Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о стратегии оратора




ТЕОРИЯ РИТОРИКИ

Смысловой МОДУЛЬ 2

Раздел 4 ИНВЕНЦИЯ

Инвенция (лат. «inventio» — «изобретение») — это раздел риторики, который изучает разработку предметной области(Области-рус.) ораторской речи.

На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала.

Оратору всегда следует помнить, что речь он произносит слушателям. Иногда то, которое важно и интересно для самого оратора, может быть абсолютно неинтересным и неважным для аудитории. Во избежание подобных неприятных ситуаций, начинать подготовку к речи нужно из определения стратегии. Для этого оратору следует дать ответы на такие вопросы:

· Для чего я буду говорить? (В чем заключается моя цель?);

· Кому я буду говорить?

· Что является важнейшим в моей речи? (Что должны выяснить слушатели?).

В сжатом виде стратегия оратора может быть представлена через формулировку задания будущего публичного выступления за формулой:

Задание = цель + тезисы

Ответ на первый вопрос из стратегии оратора предусматривает рассмотрение понятия «цель речи».

Цель виступления— это тот результат, к которому стремится оратор.

В первом разделе подчеркивалось, что главными целями оратора является информирование или убеждение. В зависимости от типа речи цель конкретизируется. Первая научная классификация ораторских речей была предложена Аристотелем. Он разделял их на три вида:

· совещательные (политические);

· судебные;

· епідейктичні (торжественные).

Политические речи сориентированы на будущее и тесно связаны с практикой. Мету этих речей в наиболее общем виде можно определить через понятие «пользу - жаль». Оратор пытается показать, что один способ действия является приемлемым, поскольку ведет к пользе, а другой, напротив, неприемлемым, поскольку ведет к вреду.

Судебные речи сориентированы на прошлое. Основным здесь есть установление того, мало ли место противоправное деяние. Соответственно, цель оратора заключается в обосновании виновности или невинности определенного человека. В наиболее общем виде цель этих речей определяется через понятие «было — не было».

Епидейктични речи сориентированы на теперешнее, и в наиболее общем виде их цель можно определить через понятие «похвальное - позорное» («прекрасное - уродливое»).

На протяжении последующего развития ораторского искусства к этим видам присоединились еще академические и гомілетичні речи.

Общая цель академических речей, или речей научного характера, очерчивается через понятие «истина — изъян»;

гомілетичнх - через понятие «добро — зло».

Гомилетични речи очень похожие с теми, которые Аристотель называет совещательными, поскольку они призваны указать человеку на правильные действия.

Таким образом, ключевые глаголы в задании оратора в зависимости от вышеприведенных типов речей;

· политические и гомілетичні — «направить до того, что...»;

· судові— «обвинить в том, что...», «оправдать в том, что...»;

· епідейктичні - «заинтересовать тем, что...», «зажечь тем, что»;

· академические - «сообщить о том. что...», «объяснить то, что...».

Готовясь к публичному выступлению, оратору нужно учесть по крайней мере такие факторы: количество слушателей; уровень осведомленности в теме; социально-культурные признаки; отношение к речи.

1. Количественный показатель аудитории. Относительно него различают:

· большие аудитории;

· малые аудитории.

Большая аудитория (свыше 30 лиц) более склонна доверять оратору и практически не склонная критически оценивать речь. Она нетерпелива, быстро устает. Оратору при выступлении в такой аудитории следует отдать преимущество монологическому способу изложения своей речи.

Малая аудитория (наиболее оптимальной считается аудитория от 12 до 30 лиц) настроенная более критически. С другой стороны, небольшое количество людей характеризуется большей активностью. Оратору следует отдать преимущество диалогической форме общения.

2. Уровень осведомленности аудитории в теме. Относительно этого различают:

· подготовлены аудитории;

· неподготовлены аудитории.

Главный мотив, на который реагирует подготовленная аудитория, — это мотив «что нового?».

В ораторской речи мае преобладать логос.

Пафосом нужно пользоваться очень осторожно, лишь для оживления материала речи. Для того, чтобы выступление в такой аудитории оказалось успешным, оратор должен четко изложить разные точки зрения на проблему, а также объяснить, почему он придерживается именно такой позиции.

Неподготовленная аудитория характеризуется склонностью к таким модусам публичного выступления, как етос и пафос. То есть эмоциональность речи оратора должна быть как можно большей. Эффективными риторическими приемами являются примеры из жизни, шутливые истории, поговорки, ссылки на авторитеты, повторы. Для того, чтобы выступлению такой аудитории стал успешным, оратору достаточно изложить свою точку зрения и не вызывать сомнений там, где их еще нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.