Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Абрамова Г. С. 1 страница





ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

После победы Октябрьской революции 1917 г. и образования СССР (1922) среди внутриполитических задач одно из важных мест заняли задачи национально-языкового строительства.

Национальный вопрос был очень важной проблемой в первом социалистическом государстве, так как СССР был страной многонациональной, включающей и развитые нации с древней культурой (Армения, Грузия), и молодые нации (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), и народности, не переросшие в нации (народы Севера, Дальнего Востока и Дагестана), особое положение занимала Прибалтика, нации которой прошли этап буржуазного развития.

Различия территориальных и природных условий Кавказа, Средней Азии, Прибалтики, Сибири и разная историческая судьба населения этих территорий представляли большие трудности для выработки единого плана развития культуры этих наций и народностей.

Обоснование избранного правительством курса опиралось на высказывания В. И. Ленина по национальному вопросу, который писал:

«Пока существуют национальные и государственные различия между народами и странами – а эти различия будут держаться еще очень и очень долго даже после осуществления диктатуры пролетариата во всемирном масштабе – единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует не устранения разнообразия, не уничтожения национальных различий..., а такого применения основных принципов коммунизма (Советская власть и диктатура пролетариата), которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям»1.

1Ленин В. И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 41. С. 77.

 

Так как язык является важнейшим признаком нации, то, естественно, национальная политика в первую очередь касается языков и их развития. Развитие же языка связано с установлением литературного языка, что прежде всего связано с созданием письменности. За время существования СССР около 60 языков получили письменность, а тем самым возможность обучения в школе на родном языке.

На пути установления и нормирования языков народов СССР встречалось много трудностей, из которых главная – это выбор того диалекта, на базе которого должен быть закреплен литературный язык. Встречаются такие случаи, когда два диалекта, сильно разошедшиеся, обладают равными правами и тогда возникают два параллельных литературных языка (например, эрзя-мордовский и мокша-мордовский). Существенным затруднением является чересполосица населения, когда немногочисленная по числу говорящих народность разбросана по большой территории вперемежку с населением других национальностей (например, ханты в Западной Сибири или эвенкийцы в Восточной). Благоприятные условия для стабилизации литературного языка представляет наличие какой-нибудь письменности в прошлом, хотя бы и не носившей общенародного характера (например, арабской письменности у татар, узбеков, таджиков).



Важную роль для народов бывшего СССР играл русский язык – язык международного общения наций и народностей.

Русский язык остается главным источником обогащения лексики большинства национальных языков, особенно в области политической, научной и технической терминологии.

< Вместе с тем в языковой политике центральных партийно-государственных органов, начиная с 30-х гг., все более крепнет тенденция к русификации всего геополитического пространства СССР – в полном соответствии с усилением его экономической централизации. В свете этой тенденции положительные сдвиги в деле распространения письменности приобретали негативный оттенок ввиду почти насильственного введения алфавита на русской основе; русскому языку повсеместно отдавалось явное предпочтение.

Ориентация внутренней политики на формирование этнически обезличенного, мнимо единого «советского народа» имела два важных последствия для языковой жизни страны.

Во-первых, такая политика ускорила процесс деградации языков многих малых народов (так называемых «миноритарных языков»). Этот процесс носит глобальный характер и имеет объективные причины, среди которых далеко не последнее место принадлежит языковой политике государства. В социолингвистике существует понятие «больные языки» – это языки, теряющие свою значимость в качестве средства общения. Сохраняясь лишь у старших представителей данного народа, они постепенно переходят в категорию исчезающих языков. Количество говорящих на таких языках исчисляется сотнями, а то и десятками человек, а, например, на керекском языке (Чукотский автономный округ) в 1991 г. говорили только три человека.

Во-вторых, централизаторская политика породила все более крепнувшее культурно-национальное противостояние республик и центра, и в годы перестройки это вылилось в массовый и стремительный процесс пересмотра Конституций союзных республик в части, касающейся государственного языка. Начавшись в 1988 г. в Литовской ССР, этот процесс в течение 1989 и первой половины 1990 гг. охватил весь СССР, а после его распада началась новая волна уточнения Конституций уже национальных субъектов Российской Федерации путем внесения статьи о государственных языках, каковыми признавались национальные языки наряду с русским. К концу 1995 г. во всех национальных республиках в составе РФ закон о языках либо принят, либо представлен на обсуждение.

Языковая реформа, идущая в РФ, не заканчивается с принятием законов о языках. Необходимо предусмотреть весь комплекс мер по культурно-языковому строительству и обеспечить сохранение тех народов и языков, которые еще можно сохранить. А одной из первоочередных задач российских языковедов становится фиксация исчезающих языков для потомков в виде словарей, текстов, грамматических очерков, магнитофонных записей живой речи и фольклора, ибо каждый даже самый малый язык – это неповторимый феномен многонациональной культуры России – В. В.>

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К МАТЕРИАЛУ, ИЗЛОЖЕННОМУ В ГЛАВЕ VII (ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ)

Аванесов Р. И. Очерки русской диалектологии. Ч. 1. М.: Учпедгиз, 1949.

Брозович Д. Славянские стандартные языки и сравнительный метод // Вопросы языкознания, 1967. № 1.

Вопросы теории лингвистической географии / Под ред. Р. И. А в а н е с о в а. М.: Изд. АН СССР, 1962.

Государственные языки в Российской Федерации / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Академия, 1995.

Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты. Л.: Худож. лит., 1936.

Кибрик А. Е. Проблема исчезающих языков в бывшем СССР // Кибрик А. Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: МГУ, 1991.

Красная книга языков народов России / Под ред. В. П. Нерознака. М.: Академия, 1994.

Кузнецов П. С. Русская диалектология. 3-е изд., испр. М.: Учпедгиз, 1960.

Морган Л. Г. Древнее общество / Пер. с англ. Л., 1934.

Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1970.

Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994.

Русская диалектология. М.: Наука, 1964.

Русская диалектология / Под ред. Л.Л. Касаткина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1989.

ТолстойН.И. История и структура славянских литературных языков. М.: Наука, 1988.

Энгельс Ф. Диалектика природы (раздел: Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека) //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. С. 486-500.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е. изд. Т. 21. С. 23-178.

Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994.

 

Оглавление:

 

П Р Е Д И С Л О В И Е........................................................................................................................................................................................... 9

ГЛАВА I................................................................................................................................................................................................................. 10

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................................... 10

§ 1. Почему язык не относится к явлениям природы................................................................................................. 10

§ 2. ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ..................................................................................................................................... 13

§ 3. СТРУКТУРА ЯЗЫКА. ЯЗЫК КАК СИСТЕМА............................................................................................................................... 16

§ 4. Язык и речь........................................................................................................................................................................................... 22

§ 5. Синхрония и диахрония........................................................................................................................................................... 25

§ 6. Связь языковедения с другими науками.................................................................................................................. 28

ГЛАВА II............................................................................................................................................................................................................... 33

ЛЕКСИКОЛОГИЯ............................................................................................................................................................................................... 33

§ 7. Слово как предмет лексигологии.................................................................................................................................... 33

§ 8. Типы слов в языке......................................................................................................................................................................... 40

Функции.................................................................................................................................................................................................... 41

§ 9. Равноименность и ее разновидности.......................................................................................................................... 43

§ 10. Полисемия........................................................................................................................................................................................ 44

§ 11. Метафора............................................................................................................................................................................................ 45

§ 12. Перенос по функции.................................................................................................................................................................. 46

§ 13. Метонимия............................................................................................................................................................................................ 46

§ 14. Синекдоха......................................................................................................................................................................................... 48

§ 15. Омонимия......................................................................................................................................................................................... 48

§ 16. Синонимы......................................................................................................................................................................................... 52

§ 17. Антонимы.......................................................................................................................................................................................... 54

§ 18. Табу и эвфемизмы...................................................................................................................................................................... 56

§ 19. Этимология и «народная» этимология..................................................................................................................... 57

§ 20. Контекст и эллипсы.................................................................................................................................................................. 60

§ 21. Терминология................................................................................................................................................................................ 61

§ 22. Лексикализация и идиоматика....................................................................................................................................... 67

§ 23. Фразеология.................................................................................................................................................................................... 70

§ 24. Словарный состав языка...................................................................................................................................................... 71

§ 25. Лексикография.............................................................................................................................................................................. 81

ГЛАВА III.............................................................................................................................................................................................................. 84

ФОНЕТИКА.......................................................................................................................................................................................................... 84

§ 26. Что такое фонетика................................................................................................................................................................... 84

§ 27. Сведения из акустики............................................................................................................................................................. 85

§ 28. Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи........................................................................ 86

§ 29. Классификация звуков речи.............................................................................................................................................. 90

§ 30. Согласные........................................................................................................................................................................................ 92

§ 31. Гласные.............................................................................................................................................................................................. 97

§ 32. Фонетическое членение речи.......................................................................................................................................... 102

§ 33. Фонетические (звуковые) процессы.......................................................................................................................... 105

§ 34. Позиционные изменения. Ударение. Редукция.................................................................................................. 105

§ 35. Аккомодации............................................................................................................................................................................... 108

§ 36. Ассимиляции............................................................................................................................................................................... 109

§ 37. Диссимиляции............................................................................................................................................................................ 110

§ 38. Прочие фонетические процессы.................................................................................................................................... 112

§ 39. Фонемы, позиции, вариации и варианты................................................................................................................. 113

§ 40. Система фонем и фонетическая система языка............................................................................................ 118

§ 41. Орфоэпия.......................................................................................................................................................................................... 121

§ 42. Методы и приемы экспериментальной фонетики.......................................................................................... 122

ГЛАВА IV............................................................................................................................................................................................................ 131

ГРАММАТИКА................................................................................................................................................................................................. 131

§ 43. Что такое грамматика1......................................................................................................................................................... 131

§ 44. Грамматические способы языков.............................................................................................................................. 141

§ 45. Способ аффиксации................................................................................................................................................................ 141

§ 46. Агглютинация и фузия......................................................................................................................................................... 145

§ 47. Морфологический и этимологический состав слова................................................................................ 147

§ 48. Чередования и внутренняя флексия......................................................................................................................... 148

§ 49. ПОВТОРЫ (РЕДУПЛИКАЦИИ)...................................................................................................................................................... 153

§ 50. СЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................................................................................ 155

§ 51. СПОСОБ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ..................................................................................................................................................... 156

§ 52. СПОСОБ ПОРЯДКА СЛОВ............................................................................................................................................................. 162

§ 53. СПОСОБ УДАРЕНИЯ....................................................................................................................................................................... 163

§ 54. СПОСОБ ИНТОНАЦИИ................................................................................................................................................................... 164

§ 55. СУППЛЕТИВИЗМ.............................................................................................................................................................................. 165

§ 56. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКОВ.............................................................................................. 167

§ 57. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ............................................................................................................................................. 168

§ 58. ЧАСТИ РЕЧИ....................................................................................................................................................................................... 170

§ 59. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА.................................................................................................................................. 172

§ 60. СИНТАГМЫ В СОСТАВЕ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ..................................................................................................... 175

§ 61. ПРЕДЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................................................................. 176

§ 62. ОБОРОТЫ С ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРЕДИКАТИВНОСТЬЮ................................................................................................. 178

§ 63. ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................................................................................................. 179

§ 64. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................................................................... 180

§ 65. СОЧИНЕНИЕ....................................................................................................................................................................................... 182

§ 66. ВНЕСЕНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 183

§ 67. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ.................................................................................................................................. 183

ГЛАВА V........................................................................................................................................................................................................... 184

ПИСЬМО............................................................................................................................................................................................................. 184

§ 68. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПИСЬМЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПИСЬМА............................................................................................ 184

§ 69. ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОГО ПИСЬМА...................................................................................... 185

§ 70. ГРАФИКА............................................................................................................................................................................................. 194

§ 71. АЛФАВИТ............................................................................................................................................................................................ 195

§ 72. ОРФОГРАФИЯ.................................................................................................................................................................................... 198

§ 73. ТРАНСКРИПЦИЯ............................................................................................................................................................................... 199

ГЛАВА VI............................................................................................................................................................................................................ 204

КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ...................................................................................................................................................................... 204

§ 74. ЯЗЫКИ МИРА..................................................................................................................................................................................... 204

§ 75. ВОЗМОЖНОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ.................................................................................................................... 205

§ 76. ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ЯЗЫКОВ....................................................................... 206

§ 77. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД В ЯЗЫКОВЕДЕНИИ.................................................................................. 208

§ 78. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ........................................................................................................... 216

§ 79. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ) КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ............................................................. 234

ГЛАВА VII.......................................................................................................................................................................................................... 241

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ....................................................... 241

§ 80. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.............................................................................................................................................................. 242

§ 81. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА.......................................................................................................................................................... 242

§ 82. ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВ............................................................................................................................................................... 245

§ 83. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ................................................................................................... 246

§ 84. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА............................................................................... 248

§ 85. ИЗМЕНЕНИЯ В ФОНЕТИКЕ И ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ.............................................................................................. 251

§ 86. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ...................................................................................... 256

§ 87. ЯЗЫКИ РОДО-ПЛЕМЕННОГО СТРОЯ....................................................................................................................................... 258

§ 88. ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА И ИХ ЯЗЫКИ.................................................................................................................................... 259

§ 89. ЯЗЫКИ ФЕОДАЛЬНОГО ПЕРИОДА............................................................................................................................................ 259

§ 90. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЯЗЫКОВ............................................................................................. 262

§ 91. ЯЗЫКОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЭПОХИ КАПИТАЛИЗМА.......................................................................................................... 267

§ 92. ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.................................................................................. 269

 

 


 

 

А 16 Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
ISBN 5-7695-0303-3

Проблемы возрастной психологии, рассматриваемые в книге,
подчинены основной теме - становлению человека, формированию
жизненной позиции, обеспечивающей его полноценное существование
в нашем непростом, меняющемся, а порой и опасном, мире. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем,
кто интересуется проблемами современной психологии.

УДК 159.9
ББК 88

© Абрамова Г.С, 1998
© Издательский центр «Академия», 1998

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга не была бы написана (дальше идет перечень аргументов, важных для автора; их значимость для читателя не кажется несомненной), если бы:

• я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;

• отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей;

• авторитет науки в обществе был достаточно высок;

• мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения;

• ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;

• не существовало тревоги за будущее...
Эта книга написана

• потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;

• потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми;





Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.