полагают исследование свойств психического как природных присущих организму человека функций: меняется во времени организм - меняются и его функции, что естественно Социо- генетические подходы рассматривают психическое как произ- водное от социальных условий жизни человека то есть от внешних, по отношению к организму, факторов. Соответст- венно, свойства психического зависят от изменения свойств этих социальных условий.
Для нашего рассуждения важно, что попытки выделить спе- цифические свойства психической реальности предпринима-
лись и предпринимаются в истории психологии постоянно. Не стремясь утомить читателя перечислением множества научных школ и авторов, обращавшихся к этим проблемам, отмечу, что так или иначе (на разном конкретном материале) многие авто- ры приходят к констатации того факта, что в психической ре- альности человека есть устойчивые, относительно устойчивые и изменчивые параметры.
Со времен Гиппократа известно, например, об устойчивости темперамента, а сколько страниц (уже в XX веке) посвящено неизменности качеств характера и Юнгом, и Левитовым, и Адлером, и Маслоу, и Платоновым, и... Достаточно взять лю- бую книгу о способностях человека (Н.Лейтес, Э.А.Голубева, Айзенк, Анастази и другие), и опять в ней - выделение устойчи- вых и изменчивых компонентов удивительной продуктивности людей, обладающих способностями, и трудность в определении устойчивых черт психической реальности, говорящих о нали- чии самих способностей, особенно так называемых общих спо- собностей, присущих всем людям.
Хотелось бы высказать и обосновать предположение о том, что для человека его ориентация на психическую реаль- ность связана с выделением ее главного свойства - обратимо- сти и обобщения его Я-концепции и концепции другого человека (сокращенно ЯК и КДЧ).
Обратимость - главное и специфическое свойство психиче- ской реальности. Это подробно известно благодаря работам Ж.Пиаже, о выдающемся вкладе которого в современную возрастную психологию написано много, но, думаю, все рав- но этого недостаточно для того, чтобы оценить в полной мере значение его работ. Итак, обратимость как свойство психической реальности в картине мира человека задает это качество, которое метафорически хотелось бы сравнить с размером этой картины, соотносимостью этого размера человеком с самим собой, с наличием себя и своей позиции.
Как характеризует обратимость сам Ж.Пиаже? Обратимся к тексту: «Как только достигнута полная обратимость (то есть достигнут предел непрерывного процесса, где, однако, свойства данного состояния весьма отличны от свойств предшест- вующих фаз, ибо только на этом этапе наступает равновесие), ранее негибкие элементы приобретают способность к мо- бильной композиции, которая как раз и обеспечивает их ста- бильность, поскольку аккомодация к опыту - вне зависимости от характера выполняемых в этом случае операций - находится тогда в постоянном равновесии с ассимиляцией, возведенной самим этим фактом в ранг необходимой дедукции.
23
Ритм, регуляция и "группировка" образуют, таким обра- зом, три фазы эволюционирующего механизма, связывающего интеллект с морфогенетическими свойствами самой жизни и дающего ему возможность осуществлять специфические адап- тации, одновременно безграничные и уравновешенные между собой, которые в органическом плане были бы невозможны»'. Загадочный, сложный текст - научный, одним словом. По- пробую рассказать иначе то, что поняла сама и считаю важным местом в рассуждениях Пиаже.
Развитие, то есть качественное изменение любой системы во времени (а психическую реальность, как и любой пред- мет, можно представить в виде системы), происходит не только во времени, но и в пространстве. За счет этого про- цесс развития может достигнуть своего предела как предела изменения системы. В момент, связанный с достижением этого предела, наступает равновесие в состоянии системы, она как бы на время находится в состоянии относительного покоя, в ней нет очевидного движения - изменений. Естест- венно, что все свойства системы (психической реальности) в этот момент изменяются таким образом, что в них происхо- дят качественные преобразования, необходимые для даль- нейшего изменения системы. Так как в это время потенциал изменения системы исчерпан, начинаются изменения в ее структуре, то есть начинается преобразование внутри систе- мы за счет движения в ранее устойчивых элементах структу- ры. Функция, то есть назначение системы (психической ре- альности), сохраняется, она живет, но жизнь осуществляется уже за счет других механизмов, связанных со структурными преобразованиями в системе.
Необходимо добавить, что существует предел структур- ных преобразований системы, связанный с выполнением его основных функций, того, что Ж.Пиаже называет связью с «морфогенетическими свойствами самой жизни», со «специ- фической адаптацией» - безграничной и уравновешенной.
Для нашего рассуждения важно, что понятие обратимости, введенное Пиаже, позволяет обсуждать параметры простран- ства психической реальности как данность, как факт, а не только как метафору, соотносимую с метафорическим же содержанием картины мира.
Пространство психической реальности задается пределом ее изменчивости. Вспомните из личного опыта свои пережи- вания: «Больше не могу», «Лучше уже не получается», «Ничего
' Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1964. -С. 229. 24
здесь не понимаю», «Об этом можно говорить без конца», «Это нельзя терпеть» и тому подобное. Эти очень близко об- наруживаемые в опыте каждого человека переживания помогают почувствовать наличие предела у различных качеств психической реальности. Для одних качеств этот предел ка- жется бесконечным, например, для желаний («Я хочу»), для других весьма реально ограничен, так, о своих возможностях можно сказать весьма конкретно: «Я могу то, что я могу» или раздвинуть эту границу: «Я сам не знаю, на что я еще способен, я еще такое выкину».
Структурные изменения в своей психической реальности мы тоже можем заметить сами: «Надо все записывать - ни- чего так не помню, не то что раньше», «Я теперь все по- другому воспринимаю, более остро», «Тогда я поняла, что уже никогда не смогу открыто выразить свои чувства» и тому подобное.
Существование различных качественно отличающихся от- резков времени в психической реальности может отметить как сам человек, так и наблюдатель. Так, мы можем сказать: «С того момента вся моя жизнь изменилась», «Я больше не мог никогда заставить себя делать это», «С этого времени я стал более черствым», «Я тогда словно потерял чувствительность к боли», «Я с тех пор перестала сопротивляться жизни» и т.д.
Другими словами, обратимость как важнейшее свойство психической реальности дает возможность человеку жить не только в актуальном настоящем времени, но и в прошлом, преобразованном в свете настоящего и будущего. Прошлое (события жизни человека), пережитый опыт не уходят из психической реальности и не остаются в ней без изменения, а за счет вариантов изменений, соответствующих его свойст- вам, именно его свойствам (например, свойствам произвольной памяти или свойствам аффекта), то есть «мобильной композиции», обеспечивают стабильность психической ре- альности. Это делает их узнаваемыми друг для друга и для самих себя. Становится не так уж важно, что я делаю, важно, что делаю Я. Благодаря обратимости человеческая психиче- ская реальность может не только изменяться, качественно преобразовываться, но и сохранять свои свойства, возникшие в результате изменения, поэтому индивидуальность каждого человека обеспечивается (с этой точки зрения) «морфо-генетическими свойствами самой жизни», хочется добавить -его, человека, жизни.
Какая она - жизнь? Какие у нее эти «морфогенетические свойства»? Эти вопросы легче задать, чем на них ответить. Ду-
маю, что данный текст и не предполагает необходимости дать абсолютно полный ответ на этот вопрос. Для дальней- шего анализа важно то обстоятельство, что через свойство психической реальности - обратимость - у человека есть возможность создавать картину мира и переживать этот процесс отдельно от его результата - содержания и формы созданной им картины.
Говоря иначе, можно быть в мире и не принадлежать ему, существование организма еще не гарантирует человеку появ- ления картины мира, для этого он должен проявить особую активность, активность, аналогов которой нет в органиче- ском мире. Пока обозначим ее как активность по построению Я-концепции, конкретизирующую для самого человека его же собственную сущность. Это варианты ответа на вечный во- прос: «Кто Я? Зачем Я?» Ответить на него можно в контексте более широких вопросов: «В чем сущность человека? Зачем живут люди?»
Обращенность на Я - особая форма обратимости, обес- печивающая устойчивость качеств психической реальности. Остается только разобраться, что входит в Я человека, а это значит еще и еще раз вернуться ко всей истории мировой философской и психологической мысли. Есть блестящие научные тексты, которые позволяют читателю это делать самостоятельно'.
Я же, ориентируясь на право автора представлять в тексте свою позицию, воспользуюсь им в полной мере.
По-моему, возрастная психология пытается изучать те из- менения, которые происходят в психической реальности, ори- ентируясь как на главный вектор направления изменения - физическое время жизни человека. Именно отрезками физиче- ского времени фиксируются фазы существенных изменений, создающих основу для постоянных качеств психической ре- альности. Хотя и осознается относительная неточность границ этих фаз, но они широко используются для понимания зако- номерностей индивидуальной жизни человека с точки зрения других людей. Хотелось бы, чтобы читатель обратил внимание на этот момент. Одним важно знать, сколько ребенку лет, чтобы за него верно платили в транспорте, другим важно знать, сколько ребенку лет, чтобы его приняли в спортивную секцию, чтобы он отвечал за себя сам перед судом, чтобы он
1Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии; Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах; Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии;
Ждан А. Г. История психологии и др.
26
нес ответственность по закону, чтобы он принял участие в выборах, чтобы он получил водительские права, чтобы...
Через отношение других людей физическое время жизни становится содержанием Я человека, регулирующим его место в системе отношений, определяющим границы этого места.
Хотелось бы высказать предположение, что это одно из образований в психической реальности человека, которое констатирует ее обратимость как предмета. Переживание своего возраста как физического времени жизни, которое значимо с точки зрения других людей, задает (в известной степени) предел изменениям. (Когда мы будем характеризо- вать различные возрасты человека, то убедимся в этом на конкретных фактах.)
Особенность этого переживания - своего места в системе человеческих отношений — состоит еще и в том, что оно ориентирует каждого из нас в наших правах и обязанностях, ре- гулирующих (как социальные нормы) движения человека в самих этих отношениях. Другими словами, определение (через переживание возраста) места в системе отношений с другими людьми приводит человека к необходимости «обживать» это место - организовывать и структурировать его, то есть обозна- чать его (места) наличие. Это и помогает создать права и обязанности, которые позволяют обозначить наличие самого мес- та и его качественное своеобразие по сравнению с другими.
Права каждого человека, провозглашенные в настоящее время всемирно известной Декларацией прав человека, при- знают (с этой точки зрения) наличие для каждого человека необходимого ему жизненного пространства, в котором будет организована не только жизнь его организма, но и его психическая реальность. Говоря метафорическим языком, права указывают на необходимость для каждого человека иметь дом для души, или иначе - почву для роста.
Обязанности наполняют этот дом содержанием, и как все люди, каждый человек обязан обставить свой дом тем, что объ- единяет его с родом человеческим, чтобы самому быть человеком. И если его дом уязвим извне, то внутреннее устройство дома во многом определяется усилиями самого человека, при- нятие и выполнение обязанностей по устройству дома души обязательно связано с отношением к ним самого человека.
Можно иметь право и не пользоваться им. Если продол- жить сравнение, то это похоже на темную комнату в доме. Но быть обязанным и не выполнять обязанности - значит не убирать свой дом, не следить за его сохранностью или делать это чрезмерно.
И если нежилая комната сужает жизненное пространство, то неубранный (или стерильный) дом постепенно теряет свое назначение - в нем становится невозможно жить.
Итак, переживания физического возраста, с точки зрения другого, являются важнейшим моментом, фиксирующим для человека существование границ его психической реальности как особого предмета, как того, что связано со свойствами его организма, но в то же время к ним не сводится. В начале жизни психическая реальность для ребенка структурируется, ор- ганизуется другим человеком - взрослым. Он берет на себя осуществление прав и обязанностей ребенка по построению его души - по организации его места (в том числе и физиче- ского) в системе человеческих отношений. Уже младенец ока- зывается, обязан, например, спать по ночам. Уже младенец, например, имеет право на социальную защиту со стороны государства, специфические свойства психической реальности в ребенке поддерживает и сохраняет взрослый, реагирующий в силу своих возможностей на «морфогенетические свойства самой жизни» в активности ребенка.
Взрослый своим воздействием, основанном на его концеп- ции другого человека, обозначает место ребенка в системе отношений как с собой, так и с другими людьми, так как выступает в начале жизни для ребенка обобщенным персонифи- катом другого человека, то есть это не просто взрослый чело- век, а представитель Всех людей. Как трудно бывает порой взрослому осознать эту свою миссию!
Итак, обратимость как важнейшее свойство психической ре- альности можно представить как движение вспять, как возврат к началу, уже ставшему в какой-то момент концом. Думаю, что примерно так можно еще раз попробовать представить себе это свойство психической реальности и увидеть, что в начале жизни каждого из нас другой человек - взрослый во многом определя- ет это «движение к началу», организуя и направляя активность ребенка (как физическую, так и психическую) через систему разрешений и запретов. Преобразованная взрослым активность возвращается к ребенку в превращенном виде, условно это можно было бы описать примерно так в переживаниях ребенка:
«Я хотел, но мне нельзя», «Я чувствовал, но не знал», «Я мог, но не получилось» и тому подобное. Хотелось бы подчеркнуть важный для нашего рассуждения момент, который состоит в том, что взрослый может преобразовать вектор активности ребенка и вернуть ему в новом качестве.
Таким образом, ребенок получает один из важнейших ис- точников переживания ограниченности своей активности,
28
что Ж.Пиаже называл «пределом изменения». К числу дру- гих таких источников можно отнести физическое тело ре- бенка, предметный мир, в том числе и тело взрослого как предмет. Все эти источники ограничений активности обла- дают важным свойством, которое хотелось бы назвать фи- зическим термином, - они обладают сопротивлением, пред- полагающим их плотность, непроницаемость. Именно оно, думается, позволяет развиваться тому содержанию психиче- ской реальности, которое мы обозначали как концепцию другого человека, но его можно расширить до концепции другого вообще. Переживание, проживание сопротивления другого позволяет ребенку в процессе жизни провести диф- ференциацию между Я и не-Я (напомним, что это происхо- дит благодаря Взрослому), определить место в пространстве и во времени для этих переживаний.
Присутствие другого в жизни ребенка создает основу для проявления обратимости - активность ребенка возвращается к нему в преобразованном виде и по принципу обратной связи производит изменение в источнике активности - самом ре- бенке. Причем изменения могут быть как устойчивыми, так и относительно кратковременными.
Несоответствие возрастов ребенка и взрослого как несоот- ветствие их картин мира является феноменологическим фак- том порождения пространства психической реальности, заданного обратимостью разных форм активности ребенка.
Каждый из нас знает, что существует какое-то «не могу». Для каждого свое - от невыносимого скрежета ножа по сково- родке до телепередачи, а от нее до глубин переживания - «живу не своей жизнью», «ненавижу себя», «не понимаю, что со мной».
Думаю, что эту возможность видеть свое Я и не-Я в каж- дом из нас в той или иной мере задают свои (мои) другие и чужие (не мои) другие через переживание границы нашего Я и нашей психической реальности.
В начале жизни человека это очень важное событие - встреча с другим человеком, событие, определяющее пережи- вание возраста как одного из свойств психического.
Думаю, что в известном смысле можно сказать, что на бы- товом уровне возрастная психология существует как переживание людей по поводу воздействия на них других лиц, так как именно эти переживания, как хотелось кратко показать, задают самому человеку роль и место психической реальности в картине мира.
Итак, что такое возрастная психология? Ответов пока получилось несколько:
29
1. Это наука о фактах и закономерностях психического развития нормального здорового человека.
2. Это концепция другого человека, которая есть у каждо- го человека, который живет среди людей.
3. Это отношения между людьми разного возраста, которые позволяют каждому человеку переживать наличие своего места в системе отношений, то есть наличие дома для своей души.
4. Это попытки измерить изменения в жизни человека единицами времени.
5. Это естественный ход биологических часов, который осознается благодаря другим людям самим человеком.
6. Наконец, это проекция личного развития исследователя на понимание им закономерностей изучаемой жизни.
Труд ученого связан с осознанием им средств своего же собственного мышления, он строит понятийную картину мира. Обыватель может при этом руководствоваться не только понятийным мышлением, но и чувствами. Поэтому, узнав одно и то же, они не всегда могут понять друг друга. Тогда появ- ляются особые задачи применения научного знания, это то новое в отношениях людей, которое появилось в наше время и существует сегодня, например как практическая психология.
Глава 2 В КОТОРОЙ КОЕ-ЧТО О ПРОГРЕССЕ
Каждый человек в душевном нутре своем, в своей ду шевной сущности, неизбежно и всегда философ, выяв- ляющий затем свое миросозерцание так или иначе, ясно или смутно, решительно или неуверенно в своем поведе- нии, в своих высказываниях, в своих помыслах, в своих построениях, в своих переживаниях...
Всякий человек, сколь мало бы он ни был человеком потому и человек (и лишь постольку человек), что (и по скольку) он осмысливает окружающее и самого себя и есть философ, пусть самый убогий, самый что ни на есть самодельный и ограниченный, но все же по-своему не- прерывно мыслящий, постигающий и велящий и только тем и через то и живущий.
Б.В.Яковенко
В этой главе хотелось бы остановиться на зависимости ин- дивидуальной судьбы человека, его индивидуальной, частной жизни от идеологии, пронизывающей конкретное Время пре- бывания человека на земле.
Одним из поводов, заставивших включить эту главу в текст, стал факт, описанный давно уже в газете «Комсомольская правда». Это было время всеобщей политизации общества, каза- лось, что все только и делали, что читали газеты, смотрели ин- формационные сообщения по ТВ и обсуждали их. Но! В это вре- мя в одной из деревень центральной России жил человек, встре- чу с которым корреспондент газеты описывает со смешанным чувством восхищения и страха. Он жил один, окруженный до- машними животными и птицами. В момент разговора с коррес- пондентом его больше всего занимала курица, которая украдкой несла яйца в неизвестном месте. Все вопросы о власти, о государ- стве, о политике вообще были прерваны замечанием этого чело- века, обращенным не столько к корреспонденту, сколько к кури- це: «Вот шельма, опять обманула». Корреспондент газеты с неко- торым уже упомянутым страхом написал о том, что этот человек, не читающий газет, не смотрящий ТВ, занятый своими заботами о земле, животных, не считает себя ущербным, а, наоборот, по- лон живого ума, ярких чувств, здоровья наконец. Он как бы вне исторического времени, но он в своем реальном психологическом времени соотносится с естественными природными ритмами.
При чем здесь идеология? Да и что это такое - идеология? В поисках ответа на эти вопросы пересмотрела множество ав- торов, но поняла, что все надо начинать как бы с начала, то есть с возникновения человечества, с появления организованной его общности. Именно в природе организованности общества надо, видимо, искать истоки идеологии как системы взглядов, обес-
32
печивающих совместные действия людей, системы идей, а потом и конкретных норм и правил (ритуалов, обрядов, обычаев, зако- нов), которые организуют в одном направлении усилия людей.
Идея, мысль облекается в слова, в словесные формулы, ко- торые становятся основанием для построения новых формул, слова лишаются их бытийного источника, и у них появляется возможность жить своей собственной жизнью - жизнью зна- ков, опосредующих отношения между людьми. Знак приобре- тает значение символа, фиксирующего принадлежность к общ- ности. Об этом писали Дж.Оруэлл и Е. Замятии, увидев в идео- логии ее настоящее лицо - искусственно-знаковое, ограничи- вающее (и убивающее) живую жизнь.
У идеологии есть еще одно важное свойство - возникнув, она воспроизводит себя во времени все в более жесткой, структурированной форме, как сейчас модно говорить, бюро- кратизируется. Достаточно в этом плане вспомнить знамени- тые законы Паркинсона.
В то же время для сохранения идеологии нужна определен- ная как интеллектуальная, так и физическая сила. Для индиви- дуального человека возникает проблема принятия идеологии. Описанный выше герой репортажа избежал общей (для многих) идеологии, он - носитель своей собственной, таким образом, он как бы не принадлежит общности. Но без существования структурированной общности людей сегодня (и особенно сего- дня!) невозможно решить многие глобальные проблемы чело- вечества - разоружение, экология, голод, терроризм и другие. Появляется задача создания планетарной идеологии - системы взглядов, объединяющих для решения этих проблем людей всей планеты. В то же время любые ограниченные общности людей могут быть объединены идеологией, по содержанию противо- речащей или исключающей существование других мыслей, дру- гих идей. Примеры этого можно видеть в корпоративных инте- ресах разных социальных групп, в сектантстве, религиозном фанатизме, нигилизме и других проявлениях.
Идеология выполняет важную психологическую функцию - она помогает человеку осознать его принадлежность к какой-то общности, конкретизирует его чувство «мы». При этом общ- ность, к которой можно принадлежать, не будет какой-то ил- люзорной, она вполне конкретна, что дает человеку ощущение силы, энергии, как бы пополняет резервы его индивидуальной жизни. Это важная психологическая особенность переживания человеком своей принадлежности к структурированной общно- сти. Как известно из социальной психологии, именно в такой общности возрастает роль лидера (или лидеров), который не
33
только вырабатывает идеологию, но и претворяет ее в кон- кретные действия. За идеологией всегда стоит персона, ее во- площающая, - идеолог, не только разработчик, но и деятель - лицо, принимающее решения о воплощении идей в действия.
Думается, что идеолог (и идеология) выполняет важную социально-психологическую функцию - обеспечивает целост- ность сознания. Пусть на время, пусть в жесткой форме, но это дает возможность человеку (и обществу) на данное время выделить существование сознания и отнестись к нему. При- слушаемся к К. Г. Юнгу: «Сознание является недавним приоб- ретением природы, все еще находится в экспериментальном состоянии. Оно хрупко, подвержено определенным опасно- стям и легко уязвимо... Мы также можем подвергаться диссо- циации и терять свою целостность...
Без сомнения, даже на так называемом высоком уровне ци- вилизации человеческое сознание еще не достигло достаточной степени единства... Таким образом, даже в наши дни единство познания является все еще сомнительным: оно легко может быть нарушено. Способность контролировать свои эмоции может быть очень желательной с одной точки зрения, с другой же - это будет весьма сомнительным достижением, потому что оно бу- дет лишать социальное общение разнообразия, цвета, теплоты»1.
Приобретя за счет принятия идеологии целостность (пусть кажущуюся, пусть на время) сознания, человек обретает и осо- бый критерий истины. Истиной становится все, что соответст- вует идеологии, а, следовательно, все остальное расценивается как ложь. Проблема истинного и кажущегося бытия исчезает в содержании идеологии, так как нет необходимости анализиро- вать происхождение содержания сознания - оно дано в готовом виде. Если такая ситуация развивается в индивидуальной жизни человека, то при встрече с реальным бытием он может пережить глубочайшую трагедию - трагедию разрушения собственного сознания, что, например, происходит с советскими людьми, впервые попавшими на Запад. Реальное бытие с его техникой, сервисом, промышленными достижениями, бытом восприни- малось как кажущееся, сознание отказывалось от своей функ- ции отражения, человека захлестывали чувства.
Неидеологизированного сознания, я думаю, не бывает. Не бывает уже потому, что для сохранения его целостности чело- век создает сам для себя концепцию жизни - практическую философию (о чем говорилось выше) и целостную же картину
1 Юнг К. Г. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1992. - С. 354-356 (далее цитируется по этому изданию).
34
мира. Это необходимые условия для существования его Я. Дру- гое дело, что степень идеологизации сознания определяется силой Я человека. Недаром явления конформизма (следование Другим) обсуждаются как одна из важнейших проблем разви- тия и сохранения сознания. Сила Я человека проявляется в его способности удерживать переживание несоответствия мира ре- ального и мира кажущегося, то есть удерживать различие меж- ду «так есть на самом деле» и «мне так кажется, я так думаю». Это ориентация в двух реальностях - бытия «мира» и бытия соб- ственного Я, она доступна только сильным как служение истине.
По жизненным наблюдениям, к сожалению, нужно делать вывод о том, что это удается немногим людям.
Сознание человека в обществе идеологизируется специ- альными средствами, среди них большое место занимают средства массовой информации, использующие общие для всех слова. Употребление человеком этих слов приводит к тому явлению, о котором X. Ортега-и-Гассет сказал так: «По мере того как я думаю и говорю не самоочевидные, выношен- ные мною самим мысли, а повторяю мысли и слова, которые произносятся вокруг, моя жизнь перестает быть моею и я пе- рестаю быть той неповторимой личностью, какой являюсь, и выступаю уже больше от лица общества, то есть превращаюсь в социальную машину, социализируюсь»1.
Это одна из трагедий человека, связанная с возможной по- терей своей индивидуальности в социальной, идеологизиро- ванной среде, которая не только разрушает чувство реально- сти его Я, но и приводит к появлению форм псевдожизни, которые выглядят как следование другому.
Именно в псевдожизни критерием ее истинности становит- ся другой человек, собственное же Я с его чувственной осно- вой загоняется в глубины бессознательного или подавляется волей. Свобода не нужна, Я отказывается от нее.
Но свойство Я таково, что его нельзя уничтожить до мо- мента смерти человека, даже в псевдожизни оно сохраняет свои свойства, пусть в превращенном виде, но оно выполняет свою главную задачу проекции бытия. Я - не материально и не духовно, оно вообще не предмет, оно и есть эта задача, проекция бытия. Наше Я в каждый данный момент - это то, что согласно нашему чувству «должно быть» в следующий момент и позже, хоть какое-то время. Я поддерживает в чело- веке чувство его же собственной реальности, то, что выраже- но в полноте утверждения: Я есть Я.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление