Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все, что может сделать проповедник, — это подготовить душу слушателя




Если же аудитория не принимала божественную истину, значит на нее не взошла благодать, необходимая для такого принятия.

ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ

РИТОРИКА В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

3.1. Становление христианской гомилетики

Слово гомілія греческого происхождения и значит «речь перед народом, беседа с несколькими людьми». Оно употреблялось еще в античные времена. В начале христианства это слово стало использоваться для определения храмной проповеди священників, которые преимущественно не имели соответствующего образования и потому объясняли Святое Письмо как можно проще.

Проповедь — одна из характерных и массовых форм средневековой словесности. Более того, это единственная живая форма публичному вещание. Отличительной чертой проповедей было то, что они создавались латинским языком. А когда провозглашались перед светскими людьми, тогда проповедник переходил на народный язык.

Вообще античная и христианская риторика в корне отличается. Эти отличия заключаются в таких моментах:

1) в античности вещание — это выражение мысли, в христианстве — выражение истины;

2) в античности не существовало авторитетов, в христианстве авторитет — Святое Письмо.

Во-первых, для античного оратора вещание было выражением мысли, которая преобладает другие мысли. Это преимущество виделось в лучшем обоснованные и лучшем выражении. Проповедь же — это выражение истины, которая преобладает просто потому, что она истинна.

Мнение оратора побеждало из-за того, что он подкреплял ее своим талантом. Истина божественного слова побеждала потому, что проповедник доносил ее без собственного вмешательства. Проповедник — это лишь посредник между божеством и слушателями.

То есть, если аудитория не воспринимала мнение оратора, значит оратор плохо владел своим искусством.

Античная риторика была тесно связана с необходимостью убеждать, обосновывать те мысли, какие собеседники не признавали.

В средневековых проповедях эти функции постепенно отходили на второй план. Конечно, что проповедник пытался убедить свою паству, но по большей части проповедь произносилась не в ситуации противоречивых точек зрения, а в противопоставлении знания и незнания, простого объяснения новых истин.

 

Первым гомилетом в полном понимании этого слова стал блаженный Августин, чье произведение «О христианской доктрине» считается классикой гомілетики как христианской науки.

Аврелий Августин (354—430 гг.) родился в городе Тагаста в Северной Африке. Из подросткового возраста готовился к карьере ритора. В течение трех лет учился в риторической школе в Карфагене, а затем выкладывал риторику.

 

 

3.3. Риторика в системе средневекового образования

Энциклопедическая традиция, которая сложилась в эпоху эллинизма и особенно расцвела в Риме, приобрела особенную значимость в западноевропейской культуре.

В системе образования господствующим становится семичастний канон, что включал свободные искусства. Они в коротком изложении охватывали практически весь состав знания.

Семичастний канон разделялся на две степени: более низкий — грамматика, диалектика, риторика— тривиум (отсюда слово «тривиальный» — известный всем)

и более высокий — арифметика, геометрия, музыка и астрономия — квадривиум.

В эпоху позднего Средневековья окончательно формируются новые образовательные заведения, аналогов которых еще не было. Начиная с XIII ст. речь идет об университетах. Средневековый университет имел двухступенчатую систему образования: факультет «свободных искусств» и факультет права, медицины, теологи. Факультет «свободных искусств» был подготовительным, только по окончании его студент мог учиться дальше на других факультетах.

Формами преподавания в средневековых университетах были лекции и семинары. Лекция стала особенной формой публичного изложения учебного материала и особенным видом ораторского искусства.

Семинар (диспут) заключался в том, что любая тема предлагалась в виде вопроса для обсуждения, ответа предлагались сначала студентами, а затем — преподавателем. То есть происходил переход от лекции до востребования, а от вопроса — к диспуту. В диспуте эволюция заключалась в том, что в противовес аргументированию ссылкой на авторитет все большего значения приобретала практика логического обоснования аргумента. За диспутом следовал вывод, который делал магистр.

Вообще в средневековых университетах существовали два вида диспутов — ординарные и публичные. Особенностью публичных диспутов, в отличие от ординарных, было то, что здесь обсуждались любые угодно вопросы. Такие диспуты посещали много людей, каждый мог поставить вопрос и подать обоснование той или другой мысли.

Следовательно, в эпоху Средневековья риторика была одной из основных общеобразовательных дисциплин и входила в состав тривиума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.