Психологически важно то, что дружба дарит человеку силу для строительства собственной целостности, которая порож- дает и силу его Я, сохранять и охранять свое Я, свои права переживать их необходимость для сохранения своего Я и Я других людей от возможного воздействия. Думаю, что именно здесь могут быть найдены психологические истоки правового сознания человека. Дружба - это процесс осуществления ра- венства Я, право - это процесс осуществления социального равенства.
Обычно дружба не предполагает закрытости отношений, это характерно скорее для влюбленности. Можно считать, что цель влюбленности, цель любви в том, чтобы создать новую общность с другим человеком, ту, которой еще никогда, нигде не было. Вот когда она создана (или кажется, что создана), тогда можно снова обрести интерес к личности как к таковой, тогда взаимопонимание становится снова главным. •— Осознание существования динамики в отношениях близ- _ ких людей - один из резервов развития в юности. Понимание ценности целостности другого человека как условие самой жизни, ее многозначности и неповторимости делает людей этого возраста более зоркими к восприятию своих собствен- ных переживаний и переживаний других людей. Это понима- ние и переживание его ценности происходит через осознанное освоение знаний о человеке\не только общих философских, но и конкретно-психологических знаний о самом себе, о дру- гом конкретном человеке.
Кроме проблемы независимого существования своего Я - целостного, интегрированного, узнавшего свои свойства с помощью идентификации их в друге/в^ юношеском возрасте актуальными для развития (именно психического развития!) становятся задачи независимого существования. Для их осу- ществления необходимы умения и навыки организации своей социальной жизни, в том числе важнейший навык принятия ответственных решений.>
Надо сказать, что он появляется только тогда, когда есть психологические предпосылки для его реализации, в первую очередь есть целостное Я, которое обладает необходимым опытом экзистенциальных переживаний выбора между собст- венным бытием и небытием. Сегодня существует огромное количество отечественной и переводной литературы, расска- зывающей, как принять ответственное решение о карьере и осуществить его.
Я остановлюсь на некоторых важных, с моей точки зрения, моментах, характеризующих возрастные особенности приня-
548
тия решений о карьере в юношеском возрасте. Прежде всего, это необходимость прояснения для себя самого своей же соб- ственной цели. Если обратиться, например, к конкретному опыту работы с людьми в этом направлении', то вырисовыва- ется поразительная закономерность - нравственная (скажем педагогически скучновато) цель вызывает огромную мобили- зацию сил на долгое время - на марафон творческой деятель- ности. Конкретные цели таким свойством не обладают, после достижения их быстро наступает спад активности, чреватый депрессией и скукой. Это не поучение - это констатация дока- занного факта.
Кроме того, в принятии решений о карьере огромное место надо отвести явлению, которое можно назвать социально- психологическим реализмом - способностью определить со- ответствие своего Я тому социальному пространству, которое предполагает избираемая карьера. В этом не последнюю роль играют два важнейших психологических образования: кон- цепция жизни и Я-концепция, где степень идентичности Я самому себе является той силой, которая будет определять успех в осуществлении намерений относительно своей жизни. Решение жизненных задач, так же как и задач собственного развития, предполагает предвидение, ориентацию на будущее и степень его возможного воплощения, для этого надо иметь осознанную теорию (пусть и не абсолютно верную) того явле- ния, с которым человек собирается иметь дело. Это можно сформулировать достаточно жестко: надо только знать, что хочешь увидеть в будущем. Тогда настоящее будет конкрет- ной ступенькой, шагом к нему. Неопределенное будущее не дает возможности двигаться к нему, поэтому устойчивость собственного Я, а значит, и возможность противостоять един- ственной определенности - смерти, в его конкретных прояв- лениях как осуществляющейся жизни, значит, жизни, соответ- ствующей своей сущности. Это очень трудно, для этого надо преодолевать собственную дискретность, о которой так много говорилось выше. У юности есть для этого все возможности в интериоризации норм нравственности, в осознании своей экзистенциальности.
Современная психология располагает большими возмож- ностями для исследования индивидуальных особенностей человека - его психологического типа. При выборе карьеры мимо этого знания (может быть, полученного и другим путем)
' См. подробно-Альтшуллер Г.С., Верткин И. Как стать гением - Мн., 1994.
549
проходить не надо Оно дает возможность уточнить содержа- ние своей Я-концепции, концепции жизни Возможно, будет информацией к самовоздействию
Профессиональная ориентация и подбор кадров в совре- менных условиях - дело далеко не личное, осуществляясь как Я-решение о карьере, оно будет отзываться на жизни многих людей, если не на жизни всего человечества Через это реше- ние начинается путь в практическую этику, где чувство долга и ответственности выливается в конкретные профессиональ- ные решения и действия.
Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способно- сти проявить и сохранять свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы. Именно в этих условиях Я пробует свою силу, через противостояние с другими людьми юноши обретают четкие границы своего психологического пространства, защищающие их от опасности разрушительного воздействия другого.
Опасность этого периода жизни состоит в том, что отно- шения близости, соперничества и борьбы переживаются в связи с людьми, подобными себе, со сверстниками. Это рождает предвзятость в отношениях, неприятие самого себя и других, это одиночество, за ним - страх перед близостью.
Может быть, отчасти потому ранние браки и обладают та- кой хрупкостью, что за ними стоит страх перед одиночеством, а не переживания полноты жизни Может быть...
Глава 1о
О ВЗРОСЛЕНИИ (23-30 ЛЕТ)
На рынок выхожу цветочный.
Прохладой веет от сырой земли.
И образ счастья, хрупкий и неточный,
Бессмысленно рисуется вдали.
Мне на цветы смотреть невыносимо:
Их любишь ты, они страшат меня Своею красотой неотразимой, Как отблесками адского огня.
Ю.Терапиано
Один сказал: «Нам этой жизни мало». Другой сказал: «Недостижима цель». А женщина привычно и устало, Не слушая, качала колыбель. И стертые веревки так скрипели, Так умолкали, - каждый раз нежней! - Как будто ангелы ей с неба пели И о любви беседовали с ней.
Г.Адамович
Вот и глава о людях, становящихся взрослыми. Хочется уточнить, с какой точки зрения людей можно считать взрос- лыми. Таких точек зрения несколько. Вот о них и поговорим в самом начале этой главы.
Физиологическая (с точки зрения функционирования всех систем организма). «Физиологически у многих девушек (примерно у 25%) половое влечение достигает своего полного развития лишь к 26-30 годам, максимума - к 28-30 годам и держится у многих на этом уровне примерно до 60 лет. У неко- торых женщин значительное снижение полового влечения на- ступает к 45-50 годам. У мужчин потребность в половой жиз- ни достигает максимального уровня к 25-30 годам, после чего наблюдается постепенный спад. Так, многие жены до 30 лет жалуются, что мужья их в половом отношении слишком ак- тивны, а после 30 лет чаще начинают жаловаться на недоста- точную половую активность мужей»'.
Внешне взрослые, люди еще растут с физиологической точки зрения. С точки зрения их природных свойств они мо- гут считаться еще маленькими и даже не подозревают об этом.
Юридическая (с точки зрения возможности соблюдать нор- мы и правила социальной жизни), это ситуация безусловная, взрослость нормального здорового человека безусловна.
I Сведощ А.М. Женская сексопатология. - М., 1991. - С. 7. 552
Психологическая точка зрения может быть, думаю, пред- ставлена теми важнейшими новообразованиями, которые вно- сят в жизнь нормального человека создание собственной се- мьи и родительство.
Современные исследователи семьи, как отечественные, так и зарубежные, давно и с тревогой пишут о ее кризисе. Осо- бенно остро он проявляется в тех конкретных случаях, когда возрастной личностный кризис членов семьи приходится на кризис межличностных семейных отношений. Исследователи семьи давно заметили, что межличностные отношения в семье подвержены закономерной динамике, которая отражает есте- ственное изменение в содержании отношений. Существует множество периодизаций с указанием более-менее точных возрастных границ разных периодов, но большинство иссле- дователей сходятся во мнении, что семейное счастье наиболее хрупким бывает в первые пять лет супружеской жизни и на рубеже' пятнадцатилетнего совместного проживания, когда партнерам по браку 45-60 лет. (Об этом еще будет в после- дующих главах.)
Итак, молодых людей, создавших семью (средний возраст их примерно 24 года), ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления.
Как известно, кризис в межличностных отношениях про- является в частых конфликтах.
Я уже говорила ранее о том, что любовь - это высшее про- явление свободы человека, нельзя заставить полюбить - это противно природе человека, его экзистенции. В своей любви мужчина и женщина стремятся к созданию новой, никогда не существовавшей общности. Наверно, в этом одна из трагедий любви - она одновременно высшее проявление свободы каж- дого конкретного, живого любящего и одновременно стрем- ление к общности, двое создают единое без потери (наоборот, с расцветом) в них же индивидуального.
Тайна появления любви чересчур велика, чтобы писать о ней еще что-то, все равно вывод будет тот же - это тайна. Пусть она ею и останется. Я буду исходить в своем описании возрастных особенностей периода взросления из того, что друзья относятся друг к другу реалистично, честно, а любя- щие - романтично, идеализированно. Это будет одна из воз- можных точек зрения, но почему бы и ей не дать права на существование, если она кое-что позволяет понять и проана- лизировать. Воспользуюсь для уточнения своей позиции реф- лексивными формулами, может быть, они уточнят кое-что в понимании начала жизни в новой семье. Друзья относятся
553
друг к другу по принципу: «Я думаю, что ты...», а любящие так: «Я чувствую, что ты...» Соответственно отношения в дружбе больше строятся по логике мышления, а в любви - по логике чувств. Как я уже пыталась говорить в начале книги - это две разных модальности психической реальности и для интегрирования нужны особые усилия Я.
Из множества исследований современной семьи я выбра- ла наиболее близкие мне работы В.В.Столина, В.Я.Варги, Э.Г.Эйдемиллера, В. Сатир, В.В.Юстицкого, С.Кратохвилла, Д.Варги. Они помогут описать, как человек решает важней- шую задачу своего личного развития (а теперь и развития конкретного другого человека - партнера по браку) - устрой- ство жизни в новой семье. Выделим в этой задаче несколько планов: физиологический, социальный и психологический. Все эти планы, думаю, соответствуют (в большей или мень- шей степени) проявлениям жизни, о которых говорилось вы- ше: реальному, фантомному и полному. Физиологический план решения жизненной задачи создания семьи и ее сущест- вования предполагает освоение пространства своего тела и тела другого человека; тело, его свойства - реальность жизни. О том, насколько это непросто, говорят не только врачи сек- сологи и сексопатологи, но и психологи, и... сами люди друг другу, пытаясь понять, почему вдруг такое свое, казалось бы, знакомое-презнакомое тело становится чужим и бессильным. Дело не в болезни органов (хотя и это бывает), дело в психо- генных, говоря иначе, травмирующих душу факторах, кото- рые буквально парализуют («убивают») тело человека. Сего- дня молодые супруги без труда могут найти необходимую им литературу. Необходимым руководством для освоения физи- ческой стороны жизни будет не только изучение своего парт- нера, но и самого себя, в том числе истории жизни своего те- ла. Так, например, известно, что сексуальные трудности жен- щин чаще всего связаны с деформированным восприятием своего тела: с боязнью прикоснуться к нему, со страхом перед негативными последствиями секса и тому подобное.
Социальный план решения задачи жизни в новой семье очень быстро становится фантомным проявлением жизни в том случае, если партнеры по браку не умеют строить новую общность, а копируют существующий в обществе идеал се- мьи. Я уже говорила, что такими образованиями, как идеа- лы, нормы, правила, ритуалы, обычай и так далее, заполне- но фантомное проявление жизни, которое, несмотря на его внешнюю неосязаемость, обладает огромной силой воздей- ствия на человека.
554
Все фантомные проявления жизни обладают высокой степе- нью жесткости, как я уже говорила ранее, они как бы проявле- ние смерти в жизни. Воспроизведение в своей новой семье сте- реотипов поведения родительских семей - один из наиболее распространенных ошибочных путей решения своей личной задачи в семейной жизни. Фантомы социальных ожиданий, идеалов и норм будут вмешиваться в отношения, лишая их непосредственности, то есть жизни. Нужна большая сила Я, переживание присутствия в себе этой силы, чтобы противосто- ять фантомным образованиям и в себе, и в другом человеке.
Психологический план решения задач жизни в новой семье проявляется как творчество друг друга и творчество совмест- ной общности - общего дома для двух разных, но единых душ. Познание другого и себя, проявление в другом и себе лучшего - это постоянное экзистенциальное содержание семейной жизни. Если оно таково, то семейная жизнь становится жизнью пол- ной, это ее известное всем описание как рай в шалаше с милым.
Думаю, что читатель понимает: каждый план решения за- дачи жизни в новой семье выделен относительно условно, в ежедневных хлопотах и заботах об устройстве совместной жизни они переплетаются в поток дня, но, смею вас уверить, каждый из них обладает и своими законами, как свои законы есть в мире реальном, фантомном, творческом. Бесконечное число фактических данных подтверждает тот факт, что лю- бовная лодка разбивается о быт очень часто. Статистика раз- водов ужасающа. Может быть, она отражение того печально- го последствия развития научно-технического прогресса, ко- торое привело к утрате человеком своей цельности и создало массового, частичного человека, для которого встреча в юно- сти даже со своей собственной экзистенциальностью (с собст- венным свободным Я) приводит к отказу от него.
Жизнь в новой семье обостряет экзистенциальные пережи- вания не только их сложной выраженной многоплановостью, но и необходимостью конкретизировать их в действия. При- чем в действия, до банальности простые, ежедневные и даже скучные: мытье посуды, уборка, приготовление пищи, совме- стное проведение времени и тому подобное. Быт, одним сло- вом. Вот тут-то и проявляется идеальность любви, которая проходит суровый экзамен на жизнестойкость. Как? Может быть, так: «...нелепо было бы отрицать, что в нашей естест- венной привязанности к детям неизбежно присутствует и эле- мент чисто физического наслаждения.
Конечно, в этой любви чувственная радость абсолютно неотторжима от душевной. Ведь дитя свое мы воспринимаем,
555
вкушаем не только губами, обонянием, осязанием, а теплотой взгляда, настороженным вниманием слуха, всем своим суще- ством. Вкушаем? Да, вкушаем, поглощаем его, в душе слива- ясь с ним воедино и ощущая его неотъемлемой частицей сво- его бытия, своей сути. Неотъемлемой - и все же существую- щей вовне: как и во всякой любви.
Чувство это не поддается разуму. Недаром поется в старин- ной песне: "Кто любви не изведал, сном ее воображает..." Что это за радость (и что за боль в беде) быть привязанным к своим детям, быть влюбленными (я не боюсь этого слова!) родите- лями - в полной мере может оценить лишь тот, кто это испы- тал». Это из замечательной книги Домокоша Варги «Радости родительских забот», книги, которую я всегда, как только с ней познакомилась сама, рекомендую как обязательную в курсе психологии. Эта любовь к людям, к жизни, умение не только переживать, но и действовать, не только понимать, но и чувст- вовать, помогают автору этой книги быть самим собой во всем тексте - редкое, надо сказать, умение.
Мне придется вернуться к общим возрастным закономер- ностям, их можно еще раз увидеть в этом графике «Развитие кризисов в семейных отношениях»'.
Кривая, изображенная на этом графике, заставляет остано- вить взгляд на крутом спуске вниз к кризису, к нулевой отметке
' Цит. по: Кратохвилл С. Психотерапия семепно-сексуальных дисгар- моний. - М., 1991.
556
этого состояния. Что же происходит? Все объясняется тем, что решение жизненных задач создания семьи требует особого опыта жизни собственного Я и знаний, да просто информа- ции о человеке, который рядом. Далеко не всегда любовь дает опыт, необходимый для создания семьи, она слишком сложна для этого. Думаю, что создание семьи требует опыта устрой- ства собственного Я в его психологическом пространстве, то есть опыта осознания собственной концепции жизни, собст- венной же Я-концепции и концепции другого человека.
Мне кажется, что этот опыт дает человеку возможность быть терпеливым, то есть не реагировать на ситуацию, а стро- ить свое поведение хотя бы на основе минимального анализа.
Во время периода взросления человек сдает жизненный эк- замен на наличие у него собственного Я и возможности воз- действовать на него, возможность не только проявлять свое Я в настроении, в непосредственном эмоциональном состоянии, но и в возможности действовать по принятому в отношении себя и других людей долгу. Это предполагает четкое выраже- ние переживания границ собственного Я, меры воздействия на другого человека и на себя. По сути это практическая этика, развертывающаяся в отношениях двух людей.
Кроме того, создание жизни в новой семье предъявляет по- вышенные требования к постановке и осуществлению целей, то есть к организации деятельности, ее надо осуществлять не только по настроению, но и в соответствии с общей для всех членов семьи целесообразностью. Для этого надо многое знать и уметь - от управления предметным миром (он должен быть послушным) до управления собственным состоянием (напри- мер, преодолением «не хочу»). Вспоминается сцена из жизни:
молодой папа с двухлетним ребенком остались дома одни на два дня, к концу второго дня гора посуды, грязного белья и прочих признаков хаоса грозила поглотить все живое. Зато одновременно делалось очень много дел: варилось что-то, при- сматривалось за сыном, говорилось по телефону, слушалось с экрана, вспоминалось... Разве можно в таких обстоятельствах помнить о какой-то цели; ею становится все.
В умении ставить цель проявляется способность человека к организации, структурированию как внешнего, так и внутрен- него пространства, это способность делать их своими, если хотите, - можно говорить об управлении. Тогда ваша чашка найдет место в вашем пространстве, ваша одежда заявит о сво- ем присутствии, и вы будете знать, что с ней делать. Можете Даже почувствовать усталость платья и страдания немытой посу- Ды, но это возможно только тогда, когда они принадлежат вам,
557
а не вы зависите от них. Это не только искусство владения ве- щами, это еще и навык организации пространства своей жизни.
Я, конечно, очень кратко описала некоторые психологиче- ские предпосылки решения задачи организации жизни в но- вой семье. Главная из них, наверное, состоит в желании обяза- тельно эту жизнь организовать, то есть в определенном для себя честном желании жить с другим человеком одной семьей. Тогда супружеская пара становится, как называла В. Сатир, зодчими семьи. Не рая, не ада, а семьи, предварительно честно договорившись, что они собираются делать вместе, а потом разумно, осознанно начав это делать.
Практика показывает, что очень много людей, начиная строить свою семью вместе, в то же время делают это в одиноч- ку, так как не умеют взаимодействовать друг с другом по пово- ду того, что они делают, на что направляют свои усилия. Семья как что-то особое, требующее и организационных, и деловых, и эмоциональных усилий, просто никогда (или почти никогда) не обсуждается. Молодые люди попадают (особенно в первые кризисные годы) в плен фантомов, которые препятствуют осоз- нанию новой, ими же создаваемой, реальности.
Одна из важнейших особенностей семейной жизни в том, что она действительно жизнь, созданная творчески, она не воз- никнет из сексуального влечения. Как писала В.Сатир: «...люди, вступающие в брак, часто по существу не знают друг друга. Сексуальное влечение может подтолкнуть их соединить свои судьбы, но оно не гарантирует ни совместимости характера, ни дружбы. Гармонично развитые люди осознают, что они сексу- ально привлекательны для многих. Возможность создать со- вместную насыщенную, творческую жизнь требует совместимо- сти и во многих других сферах. В постели мы проводим сравни- тельно мало времени, сексуальная совместимость, безусловно, важна в близких отношениях взрослых людей. Тем не менее повседневные полноценные отношения требуют гораздо боль- шего, чем сексуальное влечение супругов»'.
Сравнивая семью с микрокосмом, как это делают многие исследователи, надо не забывать о том, что макрокосмос со- творен, у него есть Создатель. Если у микрокосмоса его не будет, то он перестает быть таковым, исчезая как явление. У семьи таких создателей двое, и каждый из них может (и дол- жен) быть написан с большой буквы. Ощущение его в себе - это и есть переживание своих интегративных возможностей, когда собственное Я воспринимается как Я самоизменяющее-
' Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.-С.75. 558
ся, обладающее достаточной степенью прочности и пластич- ности, то есть проявляющее свою силу, обладающее доста- точным интеллектуальным потенциалом для того, чтобы дифференцировать разные проявления жизни.
Сила Я в эмоциональной жизни человека проявляется в возможности свободно переживать свои чувства, ясно для себя и других выражать их и управлять ими так, чтобы они не раз- рушали отношения, а создавали их. Серьезная проблема перио- да взросления состоит в том, что, основанные на чувстве, се- мейные отношения не являются в то же время непосредственны- ми в процессе организации совместной жизни. На них буквально обрушивается шквал стереотипов в виде ожиданий и требований, которые в силу своей омертвелости разрушают живое чувство.
Это описывают как исчезновение романтических настрое- ний, проявление не только положительных, но и отрицатель- ных эмоций, конфликтные взгляды на разные вещи, несоответ- ствие поведения партнера в быту и в период ухаживания. При- чем кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких- либо внешних обстоятельств - социальных и экономических.
Содержание кризиса - это встреча живого чувства с его двойником - симулякром - словами, в первую очередь, со сло- вами «любишь» - «не любишь». Разобраться в их содержании для себя и сделать это достоянием совместных усилий по по- строению жизни в новой семье - это задача борьбы с привиде- ниями, которые заполняют сознание ненужными ожиданиями, известными сознанию одного человека, но присутствующими совсем в другом варианте в сознании его партнера. Это может быть, например, так: «Если ты меня любишь, то сделаешь то, что я прошу», «Если ты меня любишь, то будешь знать все мои жела- ния, даже если я тебе об этом ничего не скажу» и тому подобное.
Честный ответ на вопрос о том, что означает любить и быть любимым для каждого из супругов, - это работа по созданию общего психологического пространства, которое отличается тем, что оно не разрушает психологического пространства ка- ждого человека, а является совсем особым образованием, кото- рое создается усилиями двоих (а потом и всеми членами семьи). Так и хочется назвать это пространство защищенным от отчу- ждения, то есть таким, где человек переживает полноту своей жизни, приобретая необходимые силы для дальнейшего ее осу- ществления за его пределами. Полнота жизни связана с пережи- ванием свободы творчества и ответственности, она наполнена радостью бытия, в ней нет тоски по экзистенции, она рассеива- ется в этой радости. Наверное, об этом лучше было бы гово- рить языком мировой художественной литературы. Я ограничусь
559
еще только одним замечанием - человека, живущего счастливой семейной жизнью, можно без труда отличить в толпе по выра- жению спокойной уверенности и силы, которую он излучает. Он выглядит смелым, отважным, доверяющим себе и миру, знаю- щим и чувствующим в себе свою уникальность как ценность.
Думаю, достигается это за счет того, что в психологическом пространстве семьи присутствуют в качестве его главных обра- зующих такие элементы, которые отражают его экзистенциаль- ность, именно они развивают чувство неповторимости у каждого члена семьи и оберегают его от превращения в раба, деспота, робота и прочих малосимпатичных персонажей, которых труд- но назвать людьми. Недаром в языке есть и это слово - нелюди. В словаре оно определяется просто - это плохие, дурные люди.
Успешность становления семейного психологического про- странства зависит от того, насколько члены семьи могут осоз- навать свое сходство с другими людьми. Сходство это проявляет- ся прежде всего в существовании чувств, о них еще говорят как о базальных, то есть основных, существенных человеческих чувст- вах. Осознание этих чувств в любой момент жизни объединяет человека с другими людьми. В супружеской жизни таких чувств, объединяющих с другим человеком, несколько, в их экзистенци- альности нет смысла сомневаться, так как все они направлены на проявление и утверждение своей уникальности как человека.
Двойственность, или, как говорят, амбивалентность их проявления не должна пугать - это чувства, у них свои прави- ла'. Э.Шостром, например, выделяет основные причины аг- рессии в семейных отношениях, все эти причины являются чувствами. Если они неосознанны, то возникает жестко струк- турированное восприятие другого человека, которое сразу начинает играть роль симулякра.
Я перечислю вслед за Э.Шостром эти причины, кратко ха- рактеризуя их: это - враждебность, гнев, вина, обида, нена- висть, критичность, уход, безразличие. Все эти чувства, за ис- ключением безразличия, вызывают боль, которую я бы хотела сейчас назвать признаком жизненности отношений. Только безразличие не вызывает ее - значит, чувства умерли, психо- логическое пространство исчезло, наступила смерть отноше- ний. Кто возьмется реанимировать труп?
Живое экзистенциальное чувство, даже если оно называет- ся гневом, бесконечно ценно, так как объединяет людей своей направленностью на их экзистенцию. Гнев смешан с заботой о том, чтобы человек проявил и сохранил свою индивидуаль-
' См. подробнее: Психология личности. Тексты. - М., 1982. 560
ность, поэтому он выполняет роль свежего ветра в закрытой надолго комнате, он придает чувствам динамику, открывая людям новые свойства силы их Я. Разрешить себе искренне гневаться нельзя, это можно делать только непосредственно, то есть безмерно любя и заботясь о другом человеке. Подав- ленный гнев в этом смысле похож на заживо похороненного.
Вина очень сложное чувство, она может быть (истинная, непосредственная) следствием принятой на себя, но не осуще- ствленной ответственности. Но чаще всего это скрытая по- пытка критиковать других, то есть вина ложная, притворная, за ней стоит отсутствие у человека силы Я для осуществления интеграционных тенденций.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление