Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наиболее приемлемой является речь, которую произносят с опорой на текст




Типы подготовки к публичному выступлению

Существуют три типа подготовки к публичному выступлению:

· написание полного текста речи;

· запись главных положений (тезисов и аргументов);

· произнесение речи экспромтом.

Первый тип подготовки (написание текста) рекомендуется для ответственных, официальных ситуаций. Написание полного текста речи определенным образом дисциплинирует оратора, ведь у него есть возможность тщательным образом продумать формулировку собственных мнений и точно рассчитать длительность речи.

Выступление с предварительно написанным текстом речи может осуществляться тремя путями:

· речь читают за рукописью;

· речь полностью изучают наизусть;

· речь произносят с опорой на текст.

Наименее приемлемой для успешного публичного выступления является речь, которую читают за рукописью. Она не является живым словом.

Оратору трудно установить контакт с аудиторией потому, что записи образуют определенный барьер между ним и слушателями. Взгляд оратора в таких случаях сосредоточен на тексте, а не на аудитории. Соответственно, ему трудно следить за реакцией слушателей. Аудитория вряд ли положительно будет воспринимать такую речь (вспомните вашу реакцию на выступления ораторов «за бумажками»).

Речь, которую полностью изучают наизусть, требует достаточно больших усилий от оратора. Она воспринимается более положительно, чем речь, которую читают. Однако во время выступления существует опасность «застопориться», ведь точный словесный текст трудно воспроизводить, особенно большой.

В аудитории создается представление о свободном владении оратором данным материалом. У опытного оратора в таких случаях есть возможность во время выступления вносить изменения в речь в зависимости от реакции слушателей. Однако для начинающего оратора существует опасность перейти к чтению своей речи. Это связано с волнением и с мыслью о том, что лучше, чем написано, вряд ли удастся сказать.

Впрочем на начальных этапах желаемым является писать текст речи Такие упражнения способствуют формированию стиля и совершенствованию навыков письменной коммуникации. Действительно, считать, что с первого раза можно точно выразить свое мнение — это в большинстве случаев слишком большая самоуверенность. Недостатки текста становятся виднее, например, на следующий день. И у оратора есть возможность их исправить и не допускаться неуместность во время выступления. Для этого писать речь следует на одном боку отдельных листов бумаги, каждый из которых должен завершаться целым предложениям.

Второй тип подготовки (запись главных положений) является оптимальным для опытного оратора. Текст не фиксируется раз и навсегда. Речь допускает изменения во время выступления в зависимости от того, как аудитория ее воспринимает.

Однако даже при отсутствии полного текста риторика рекомендует определенные положения записывать, а при выступлении зачитывать. Это цитаты и цифровой материал. Ведь цитата, которую зачитывают, воспринимается как предварительно точная. Кроме того наименьшая неточность в таких материалах может изменить мнение сообщения. Например, ошибка в цифрах, перестановка слов может привести к существенному искривлению информации. Некоторые ораторы, правда, им пользуются. Когда их разоблачают, то они ссылаются па «плохую» память или обмолвку.

Если оратор выбирает такой тип подготовки к речи, то ему стоит записать:

1) первые и последние фразы речи;

2) формулировка тезисов и аргументов;

3) цитаты и цифровой материал.

При этом тексты, которые охватываются пунктами 1 и 2 лучше выучить наизусть, а материалу пункта 3 можно зачитывать при выступлении.

Третий тип подготовки (условно) — это импровизированная речь. Однако, как известно, наилучший експромт— это подготовлен экспромт. Преимуществом импровизированной речи можно считать развитие уверенности в себе. Если оратору удалось подготовить речь за несколько минут и его выступление было успешным, то значение для него подобного опыта трудно переоценить. С другой стороны, это может привести к тому, что в последующей деятельности оратор будет отказываться от тщательной подготовки и будет возлагаться па вдохновения.

Таким образом, для получения мастерства в искусстве публичных выступлений нужно:

· готовиться к речи (писать текст или главные положения);

· читать речь только в тех случаях, когда выбор слов имеет чрезвычайно важное значение (с политической, юридической или другой точки зрения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.