КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Невербальные средства оратора
Мнемотехничный способ запоминания— это такой способ, который основывается на том, что материал переводится в другую знаковую систему, в другие образы, которые человеку более легко сохранить в памяти. Логический способ запоминания— это такой способ, основу которого составляет осознание смысловой связи между элементами материала. Способы запоминания речи На сегодняшний день память является предметом изучения психологии. В современной психологии существуют много теорий памяти, которые по-разному объясняют эту удивительную способность человека. Выделяют три способа запоминания: • механический; • логический; • мнемотехничный. Механический способ запоминания— это такой способ, основу которого составляет многократное повторение того, что нужно запомнить. В сущности, этот способ представляет собой зубрежку. Он самый неэффективный, но иногда необходимый. Как правило, подобное запоминание происходит без осознания связи между отдельными элементами материала. Пользуясь таким способом, человек часто нарушает последовательность во времени, перестраивает материал в соответствии со смысловыми отношениями. Осмысление и запоминание основывается на понимании этих отношений, на осознании внутренней связи между частями того, что запоминается. Логическое запоминание предусматривает выполнение двух условий: 1) осознание того, для чего нужно запомнить материал; 2) понимание смысла того, что нужно запомнить.
Одним из ведущих видов мнемотехники есть ассоциативный способ запоминания. Задание здесь заключается в том, чтобы создать ассоциации. Широкая сетка ассоциаций — это ключ к красивой памяти. Этот способ был известен еще в эпоху Античности. Основателем мнемотехники считается древнегреческий поэт Симонид. Ему принадлежит мысль о том, что для памяти важнейшим является расположение. Для этого в уме нужно держать картину определенных мест, которые и будут занимать образы предметов, что нужно запомнить. Известен оратор Цицерон по поводу мнемотехники писал: «...память на предметы — необходимое свойство оратора; и именно ее мы и можем укрепить с помощью умело расположенных образов, схватывая мысли за этими образами, а связь мыслей за расположением этих образов». Сам Цицерон успешно пользовался этим методом. В частности, перед выступлением в сенате он тренировался у себя дома, провозглашая речь и переходя при этом из одной комнаты в другую. Каждый раз, когда он переходил к следующей мысли, делал небольшую паузу и мисленно совмещал соответствующий раздел речи с определенным углом своего жилища. А при выступлении в сенате он мисленно повторял свой путь по дому и мог произнести всю речь, не пользуясь записями. Иногда в литературе способ, которым успешно пользовался Цицерон, называют «римская комната». Такую комнату или помещение можно выдумать и расположить там какие угодно предметы. Главное— четко зафиксировать порядок этих предметов. Сначала выберите место для небольшого количества вещей, например 20. Потом можно расширять вашу комнату, дом, город но др. Каждый предмет вашей комнаты должен иметь яркий образ (зрительный, слуховой или такой, который связан с ощущениями), который расположен в четко определенном месте «раз и навсегда». После создания «римской комнаты», когда ее образы хорошо запомнились, ее можно использовать при подготовке к публичному выступлению. Для этого ключевые мнения речи связываются с определенными образами комнаты в том порядке, в котором оратор двигается в своем помещении. Эффективность «римской комнаты» определяется функциями левого и правого полушарий головного мозга и принципами запоминания. Этот способ требует четкой структуры и порядка, а также внимания и способности чувствовать. Следует подчеркнуть, что особенности памяти человека достаточно индивидуальны. Поэтому каждый оратор, как правило, самостоятельно разрабатывает для себя оптимальную методику запоминания, чтобы его общение с аудиторией было успешным, а не стало сплошным чтением речи. В любом случае одним из залогов удачного публичного выступления есть постоянная тренировка памяти. Память тесно связана с вниманием. Для того, чтобы аудитория лучше всего могла сосредоточиться на речи, оратору стоит взвесить на своеобразные периоды внимания, которые равняются приблизительно 15 минутам. Это значит, что внимание слушателей значительно понижается после 15, 30 и 45-й минуты. Поэтому в случаях длительных речей в эти моменты оратор должен предоставить возможность аудитории «отдохнуть» (сделать паузу, завершить рассмотрение определенного вопроса и тому подобное). Оратор при произнесении речи должен также учитывать общие особенности человеческого восприятия. К ним принадлежат: • «эффект рамки»; • «магическое число». «Эффект рамки», или «закон предела», — это такой эффект, суть которого заключается в том, что наилучшее запоминается начало и конец речи. Кривую внимания во время публичного выступления оратора можно изобразить таким образом: Сила влияния Части речи
На вступление и завершение речи отводится вместе, как правило, от 10% до 30% общей длительности выступления. Тем не менее приблизительно 80% общего впечатления от самого оратора и его речи определяется именно этими частями, при этом от вступления зависит больше. Поэтому первые и последние фразы должны быть тщательным образом продуманы оратором. Кроме того, «эффект рамки» касается также и порядка расположения аргументов, о котором шла речь в разделе «Диспозиция». Уже упоминавшийся Цицерон писал, что искусный оратор: «...поставить наиболее важны доводы части на начало, часть в конец, а между ними всунет слабые».
«Магическое число», или число Миллера (7 ± 2) характеризует объем оперативной памяти человека. Именно такое количество разных структурных единиц информации эффективнее способная схватить и сохранить оперативная память. На уровне речи «магическое число» означает оптимальное количество разных (значимых, а не вспомогательных) слов в предложении. Даже в письменных текстах на сегодняшний день преимущество отдается «телеграфному стилю», поскольку установлено, что лучше всего воспринимаются фразы с 10—13 слов, а фразы, которые состоят больше чем из 30 слов, практически не воспринимаются. Таким образом, четкость структуры, ясность и сжатость изложения, образность языковых конструкций способствуют лучшему запоминанию речи самим оратором на этапе подготовки. А на этапе произнесения эти компоненты способствуют лучшему усвоению речи аудиторией.
Большинство теоретиков ораторского искусства считают важнейшим именно пятый этап риторической деятельности — произнесение речи. Действительно, блестящее произнесение может спасти рядовую речь, а плохое — испортить замечательную. На этом этапе оратор должен как можно лучше представить аудитории результат своей работы, выполненной на предыдущих этапах. Человек может очень хорошо писать разнообразные тексты, но совсем не уметь подавать их слушателям. Процесс произнесения определяет то, удастся ли оратору в конечном итоге повлиять на аудиторию. Здесь нужно учитывать особенности восприятия как речи оратора, так и его самого. Аудитория воспринимает выступление не только из-за того, что говорит оратор, но по большей части и через то, как он говорит. Вообще в коммуникации выделяют два блока: • вербальный; • невербальный.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |