принадлежат всем. Та- ким был Мераб Константинович Мамардашвили, имевший право и смелость сказать: «...я буду против народа». Фило- соф-мудрец персонифицирует обобщенный идеал человека в своих рассуждениях о жизни, в том, как он расставляет акцен- ты в диалоге с другими и в диалоге с самим собой. По сути дела он воплощает в себе свободное Я. Не будучи сами муд- рецами-философами, его роль могут играть поэты и писатели, художники, композиторы, если своими средствами персони- фицируют обобщенный идеал человека и тем самым поддер- живают диалогичность сознания в своих читателях, зрителях, слушателях. Кажется, что, в отличие от Мудреца-философа, рождающего в слове мысль о мысли, писатели, поэты могут работать со словом как с инструментом мысли, то есть рабо- тать с его свойствами как с инструментом, отдельно от пря- мого назначения слова - проявлять мысль. Как можно иссле- довать состав молотка, так можно исследовать и состав слова, если отнестись к нему как к инструменту, что, например, про- бовали делать В.Хлебников и Д.Хармс, стихи которого я уже приводила ранее.
Для философа и для поэта слова - это орудие, инструмент мышления, только задачи они решают разные с помощью этого инструмента. Восприятие поэта и мудреца тоже разное:
если поэт чаще воспринимается как дитя, то мудрецу припи- сывается более почтенный возраст. Думаю, что это не случай- но - от мудреца ждут истины, а от поэта - текстов для по- строения собственного Я, поэт как бы говорит за всех, каж-
57
дый вычитывает из его текстов то, что умеет. Другое отноше- ние к мудрецу - он несет истину, которую самому (Я) найти не дано, он позволяет выйти за пределы этого чувственного Я в сверхчувственное, или, как говорят, трансцендентное, для того чтобы вернуться в свое чувственное Я с обновленным отно- шением к жизни, к феномену своего собственного сознания, позволяющим раскрыть его метафизику.
Вот и получается у меня, что интеграционные идеи Я чело- век получает из нескольких источников. Попробую перечис- лить их по степени персонификации от наименее персонифи- цированной к более персонифицированной:
1. Идеи ценности индивидуальной жизни в общественном сознании.
2. Идеи добродетельного человека в общественном сознании.
3. Идеи представленности Я человека для него самого и для других людей.
4. Идея диалогичности Я.
5. Идеи защиты Я в его уникальности.
Первая группа идей существует в условиях взаимной зави- симости людей. Чем больше опосредована эта взаимозависи- мость различными предметами, орудиями, инструментами, тем меньше эта идея представлена в общественном сознании. В этом смысле любопытно, что по мере зависимости все большего числа людей от действий конкретного лица с предметом стано- вится практически не важно «Кто?» у пульта, а важнее «Какой?» Так появляется новая форма взаимной зависимости людей от свойств психической реальности конкретного лица или лиц.
Вторая группа идей в XX веке претерпела очень сильное из- менение, она как бы утратила актуальность. После появления фрейдизма и его весьма неумеренной, на мой взгляд, популяри- зации сама идея идеального, совершенного человека словно бы перестала интересовать людей. Вопрос «Каким быть человеку?» быстро перешел в категории «личностного рынка». Насколько можно понимать, это одно из проявлений отчуждения человека от своей сущности, особенно неприглядно (для меня лично) оно выглядит в феминистском движении, когда о равенстве говорит существо, пол которого определить весьма затруднительно. Можно привести не одну сотню примеров, когда само понятие добродетели осмеивается и отрицается в общественном созна- нии как ненужное. Хотелось бы видеть в этом только момент проявления Добра и Зла - свойств, присущих человеческой природе. Разгул бесов (Ф.М.Достоевский) не возникает слу- чайно - слабая выраженность в общественном сознании идей добродетельной жизни (например, чистоты, честности, поря-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление