1 Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М., 1991. 35
В какую идею воплощает человек это чувство, соответст- вует ли эта идея его Я? Это вопрос об отношении идеологии и Я, о возможности тождества Я и Мы. В кризисные периоды жизни (о них речь еще впереди) эта возможность переживает- ся особенно остро и требует действий по сохранению Я.
Думаю, что поэтому со страниц психологической литерату- ры во второй половине XX века все громче стала звучать мысль о том, что надо как можно больше знать об отдельном челове- ческом существе, так как именно он является единственной реальностью. «Чем больше, - писал К. Г. Юнг, - мы отдаляемся от индивида в сторону абстрактных идей о homo sapiens, тем скорее мы впадаем в заблуждение. В наше время социальных потрясений и быстрых перемен необходимо гораздо больше знать об индивидуальном человеческом существе, так как очень многое зависит от его интеллектуальных и моральных качеств»1.
Таким образом, идеология как форма осознания общности человека с другими людьми создает для его души, для его индивидуального Я дом, в котором можно укрыться от про- тиворечий бытия, в том числе и бытия собственного Я.
Этот дом может иметь как конкретное физическое - гео- графическое воплощение в виде адреса, места, так и в состоя- нии человека. Так, внутренняя эмиграция - одно из распро- страненных явлений дня сегодняшнего, когда большое коли- чество людей отказываются в разных формах от участия в общественной жизни. Они словно поменяли свое местожи- тельство, безучастно относясь к выборам, сбору подписей и другим формам гражданской жизни. Сохранению их дома тоже способствует идеология - их идеология, дающая матери- ал для осознания своей индивидуальности.
Я человека, являясь задачей проекции бытия, само имеет сложную структуру, обладающую не только сиюминутной выраженностью, представленной в ясности сознания. Кроме сознательного уровня на Я влияют глубины бессознательного - личного и коллективного, которые вносят противоречия и конфликты в целостность Я, взывая к его динамизации и пе- реструктурированию.
Как откликнется человек на этот зов, сумеет ли его понять? Весь трагический опыт человеческой истории XX века гово- рит о том, что нет, нет, нет - не может, не умеет, не понимает, рационализированное мышление, рационализированное соз- нание не в состоянии справиться с языком символов, на кото- ром говорит бессознательное, часто задолго предупреждая
1 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности — С. 387 36
человека о возможной опасности его же полного исчезнове- ния или разрушения. Человек перестал верить своей интуи- ции транслирующей содержание бессознательного, сознание теперь лишь поверхностно отражает бытие Я.
«В ранние века, когда в психике человека возникали ин- стинктивные понятия, его сознание, не сомневаясь, связывало их в логическую последовательную психическую структуру. Но "цивилизованные" люди больше не в состоянии делать это. Их "продвинутое" сознание лишило себя всех средств, с по- мощью которых оно может ассимилировать вспомогательный вклад инстинктов и бессознательного. Этими органами асси- миляции и интеграции были божественные символы, которые по всеобщему согласию считались святыми...
По мере роста научного понимания мир становится дегу- манизированным. Человек чувствует себя изолированным в космосе, потому что он не является больше частью природы и потерял эмоциональную "неосознанную тождественность" с природными феноменами»1, - писал К. Г. Юнг.
Одной из важнейших характеристик сознания современ- ного человека становится его простота, линейность, про- странственность плоскости, где все сводится к существова- нию слов - понятных, повторяемых, узнаваемых. Овладение словом, произнесение слов стало признаком сознания, а умение говорить - одним из показателей его развитии. Ма- гия слов заключается в том, что они на время позволяют человеку приблизиться к идее (или идеям), которая сделает его жизнь целостной. Бесспорна полезность, причем эмпи- рическая, практическая полезность таких идей, - они помо- гают ему ощутить себя, свое присутствие и индивидуаль- ность, а значит, определить смысл своей жизни, в конечном счете помогают найти свое место в мире.
Эти идеи помогают человеку обрести целостность. Важно, чтобы они были приняты, стали содержанием сознания, за- дающим такую целостность.
В психологии принято называть такие идеи мифами, так как в отличие от других идей мифы обладают большой энер- гетической мощностью, аккумулируют в себе очень сильный заряд психической энергии. Миф придает человеку уверен- ность, оптимизм, вселяет радость, он помогает ему переносить лишения и выносить невероятные испытания, так как напол- няет жизнь смыслом. Но человек может быть раздавлен, если в разгар своих испытаний и неудач он понимает, что миф был
1Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности - С 426-428
37
не более чем сказкой, рассказанной идиотом, то есть пустым словом, лишенным всякого содержания в его жизни. Это тра- гедия - печаль,растерянность, апатия.
Современный человек, живущий в конце XX века, кажется, также мало знаком со свойствами своей психики, как и наши менее просвещенные предки. Своей психике сам он часто и открыто не доверяет и ни во что не ставит. Исследователи психики часто озабочены практической выгодой, а не полу- ченными результатами. Выгода порой измеряется не столько следованием истине, сколько размером гонорара. Потому и сложилось отношение к психике, говоря словами Юнга, как к свалке для нравственных отбросов. Но смысл жизни не может быть исчерпывающе объяснен чьей-то деловой жизнью, точно так же, как невозможно ответить на глубокую страсть челове- ческой души банковским счетом.
Анализ изменений в психике людей XX века, проводимый антропологами, философами, психологами, показывает, что существенным является возрастание и сохранение инфанти- лизма - незрелости души, выражающейся не только в знаме- нитом «бегстве от свободы» (Э.Фромм), но и в бегстве от собственной природы в мир машин и всевозможных техниче- ских достижений, что, бесспорно, заставляет человека восхи- щаться своими собственными достижениями. «Сегодня чело- век болезненно осознает, что ни его великие религии, ни его различные философские системы не способны обогатить его такими могущественными, живыми идеями, которые могли бы обеспечить ему чувство защищенности, в котором он так нуждается перед лицом нынешнего состояния мира», - очень хочется присоединиться к этим словам К. Юнга, наблюдая вокруг страх или томление людей перед необходимостью из- менить что-то в своей жизни. Ожидание этих изменений, ин- фантильный уход от необходимости спланировать, вызвать их и осуществить выливается в стремление следовать за кем угодно и куда угодно, лишь бы не заниматься движением к собственному Я. Примеров этому так много, что я объединю их все в одной фразе, часто повторяемой на разные лады:
«Разве от этого что-нибудь изменится?» Под этим может под- разумеваться все: усилие, слово, действие - любое проявление жизни. Недоверие к ней, к возможности ее изменения на- столько ярко отражает незрелость сознания, его нетождест- венность самому себе, его зависимость от обязательного воз- действия извне, что остается впечатление чуть ли не всеобще- го ожидания чуда от появления кого-то, кто будет заниматься изменением индивидуального сознания.
38
Рост числа всевозможных пастырей и проповедников, зна- харок и колдунов, сертифицированных (неизвестно где и кем) специалистов по воздействию на сознание, стремительное падение авторитета научного знания, самой проблематики истины - это болезнь нашего времени, лишившего человека целостности сознания и предлагающего взамен ее персону, якобы воплощающую в себе эту целостность.
Если в онтогенезе, на ранних его стадиях, встреча с другим позволяет человеку выделить существование свойств психиче- ской реальности, то в истории общества, в истории человече- ских общностей это приводит почти к обратному - к исчезно- вению возможности реагирования на эти свойства. Невоз- можность договориться о разрешении конфликтов, сам факт существования многочисленных конфликтов в отношениях между группами людей разной численности и разной степени общности не только повергает в отчаяние, но и заставляет задумываться о том, почему они не решаются разумным (когни- тивным) путем, почему в них всегда применяется сила или применением силы потенциально угрожают.
Потеря целостности сознания, появление в психике человека относительно не связанных между собой модальностей - групп качеств, объединенных внутри себя одним признаком, - привела к тому, что сегодня мы можем наблюдать эти тенденции дезин- теграции психики во множестве проявлений: от массовой поте- ри материнских и отцовских чувств по отношению к своим детям до полного разрыва всех видов эмоциональных и интеллекту- альных связей между поколениями, от роста тяжких преступле- ний среди взрослых до появления малолетних наемных убийц...
Дезинтегрированность психики выражается и в большем числе косвенных признаков, заявляющих о потере Я его глав- ной интеграционной особенности - его собственной тайны, связанной со стыдом и понятием греха, с механизмом сохране- ния основ нравственных переживаний - достоинства, чести. Перечислю только несколько таких признаков: культивирование насилия в разрешении конфликтов; обесценивание индивидуаль- ности или, наоборот, подчеркивание ее священности; отношение к человеку, к его деятельности как к предмету купли-продажи;
декларация свободы без обеспечения ее прав и тому подобное.
Естественно, на общем фоне дезинтегрированности можно наблюдать существование отдельных людей, которые чувству- ют себя на своем месте, ощущают свою силу и необходимость для жизни, обладают развитой Я-концепцией, где практическая философия жизни предполагает жизнеутверждение, благогове- ние перед жизнью. Таких людей очень мало, их интегрирован-
39
ность, цельность, если хотите, душевное здоровье, продуктив- ность далеко не всегда воспринимаются окружающими как значимое человеческое свойство. Недаром сегодня проблема здоровья воспринимается не только как личная, индивидуаль- ная проблема, но и проблема социальная, особенно когда речь идет о качествах лиц, принимающих ответственные решения. Слова об их личных амбициях, о состоянии, в котором прини- маются решения, а в конечном итоге - об интегрированности или дезинтегрированности их психики не являются пустыми. Этот дезинтегрированный или интегрированный другой может оказаться (и оказывается) тем конкретным лицом, которое принесет неисчислимые страдания миллионам людей.
Из тех психологических образований, которые обеспечи- вают интегрированность психики, можно выделить несколь- ко, на мой взгляд, самых важных:
- идеи о собственном происхождении и происхождении че- ловечества;
- идеи о цели и смысле своей жизни и жизни людей вообще;
- идеи о возможности воздействовать на свою жизнь и жизнь других людей;
- идеи об общности себя с другими людьми и об уникаль- ности своего Я.
Думаю, что степень абстрактности этих идей будет влиять и на их возможную конкретизацию в переживаниях. Опыт рабо- ты с людьми разных возрастов показывает, что пока одна (или несколько) из указанных идей является слишком конкретной, сведенной к выполнению ряда действий или к фиксации на одном или нескольких переживаниях, продуктивность человека в решении жизненных задач резко снижается, он фактически становится обреченным на воспроизведение одной и той же формы своих качеств, например, в виде социальной роли «строгой учительницы», «заботливой мамы», «карающего от- ца», «руководителя» и тому подобное. Это не только путь к дальнейшей дезинтеграции своей психики, это путь и к психо- логической смерти, так как он связан с практическим игнори- рованием других качеств своей же психической реальности.
По моему мнению, наличие этих идей в разной форме пред- ставлено в попытках описать многообразие человеческих ха- рактеров и соотнести их с пониманием человеческой природы вообще. Остановлюсь, с этой точки зрения, на классификации характеров, предлагаемой Э.Фроммом. Он говорит об ориен- тации человека как проявлении его характера, признавая, что характер обусловливает активность (поведение), а черты харак- тера конструируют силы, которые личность может совершенно
40
не осознавать. «Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера, характер можно определить как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации»1. (Ассимиляция - это освоение вещей, социализация - отношение с людьми и с самим собой.)
Энергия проводится в форме характера, поступки непосред- ственно выражают характер. «Систему характера, - считает Фромм, - можно считать заместителем системы инстинктов у животного. Формирование индивидуального характера опре- деляется столкновением экзистенциальных переживаний, индиви- дуальных переживаний и тех, что обусловлены культурой, с темпераментом и физической конституцией индивида» (курсив мой. - А. Г.). Думаю, что эти экзистенциальные переживания всегда связаны с тенденцией психической реальности к инте- грации и выступают для человека как освоение соответствующих идей происхождения жизни, смысла жизни, возможности воздей- ствовать на нее и своей общности с другими людьми. В любом случае, по моему мнению, эти экзистенциальные идеи связаны с переживанием присутствия другого человека и его воздействия.
Остановлюсь на позитивных и негативных, с точки зрения Э.Фромма, сторонах различных видов ориентации.
Рецептивная ориентация (берущая)
+
-
берущая
пассивная
ответственная
безынициативная
почтительная
бездумная
скромная
бесхарактерная
обаятельная
подчиненная
сговорчивая
лишенная гордости
социально приспособленная
беспринципная
идеалистическая
рабская
восприимчивая
без уверенности в себе
вежливая
нереалистическая
оптимистическая
трусливая
доверчивая
бесхребетная
нежная
принимающая желаемое
за действительное
легковерная
сентиментальная
1Фромм Э Человек для себя -Минск, 1992 - С 63 41
Подчеркнутые качества позволяют говорить о том, что этот тип ориентации предполагает выделение психической реальности своей и другого человека и необходимости использовать ее специфические качества, не тождественные качествам других видов реальностей. Это естественно ста- вит вопросы о понимании специфики качеств психической реальности, о их развитии. Такая ориентация построена на выделении самой реальности человеческих отношений существующих в настоящее для человека время, и, в известной степени, позволяет ему не только мечтать о золотом веке, но и находить возможности своего счастья в настоя- щем. Похоже на то, что в современном обществе эта ори- ентация является преобладающей, так как один из харак- терных ее признаков, описанный Э.Фроммом, - доверие к «экспертам» и к общественному мнению очень высок, а практически бесчисленные ссылки на «профессионалов» в любом деле, которые научат и объяснят, скажут, как надо действовать, стали почти заклинанием от всех экономиче- ских и социальных бед. Этой абсолютизацией права «про- фессионалов» принимать решения и осуществлять их не- профессионал скрыто или явно обесценивается как чело- век, несущий в себе другую концепцию жизни, другую практическую философию, ему как бы приписывается от- сутствие способности разумно и активно действовать в своей же собственной жизни.
Мне бы не хотелось давать какую-то однозначную оценку любому типу ориентации. Они интересуют меня только как возможность интегрирования для человека сво- его Я, своей психической реальности. Именно с этой точки зрения рецептивная ориентация представляет большой интерес, так как ее, по мнению Э.Фромма, можно обнару- жить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую. Если вспомнить, что прошло чуть больше ста лет, когда на территории нашей Родины отменили крепостное право, то вопрос о происхождении инфантильной рецептивной ориентации можно рассматри- вать и конкретно-исторически: «Вот приедет барин, барин нас рассудит...»
Готовность к анализу психической реальности, откры- тость к восприятию средств этого анализа, экзистенциаль- ная незащищенность, по-моему, присущи в полной мере людям с рецептивной ориентацией в "нашей стране; мил- лионы обманутых вкладчиков всех финансовых компаний, это они - доверчивые и не реалистичные.
42
Эксплуататорская ориентация (овладевающая)
+
-
активная инициативная требовательная горделивая импульсивная уверенная в себе пленяющая
Свободный рынок XVIII-XIX вв. взрастил этот тип людей. Именно «они провозгласили право силы и рационализировали его указанием на закон природы, - пишет Э. Фромм, - заставляю- щий выживать сильнейшего, любовь и порядочность были назва- ны слабостью, размышление - занятием трусов и дегенератов».
Эксплуататорская ориентация, как никакая другая, несет очень конкретные экзистенциальные идеи, которые придают ей необходимую энергию и силу.
Их можно достаточно точно, по-моему, вычленить и сфор- мулировать примерно так:
1. Человек - это разумное животное. Кто сильнее, тот и умнее.
2. Смысл жизни - в выживании любой ценой.
3. Другие - это не Я, с ними можно делать то, что «Я хочу».
4. Другие не могут помешать мне делать то, что я хочу.
Обесценивание другого человека, восприятие его только по принципу полезности скрывает для лиц с эксплуататорской ориен- тацией их собственную незначимость для самого же себя, ори- ентируясь в избытке на полезные свойства других, они упускают свои собственные возможности. Пользуясь плодами чужого тру- да- чужими идеями и предметами, даже чужими чувствами, они не способны быть продуктивными по отношению к собственному Я.
Эксплуататорская ориентация у моих современников про- является во всех видах авторитарного поведения (от бытового до политического), разрушающего жизнь другого человека (или людей) ради собственных интересов.
Поразительным, по-моему, является тот факт, что лицо с та- кой ориентацией зачастую воспринимается как необходимое и желанное для разрешения сложной жизненной экономической или политической ситуации. На него склонны перекладывать ответственность многие, хотя их же это лицо просто бессовест- но эксплуатирует. Робкие голоса о том, что такого «барина» не
43
надо, что «не мешайте - и мы сами справимся» очень редко слышатся. Энергичность лица с эксплуататорской ориентацией, его инициативность, результативность его активности произ- водят должное впечатление. Действуя по принципу открытого потребления свойств и качеств других людей, он несет в себе идею полезности их жизни как одну из формообразующих псевдожизни. Эта идея становится основой манипуляции дру- гим человеком, основой воздействия на его психическую реаль- ность. Это звучит даже в родительских текстах: «Ты мне такой (?!) не нужен». «Такой» - неуспешный, непослушный, грубый, грязный и пр. Это может быть и открытая манипуляция через угрозу отказа от любви и непосредственное действие - уход, отъезд, помещение в спецучреждение и тому подобное.
Еще более жестко эксплуататорская (овладевающая) ори- ентация выступает в области распределения усилий для дос- тижения цели. Усилия эксплуататора при этом всегда мини- мальны, но цель или результат оказываются принадлежащи- ми ему - обман, воровство становятся необходимыми на этом пути. Обесцененные другие люди не воспринимаются как цен- ность и целостность, у них нет лиц - они не-Я, и этого доста- точно для принятия решений о воздействии на них.
Думаю, что эта ориентация привнесла в историю человече- ских отношений постоянное напряжение в переживании идеи возможного равенства между людьми как одной из экзистен- циальных идей. Поиск путей конкретизации этой идеи вопло- тился в настоящее время в Декларацию прав человека и в Конвенцию о правах ребенка, которые учитываются при при- нятии конкретных законов разных стран.
Стяжательская ориентация (сберегающая)
+
—
практичная
без воображения
экономная
жадная
осторожная
подозрительная
сдержанная
холодная
терпеливая
заторможенная
внимательная
тревожная
стойкая
упрямая
упорная
ленивая
невозмутимая
инертная
стрессоустойчивая
педантичная
аккуратная
вязкая
методичная
собственническая
преданная
44
Эта ориентация существовала рядом с эксплуататорской в XVIII и XIX веках, она составляла основу уверенности в себе и стабильности жизни для представителей средних классов, дава- ла чувства общности, гордости, укрепляла чувство безопасно- сти. Сегодня эта ориентация у людей присутствует, но она не может реализоваться - нет для этого социальных и экономиче- ских условий, вот поэтому у нас отсутствует средний класс.
Нереализуемая стяжательская ориентация приводит к тяже- лым последствиям для человека - его Я теряет основу для ре- ального существования, так как нет возможности сохранить добытое и заработанное. Его собственность, в том числе и се- мья, беззащитны перед стихией экономической и социальной нестабильности, перед расшатыванием и обесцениванием есте- ственных жизненных ценностей - труда, самой жизни, ее высо- кого назначения. Добытое и заработанное как физическими, так и интеллектуальными усилиями сегодня мгновенно обесце- нивается хаотическими силами - экономическими и социаль- ными: инфляцией, отсутствием выраженных общенациональных интересов, отсутствием ясной общей концепции индивидуаль- ной жизни и тому подобное. Это приводит к размыванию гра- ниц между Я и не-Я, так как человек не видит связи между соб- ственными усилиями и качеством его жизни, внешний мир вос- принимается как угроза, а мир Я - как замкнутый, неподвижный, а значит пустой или пустующий. Для его заполнения или под- держания в напряжении нужна внешняя результативность ак- тивности - рост Я за счет предметов, которыми оно овладевает.
Современная стяжательская ориентация, если она реализу- ется, приобретает форму снежного кома, катящегося с горы, то есть перерастает в потребительство и накопительство, сти- мулируемые рынком.
Для меня эта ориентация представляет очень большой инте- рес, так как в ней актуальны все основные идеи, интегрирую- щие психическую реальность, Я человека. Другое дело, что все они находят свое конкретное воплощение и в конечном счете ведут на этом пути к отстранению человека от свойств собст- венно психической реальности. Но эти идеи актуальны для стяжательской ориентации, и люди этого типа характера гото- вы потенциально реагировать на варианты содержания этих идей, что, на мой взгляд, в наших условиях делает их достаточ- но легкой добычей различных демагогов, произносящих слова о возможном спокойствии и стабильности, без видимой гаран- тии этих состояний в своей деятельности.
Воспользуюсь для прояснения этой мысли словами X. Ортеги- и-Гассета: «Демагоги сгоняют (людей. - А. Г.) в толпы, чтобы не
45
дать личности возможности заняться самоустроением, которое возможно только наедине с собой. Очерняя служение истине, они предлагают нам взамен мифы. Разжигая страсти, они добиваются того, что люди, сталкиваясь с ужасами жизни, приходят в исступ- ление. Совершенно ясно, что поскольку человек - это животное, которому удалось уйти в себя, то человек в исступленном состоя- нии, постепенно опускаясь, нисходит до животного уровня. По- добное зрелище всегда являют эпохи, обожествляющие чистую деятельность... Человеческая жизнь теряет смысл и ценность, повсюду творятся насилие и грабеж. Прежде всего грабеж»'.
Тот самый грабеж, который делает невозможным осущест- вление стяжательской ориентации человека. Я бы не хотела делать акцент на общей значимости какого-то вида ориента- ции. Их можно выделить и описать, соотнести с другими ка- чествами людей, которые, компенсируя плюсы и минусы каж- дой ориентации, позволяют говорить о степени интегриро- ванности сознания человека, принадлежащего к ней.
Итак, стяжательский тип ориентации потенциально готов к интегрированию своей психической реальности через при- нятие воздействия извне, он больше других социально зави- сим и больше других беззащитен при возникновении хаоса во внешних условиях жизни; если этот хаос будет сильным и длительным, то стяжательский тип может просто погибнуть, как погибает улитка, если у нее отнимут домик.
Рыночная ориентация (обменивающая)
+
—
целеустремленная
пользующаяся случаем
готовая к обмену
непоследовательная
моложавая
ребячливая
устремленная вперед
не считающаяся с будущим
свободомыслящая
или прошлым
общительная
без принципов и ценностей
экспериментирующая
неспособная к уединению
недогматичная
бесцельная
действенная
релятивистская
любознательная
сверхактивная
понятливая
бестактная
контактная
умничающая
терпимая
неразборчивая
остроумная
безразличная
щедрая
глуповатая
расточительная
' Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - С. 250. 46
Рыночная ориентация, которую описал Э.Фромм, склады- вается в нашей стране буквально на глазах, ее приход пережи- вается как появление новых требований к твоей частной и профессиональной жизни. Появляется чувство, что вместо осуществления своей жизни нужно еще доказать ее осущест- вимость и осуществляемость для других людей, то есть пока- зать ее так, чтобы она была востребована, чтобы она была нужна и интересна. Тогда элементарно за нее заплатят столь- ко, что не нужно будет считать рубли от зарплаты (которую, может быть, выдадут) до зарплаты (которую ты, может быть, получишь). Необходимость демонстрации своих качеств ста- вит многих знакомых мне людей в тупик - надо подать себя при написании заявки на грант, надо подать себя при приеме на работу, надо подать себя при встрече с иностранным кол- легой, при работе с потенциальными заказчиками на твои умения и знания... Это оказалось очень сложно, мы (очень многие) просто не представляем себе, как это можно вслух, без тени сомнения говорить о своих заслугах и достижениях, разве дела не говорят сами о себе? Оказалось, что нет, надо еще знать цену своему делу, чтобы оно не осталось без внима- ния, без употребления другими, а ты сам не остался бы без средств к существованию, если тебя действительно кормит это дело, если «нет», то надо искать другое, а там снова та же история с демонстрацией своих возможностей...
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление