Обобщения в виде действий - это своеобразная подсказка для взрослых, как играть с малышом. Что он уже умеет? Умеет прятаться, умеет радоваться, когда прячут и находят, - вот уже и поле для фантазии взрослого, чтобы организовать прятки.
Бабушка с внуками играла так: прятала их кулачок в своей руке и приговаривала: «Где же спрятались мышки-малышки?» Потом резко и неожиданно разжимала свою ладонь: «Вот где они спрятались!» Эта простенькая игра, но и она учит, в ней малыш обобщает; потом сам начнет просить взрослых поиг- рать с ним именно так. Берет руку взрослого и прикладывает к своей или свои ручки складывает так, как складывала ба- бушка. За таким новым обобщением присутствуют и расту- щие возможности малыша общаться со взрослым - не только эмоционально, но и по делу, хотя дело еще очень простое.
Не меньше радости, чем прятки, доставляет малышу игра в бодание лбами, когда бодают не только его, но и он сам ти- хонько, естественно, стукается лбом со взрослым. Эта игра очень рано принимается детьми, они с удовольствием в нее играют даже в возрасте около года. Эта смешная игра помо- гает малышу развивать координацию движений, происходит обобщение схемы тела. Чтобы рассчитать траекторию своего Движения навстречу взрослому, маленький должен сориенти-
399
роваться не только в пространстве, но и в свойствах своего тела. Кроме положительных эмоций, которые обязательно есть в этой игре, возникают также двигательные обобщения.
Движение становится и формой выражения отношений, у полугодовалого ребенка появляется движение «заигрывания» или нарочитого пугания взрослого, когда тот проявляет к нему внимание. Это как бы заманивание взрослого для даль- нейшей игры с ним.
Научившись тянуться к предметам, к людям, освоив собст- венные ручки и ножки, малыш к полугодию уже приобретает поведение индивида. Это значит, что у него уже появляются собственные возможности для действия и он стремится их реализовать. Да, появляется собственное желание, которое далеко не всегда по нраву взрослым. Вот и трясет молодая мама коляску, стараясь усыпить, строго в соответствии с вре- менем режима, своего пятимесячного сына. Как жаль порой, что у нас не принято вмешиваться в чужое воспитание, даже если оно просто безграмотно. Карапуз изо всех силенок пыта- ется приподняться в коляске, а его силой заталкивают обрат- но. В этом сопротивлении самые первые росточки человече- ской воли, возможности быть собой. Но... укачали, и мама может приняться за прерванный роман.
Шестимесячный сопротивляется, когда его укладывают на спину. Он уже хочет другого: хочет сидеть или стоять. Как часто ложный страх родителей, что малыш чересчур избалу- ется, лишает его возможности проявить свои первые желания. А взрослые не задумываются о причинах слез и дают возмож- ность поплакать вволю.
Мы уже отмечали, что освоение пространства - это и ос- воение пространства своего тела. Тело человека обязательно включает и те состояния, которые в нем рождаются. Состоя- ния голода и жажды, тревоги и радости, напряжения и раз- рядки и тому подобное. Они - эти состояния - также должны быть обобщены, чтобы стать предметом сознания. Постоян- ство свойств предметов помогает ребенку в этом сложном деле. В полгода он ест игрушки, которые ему нравятся значи- тельно больше, чем остальные. Так, у нашего сына долгое время самой излюбленной игрушкой был тюбик из-под крема. Он перекладывал его из ручки в ручку, подносил к глазам, громко и радостно покрикивал, когда видел его.
Кружка для питья, ложка становятся предметами потреб- ностей, так как в них обобщается состояние, в них обобщается действие. Сначала ребенок видит эти предметы и слышит обращенный к нему голос взрослого: «Открой ротик!», «Смот-
400
какая кружечка!», - но позднее сами предметы без слов и ^пова без предметов будут олицетворять для него потребно- то Поэтому, обучая ребенка любому действию с предметом, яжно чтобы он не только услышал о нем, но и видел его. Так поедмет будет познаваться во всей полноте его свойств. Не просто дать кружку, но и показать ее, не просто поднести пояску ко рту, но и проследить за тем, видит ли ее малыш.
Эти простые правила позволяют полнее освоить все про- странство выполняемого действия.
Пространство выполняемого действия - это и характери- стика его совершенства, так как возможность предвидеть по- следствия своих действий с предметом складывается на основе знаний не только о его свойствах, но и о свойствах своего действия, о себе как действующем. Посмотрите-ка на семиме- сячного малыша, как он пытается действовать сам: сам потя- нулся к замечательной палочке, которая так некстати выпала из ручки, - тянется старательно, но, увы, никак не достать. Попробовал еще раз, и новая неудача. В другой раз тянется уже с хныканьем, а после очередной неудачи - и с плачем, но тянется, пробует... Очень хочется самому и чтобы получи- лось... Как это похоже на честолюбие взрослых.
Из таких попыток - удачных и неудачных - складывается пространство действия. Многие помнят неудачи малышей, ко- гда они с трудом осваивали такие свойства предметов, как их хрупкость, ломкость... Страдали не только вещи. В тот момент ругали растяпой Человечка, который еще только собирался отмечать свой первый день рождения... А ему можно и нужно помочь в овладении пространством своих действий. Как? Пре- жде всего давая возможность действовать. Пить из кружки самому и самому ставить ее на стол, самому брать ее со стола, самому брать ложку и самому класть ее. Это же относится и к игрушкам. Не только вложить в руку малыша пусть самую замечательную игрушку, а показать ее так, чтобы он сам взял, сам увидел, сам потянулся... Каждое движение, направленное на овладение предметом, можно считать и действием по овладе- нию собственным телом. Стал бросать игрушки из кроватки, сопровождая каждое действие вопросительным аканием и сме- хом после того, как ему передавали упавшие игрушки.
В этом действии есть одна интересная деталь: если взрос- лых нет рядом, то игрушки бросать не для кого. Также малыш че будет их бросать, если вы их не поднимаете. Деталь эта Творит только о том, что здесь имеется особое действие:
здесь познаются не свойства предмета, а скорее ваши свойства как собеседника, как человека, с которым можно что-то де-
401
лать вместе. Действие как бы организует пространство, где взаимодействуют ребенок и взрослый.
Это не единственное действие, которое помогает малыщу «управлять» пространством взаимоотношений со взрослыми Первые «не хочу» также выражены в действии. Например, в таком: взрослый вместе с шестимесячным малышом на руках хочет войти в темную комнату, но маленький сопротивляется упирается ручками в дверь, а когда взрослый хочет сломить его сопротивление, то начинает плакать. Такое действие тоже является средством общения со взрослым и выражается порой известными словами: «Я не тебе плачу, я маме плачу!»
Тут прочитывается призыв к новой форме общения. Но- визна ее в том, что средством общения будут не только эмо- ции (отношение взрослого к ребенку, отношение ребенка ко взрослому), но и содержание действий, которые они могут осуществить вместе. При этом делается новый шаг на пути к овладению речью как иной форме общения.
Выполняя просьбу ребенка, выраженную в действии, мы помогаем ему войти в пространство, организованное не толь- ко объективными свойствами предметов, но и теми его осо- бенностями, которые создаются только в условиях совместно- сти. Так в жизнь малыша входит время как последователь- ность действий.
Он бросил игрушку и выжидательно акает, он ждет вас...
Если вы наблюдательны, то заметите, что такое действие нельзя назвать бросанием в полном смысле слова. Ребенок не замахивается ручкой, а просто разжимает ее и выпускает иг- рушку из руки. Это еще одно доказательство того, что дейст- вие - не со свойствами предмета, а с вами, что оно предназна- чено для установления новых способов взаимодействия с ва- ми. Это новый шаг в развитии малыша.
В начале второго полугодия жизни малыш уже умеет громко смеяться, и в его «речи» появляется много новых зву- ков и звукосочетаний, которые по интонационному рисунку очень напоминают речь. Он хорошо понимает обращенные к нему слова, откликается на имя, может выполнить простые просьбы: иди ко мне, сделай ладушки, помаши ручкой, пока- жи, где мама или папа; он может найти названную игрушку. Но речь понимается только в ситуации действия, что дало основание называть ее ситуативной, или автономной. Основ- ным средством общения остаются эмоции и действия.
Многие детишки к концу седьмого месяца умеют стоять с поддержкой или самостоятельно, а некоторые научаются даже кодить. Этот шаг в освоении пространства очень важен, так
дает малышу новые возможности для самостоятельных рйствий. После развития хватания, когда мир предметов стал ляя него постоянным, это еще один переворот в картине мира, который сопровождается положительными эмоциями - на- стоящей радостью. Вот он впервые встал в кроватке сам, еще несмело опираясь на перила, еще неуверенно расставив ноги, но проходит секунда, другая, и такая радость в глазах, в голо- се столько восторга, что его обязательно надо разделить со взрослыми. Когда научился стоять, то явно потерял интерес к вкусовым свойствам ножек: в ротик их больше не тянет. Но- вые ощущения, связанные с самостоятельным передвижением, заполняют все действия с предметами, и взрослые становятся равноправными участниками новых игр. С ним уже можно поиграть и в «футбол» (покатать мячик друг другу), можно посмотреть с ним картинки в книжке (и не просто посмотреть, а показать самое интересное), можно поиграть в ладушки и в сороку-воровку, которая уже столько десятилетий исправно варит кашу. Но это далеко не все, что стремится делать семи- восьмимесячный малыш. Появляются первые попытки делать вместе со взрослым: помогает одевать себя (тянет комбинезон, прикладывает к головке шапочку и тому подобное). Не торо- питесь, мама и папа, не торопитесь, дедушка и бабушка! Учи- тесь делать вместе с ним: ваши руки и его ручонки делают одно и то же дело, а что может быть важнее этого?
Вместе с вами - это значит, он узнает новые свойства пред- метов и новые свойства действия - своего и вашего, снова при- коснется к человеческому времени осуществления действия, организованному последовательностью ваших и его действий.
Одним и тем же предметом вы будете играть с ним по- разному. Сегодня вы катали мячик друг другу, завтра вы бу- дете его прятать, потом подбрасывать, потом укладывать в большую коробку, потом будете перебрасывать из руки в РУку, потом... Способов действия с предметом множество. И это очень важно, чтобы малыш увидел это. Почему?
В психологии и педагогике существует проблема познава- тельной активности. Обычно под ней понимают возможность человека видеть предмет во всем его многообразии, уметь преодолевать шаблоны действия в зависимости от меняющих- ^ условий, уметь видеть возможное изменение свойств пред- мета. Познавательная активность как бы ориентирует, на- правляет действие человека. Содержание ее будет определять конечный результат, поэтому так важно, чтобы человек стре- мился к познанию, а не только к воспроизведению известных Действий и знаний.
402
403
В действиях малыша познавательная активность как особый вид активности проявляется первоначально в пробующих дей- ствиях. Вот семимесячный играет с палочкой, на которую наде- то несколько колечек. Одно колечко случайно съехало. Малыщ пробует вернуть его на прежнее место, но при этом лишь при- ставляет колечко к палочке и разжимает руку. Оно, конечно падает, а он повторяет попытки. После нескольких неудач ре- бенок изменил способ действия, и колечко наделось. В процессе надевания ребенок совершил несколько действий: первые - пробующие, а уже последнее - точное. Очень был рад результа- ту, акал, звал мать, чтобы та посмотрела на его успех.
При встрече с незнакомым предметом сразу же появляется вопросительная интонация, обращенная к взрослому: «Ы?» Если незнакомый предмет можно потрогать, то действия ос- торожные, пробующие. Так, Илюша впервые близко увидел щетку, потянулся к ней очень смело, но брать всей рукой не стал, а прикасался осторожными движениями.
Познавательная активность позволяет разрешить проти- воречие применения знания в изменяющихся условиях. «Противоречие между конкретным умением осуществлять данную деятельность и необходимостью ее осуществления в других условиях рождает необходимость опережающей ори- ентировочной активности, более широкой по сравнению с необходимой в каждом конкретном случае»'.
Такая ориентировочная активность организуется взрослым, когда он показывает малышу многообразие способов упот- ребления предмета. Этим он как бы подготавливает условия для дальнейшего выбора орудий и способов действия.
В шесть-восемь месяцев один вид незнакомого предмета может вызвать горький плач малыша, особенно если поблизо- сти нет взрослых. Он словно говорит: «Я не знаю, что это такое, но я хочу узнать!» Обычно не всегда надежды взрос- лых, что малыша можно заставить любить любой предмет, исполняются. Рома, например, в восьмимесячном возрасте буквально испугался новой красной шапочки, и никакие уго- воры и розыгрыши не могли его заставить изменить мнение о ней. Такая избирательная «любовь» к предметам как бы ме- шает малышу видеть другие их свойства. Итак, даже в вос- приятии предмета проявляется противоречие между его по- стоянством и изменчивостью, которое является одним из ис- точников совершенствования способов действия. Например, малыш долго играл в погремушку-колокольчик только одним
I Мещеряков А.М. Слепоглухонемые дети. - М., 1974. - С. 304. 404
способом: звонил в нее. Случайно положил игрушку в коро- бочку. Удивился, что ее не стало видно. Со всех сторон долго разглядывал коробочку, потом увидел в ней колокольчик, долго смеялся и подзывал мать посмотреть на его изобрете- ние, при этом несколько раз доставал и клал колокольчик обратно. Новый способ действия с предметом, хотя и родился случайно, занял свое достойное место среди других возмож- ных способов.
Самостоятельность малыша начинает проявляться и в том, что он не только пробует найти новые способы действия, но и самостоятельно повторяет известные ему действия. Вот он сам сделал ладушки. Получилось довольно неплохо, но без зрите- лей это делать совсем неинтересно. Сразу заакал - зовет взрос- лого, показывает ему, что он сам умеет.
Каждое новое действие малыш стремится повторить не- сколько раз. Вот он научился ронять игрушку из стоячего положения. Роняет раз, другой, внимательно наблюдая за ее падением. Вот поднял игрушку и положил себе на головку. Засмеялся и снова раз за разом повторял это действие. Зачем же ему нужны такие повторы? Они развивают важнейшее свойство человеческих действий - предвидение. Уже в восемь месяцев ребенок может ловко подхватить падающий предмет, подставив под него руку.
Предвидение - одна из основных характеристик психики человека. Ребенок проявляет его и тогда, когда, например, берет в руки мячик и показывает взрослому, что он должен его катить. Из таких вот ситуаций взаимодействия с челове- ком и предметами ребенок научается жить в будущем време- ни, которое возможно только благодаря человеческой спо- собности предвидеть последствия действий людей, самих себя и предметов. Можно сказать, что будущее возникает в позна- вательной активности человека. Рождается из знания о зако- номерностях окружающего мира.
Будущее - это и воздействие на другого человека как свое- образная гарантия того, что человек откликнется на любую форму обращения к нему. Вопросительно акает малыш, загля- дывая в лицо взрослого, призывает мать на помощь первым словом «мама», тянет ее руку, чтобы показать картинку, или предлагает игру... Во всех его действиях представлено будущее, особое будущее - очеловеченное время действия с другими.
Когда будущее реализуется в настоящем - в действиях ре- бенка и взрослого, - это не только завершение плана, но од- новременно и осознание нового: новой потребности, новых отношений с предметом и с человеком. Девятимесячный ма-
405
лыш придумал передразнивать покашливание взрослого: «Кх- кх!» Взрослые отнеслись к этому как к шутке и поощрили его смехом и повторением малышового «кх-кх». Эти звуки стали для ребенка своеобразным призывом к общению. Если взрос- лые не отвечали на призыв малыша, то он сначала удивленно смотрел на них, в потом мог даже заплакать.
Будущее становится и предметом оценки, к нему формиру- ется отношение, в котором можно увидеть возможность для малыша управлять не только своим телом, но и своим отно- шением к ситуации действия. Около восьми месяцев малыш начинает проявлять первые признаки строптивости. Раньше он охотно откликался на все просьбы взрослых - подойти, принести, показать, подать и так далее. И вдруг... он, часто еще не умея ходить, начинает «показывать характер», не слу- шается, даже немного упрямится. Но делает это со смехом.
Мать зовет его: «Иди ко мне». Нет, он не идет, а со смехом оглядывается на нее и убегает (чаще всего на четвереньках). Что греха таить, частенько за это первый раз ему достается по попке. В память врезался разговор двух молодых мам, очень откровенный и жестокий.
- Ты когда своего первый раз била?
- А я месяцев в восемь налупила как следует.
О том, что детей бить нельзя хотя бы потому, что они не могут дать сдачи, не говоря уже о психотравмирующей ситуа- ции, и речи нет. Но факт остается фактом.
Восьмимесячный ребенок и взрослый - они могли бы лучше понять друг друга, если бы мама заметила, что ее малыш становится не только «плохим», но и самостоятель- ным. Он сам может уже выбирать, как ему поступать, как отнестись к будущему действию, хотя и не знает еще оценок «хорошо» и «плохо». Но он уже понял, что есть его, именно его, а не ваши действия, и его, именно его, отношение к бу- дущему. Это очень важное событие, которое заставляет го- ворить о том, что малыш становится субъектом действия. Не только предмет с его свойствами, не только ситуация с ее отношениями и закономерностями, но и он сам будет управ- лять своим поведением.
Его, маленького человека, ждет впереди еще множество открытий, но открытие своей независимости несравнимо с ними по значимости. Он и должен не слушаться. Растет но- вый человек, а не ваша копия, не слепой исполнитель вашей воли и прихоти - человек, имеющий право, как и все мы, быть самим собой.
406
До конца первого года жизни малышу еще надо увидеть в мире множество свойств и отношений предметов, которые обеспечат ему возможность осуществления самостоятельных действий. Надо, например, увидеть, что желанная цель всегда существует в каких-то условиях, и чтобы достичь ее, нужно учесть последние. Простые игрушки помогают в этом: соста- вить матрешку, сложить коробочку, подтянуться и достать нужную вещь, расположенную на уровне глаз, и так далее.
Предметы, постоянные в своих свойствах, - ложка, круж- ка, одежда - вызывают прилив жажды действовать самостоя- тельно. Малыш будет отталкивать руку взрослого и букваль- но хвататься за ложку и вилку, чтобы делать самому, делать
как взрослый.
Ориентировка на взрослые действия меняет для малыша ценность окружающих его предметов. Если еще несколько недель назад его привлекали игрушки, то к концу первого года он заметно охладевает к ним, и его вниманием завладе- вают предметы домашнего обихода: кастрюли, веник, зерка- ло, сковородка, ведро и тому подобное.
Многие малыши готовы часами играть с кастрюлей, от- крывая и закрывая крышку, заглядывая в нее и засовывая внутрь какой-нибудь предмет. Можно думать, что к концу первого года ребенок получил возможность обобщить в виде действия и эмоций некоторые свои особенности как субъекта, что дало ему основание для переориентировки в ситуации совместного действия со взрослым. Изменение ориентировки проявляется в выделении действий взрослых с предметами и в создании потребности действовать как взрослый. О том, что такая потребность возникла, говорят многие факгы, напри- мер факты помощи годовалого малыша взрослому без прось- бы его об этом. Причем помощь малыш может оказать реаль- ную, обусловленную логикой действия взрослого.
В то же время он может не испугаться незнакомого пред- мета, если сидит на руках у взрослого и будет очень испуган, если встретит незнакомца один.
Слово и действие, слово и предмет для малыша первона- чально не отделяются друг от друга; чтобы произошло их отде- ление, надо, чтобы между ними вклинился другой предмет. Такими предметами становятся игрушки, изображения. Пере- нос действия на другой предмет обеспечивает разделение слова и действия, слова и предмета. Давая в руки малышу карандаш, разглядывая с ним картинки и фотографии, мы делаем его экс- периментатором, который учится выделять свойства предме- тов, свои собственные свойства из общей ситуации действия.
407
Присмотритесь к первому упрямству и своеволию малыша, когда он отталкивает взрослого и стремится сам выполнять любое дело, когда он удивленно реагирует на любые запреты, когда всеми силами сопротивляется им... За всем этим стоит постижение мира - его пространственных и временных харак- теристик, а также своих свойств как активного, действующего существа. Будем же снисходительны и терпеливы: человек учится властвовать собой.
Если подводить итоги в первый день рождения, то можно сказать о следующих важнейших открытиях малыша:
- он открыл мир человеческих отношений, через взрослого в этом мире наметились полюса оценок: доступное - недос- тупное, хорошее - плохое, приятное - неприятное и тому по- добное;
- он открыл возможность взаимодействия со взрослым с помощью языка и действия;
- познал себя как независимого от взрослого, способного к самостоятельным действиям;
- установил, что у предметов есть множество свойств, сре- ди них главные, которые положительно оцениваются взрос- лыми, и не очень главные, которые встречаются в самых раз- ных условиях.
А теперь спросим взрослого, чему научился он за этот год? Самое главное - сумел ли он, взрослый, быть счастливым рядом со своим малышом, сумел ли и искал ли общий язык с ним - язык эмоций и действий, в котором отражается только одно: ты - маленький, но я очень люблю тебя и быть с тобою рядом для меня большая радость. Сумели ли папа и мама придумать игру в «ку-ку», сумели ли понять страхи и радости малыша? Стали ли они внимательнее друг к другу?
Вопросы, вопросы... Можно было бы обойтись и без них, но сегодня за стеной целый час плакал ребенок, которого мама «боится» избаловать и не подходит к нему, когда он «ревет из каприза». Моему соседу скоро три месяца.
Научная литература изобилует данными о конкретных из- менениях в организме и поведении ребенка первого года жиз- ни, на их фоне возникают оценочные интерпретации - кризис первого года жизни.
Содержание этого кризиса связывают обычно со становле- нием ходьбы. Ее рассматривают как главный момент в возник- новении кризиса. Другими не менее важными его проявлениями считают становление речи и появление сопротивления воздей- ствию взрослых. Взрослые осознают появление кризисных сим- птомов в поведении ребенка, когда сталкиваются с его упрям-
408
ством, непослушанием, выраженными даже в виде припадков. Во время этих припадков ребенок может валяться по полу, кри- чать, стучать ногами, но любой наблюдательный взрослый увидит, что во время этой двигательной бури ребенок очень чутко реагирует на отношение к нему взрослого.
Это не болезнь - это форма (острая, определяемая физио- логическими особенностями развития центральной нервной системы) воздействия на взрослого. Именно взрослый своей реакцией на «припадок» ребенка может сделать его нормой поведения, а может буквально одним своим действием раз и навсегда избавить себя и ребенка от участия в подобной се- мейной драме. Как? Опыт работы с маленькими детьми пока- зывает, что отсутствие реакции взрослого на «припадок» - лучшее средство для дальнейшего развития отношений с ре- бенком. Да, без-раз-ли-чи-е, то отсутствие воздействия, кото- рое (часто!) лучше любого воздействия говорит о любви и заботе, чем обильное ее проявление в виде хлопот о малыше, которому что-то не дали.
Фактически в форме «припадка» ребенок осуществляет один из первых социальных экспериментов, позволяющих ему убе- диться в возможности своего воздействия на другого человека, происходит разделение психологических пространств Я взрос- лого и Я ребенка через обозначение границ между ними. Гра- ниц не только телесных, но и психологических, определяемых «я хочу», то есть волевыми действиями человека. В свое время Э.Кречмер называл эти действия гипобулическими реакциями, так как в них не дифференцированы воля и чувства человека.
Лукавые глаза малыша, наблюдающие за поведением взрослого во время этой его гипобулической реакции, одно из проявлений семантической неоднозначности и целостности свойств психической реальности, раскрывающихся в конкрет- ные формы поведения под воздействием другого человека.
Из гипобулической реакции может вырасти волевой акт, из нее же может вырасти инфантилизм и негативизм - это экспе- римент, результаты которого «знает» взрослый, реализующий по отношению к поведению ребенка свою «Я-концепцию», пер- сонифицируя в своей реакции на вопли и плач идеал человека.
Можно было бы столь подробно и не останавливаться на маленьком (или маленькой) упрямце, валяющемся под ногами взрослых «из вредности», но горы психологической литерату- ры посвящены ранним детским воспоминаниям. З.Фрейд, А.Фрейд, А.Адлер, К. Юнг, Э.Берн и многие другие, исследо- вавшие причины неврозов, причины страха и жизненной пус- тоты, видели и описывали эту связь - связь переживания воз-
409
действия со стороны другого и последующего воздействия человека на свою собственную жизнь. В ситуации кризиса естественно обостряются все переживания, повышается чувст- вительность к определенного рода воздействиям. Современ- ная психология дает основания думать, что во время кризиса одного года повышается чувствительность ребенка к воздей- ствиям взрослого на проявление целостности его Я, которое выражается в восприятии маленького ребенка как человека, обладающего этим Я, - свободным и ценным. Конечно, это связано с глубочайшей ответственностью за жизнь ребенка, за его полноценное физическое существование.
Примечательно, что на первое место среди задач развития младенца многие исследователи ставят задачу установления социальных связей ребенка с расширенным ядром семьи. Именно ее решение обеспечивает появление в результате кри- зисных переживаний чувства доверия ребенка к окружающему его миру. Если такая задача не решается, то младенец пережи- вает утрату доверия как огромную потерю.
Проявление доверия у младенца сочетается с физиологиче- ским комфортом, возрастающим по мере восполнения взрос- лыми незрелых врожденных механизмов адаптации нормаль- ным кормлением и уходом за малышом. Глубокий спокойный сон младенца, соответствие его естественным природным ритмам, увеличение времени дневного бодрствования, совпа- дение ощущения физиологического комфорта с внешними факторами способствуют появлению и состояния непрерыв- ности существования. Недаром стабильность (как физиологи- чески равная здоровью, так и пространственная - наличие дома, своего места) является важнейшим источником разви- тия ребенка. У многих народов правилами народной педаго- гики матери запрещалось долгое время показываться с мла- денцем на людях, это одно из условий стабильности его (младенца) жизни - постоянное окружение.
В современной социальной психологии есть достаточно большой объем работ, посвященных проблемам развития об- щения младенца со взрослым'. Они позволяют увидеть и точ- но документально зафиксировать, как из социальных реакций младенца вырастают самые разные формы поведения. Одна из них очень важная - это готовность младенца ждать появления матери, это его бесстрашие в ситуации исчезновения матери из поля его зрения. Младенец уже уверен в том, что она обя-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление