Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Риторика Сократа и Платона




Не случайно основателем риторики считается известный древнегреческий софист Горгий.

Софистский идеал единства риторики и философии

Риторика в Давней Греции классического периода

Идеалом человека в Давней Греции был образ «общественного человека», который способен держать в своих руках управление государством. Понятно, что искусство убеждения, владения Словом было важнейшей чертой этого образа. Правозвисниками такого идеала человека выступили в V ст. к н. есть. софисты.

В феномене софистики риторика и философия достаточно плодотворно сосуществовали. Софисты вообще выступали как учителя мудрости, учителя красноречия. Это была группа людей, которые зарабатывали интеллектуальным трудом. За достаточно высокую плату они брались учить тех, кто стремился к общественной или государственной деятельности. Одной из важнейших составляющих подобной деятельности есть умение публично выступать, то есть эффективно влиять на ум и чувство граждан с помощью меткого слова. Для удачных выступлений нужно было владеть не только искусством произнесения речей, но и умением обосновывать собственные мнения, критиковать положение других ораторов. Кроме того, нужно было уметь спорить, то есть ставить вопрос и давать ответы.

Но уже в конце V ст. становится очевидным тот факт, что идеал «общественной жизни» распадается на два понятия, которые взаимно исключают друг друга: «жизнь деятельна» и «жизнь созерцательна». Идеалом первого был ритор — практик и политик; идеалом второго — философ, мыслитель

Первый вызов софистскому идеалу единства философии и риторики бросил Сократ (469—399 гг. к н. есть.).

Он считал, что риторика ненужна поскольку истинная мысль сохранит свою силу и без риторического убеждения, а порочная мысль даже с помощью риторики не устоит против истины.

Как свидетельствуют диалоги Платона, Сократ пытается четко различить понятие веры и знания. Софистская риторика, по его мнению, направленная часто на формирование веры без знания:

Взгляды Сократа на риторику формируют определенный риторический идеал, отличительной чертой которого являются постулаты Истины и Добра. Ведь настоящим оратором может считаться лишь тот человек, который четко знает предмет речи и стремится к высшему благу:

Обычно Сократ начинал свои беседы с того, что с помощью искусных вопросов загонял противника в тупик. Предметом разговора часто выступали на первый взгляд несложные проблемы, в которых софисты считали себя знатоками. Однако в течение беседы оказывались противоречия в их взглядах. После этого Сократ подключал маєвтику (искусство повитухи), когда путем вопросов и ответов собеседники пытались дойти до истины.

Мнение Сократа о бесполезности софистской риторики развил в своих диалогах известный древнегреческий философ Платон (427—347 гг. к и. есть.). В частности этим вопросом посвящены его работы «Горгий» и «Федр». В «Горгии» представлена, главным образом, критика существующей риторики. Платон устами Сократа говорит о том, что риторика — это марево одной из частей искусства политики. То есть риторика даже не является искусством, это ловкость:

Софистской риторике Платон противопоставляет настоящее красноречие, которое основывается на настоящем знании и потому доступное, - только философу. Кроме того, в творчестве Платона уже можно увидеть осмысление риторического треугольника: оратор— речь — аудитория.

Относительно членения речи, то здесь выделяются такие части: вступление, рассказ с вмещенными в ней свидетельствами, доказательства, правдоподобные выводы.

Однако главное, чем должен владеть ритор, — это знание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.