Итак, исследуемый период жизни представляет время оперирования человеком со сложнейшими переживаниями, непосредственно затрагивающими его экзистенциальность как духовную, так и физическую. Это время, когда душа человека находит свое место, место среди других людей и место в самом теле человека, которое стремительно меняет- ся, создавая новый дом для растущей же души. В этом доме все должно быть своим, возможно, поэтому подростки так много двигаются, готовы без устали танцевать, кричать, бегать. Эта потребность в движениях не только помогает освоению внешнего пространства, но и пространства своего тела, которое организовано весьма сложно и многоуровне- во: от непроизвольных реакций до сложнейших произволь- ных видов активности; установление иерархических отно- шений между ними - одна из задач освоения пространства тела в подростковом возрасте. Растущее тело дает много новых переживаний; мне очень импонирует описание их как изолированной мышечной эротики или мышечной радости,
522
которая доступна только в подростковом возрасте, так и хочется сказать, что именно в это время границы между ду- шой и телом очень размыты. Недаром/во все времена такое большое внимание уделялось физическому воспитанию мо- лодых, юных людей.
Овладение пространством собственного тела как психо- логическая проблема появилась в науке благодаря работам Стенли Холла, который обратил внимание на то, что сила подростков не прибывает по мере роста массы их тела. Половые различия очень ярко проявляются в развитии ско- рости движений. У мальчиков сила и ее увеличение высту- пают на первый план, у девочек больше развивается быст- рота движений. Координация также улучшается, почему и движения становятся более ловкими, хотя ловкость пред- ставляет качество, достигающее совершенства в последую- щие годы, когда равновесие в организме получает боль- шую устойчивость.
Из-за особенностей развития мышечной системы и ее ко- ординации нервной системой подросток очень быстро утом- ляется, что вызвано напряжением всей нервной системы, в том числе и центральной' Перед воспитателями подростков стоит непростая проблема создания для них необходимых условий жизни с целью предотвращения переутомления, раннего ис- тощения нервной системы.
/ С сожалением приходится констатировать, что признаки раннего физического старения можно сегодня наблюдать у очень молодых людей, еще даже не вступивших в период юно- сти, а только стоящих на ее пороге.)
Как говорят исследователи подросткового возраста, под- росток-девочка и подросток-мальчик - это две различных биологических величины. В этот период жизни они пережи- вают необходимость решения такой жизненной задачи, как установление близких отношений с лицами противополож- ного пола. Биологическая основа этой формы поведения представляет собой врожденный инстинкт исключительной силы, значение которого в жизни человека нельзя недооце- нивать. Появление переживаний, связанных с отношением к противоположному полу, можно зафиксировать у детей в очень раннем возрасте - уже в 1,5-2 года они могут про- явить выраженное восхищение человеком, явно любуясь им. К сожалению, разрозненные факты таких наблюдений почти не систематизированы в специальной литературе, их иссле- дование относят чаще всего к подростковому возрасту в свете обсуждения проблем ранних браков, ранних половых
523
контактов. Мне встречалось мало работ, где бы авторы об- суждали половые влечения человека с точки зрения прояв- ления в них экзистенциальных особенностей. Когда же встретила в литературе начала века' несколько важных, с моей точки зрения, идей, была поражена их актуальностью сегодня. Для меня важно, что в них предстает проблема осознания человеком динамических сил своего Я, возмож- ность пережить свое отношение к ним как к проявлению своей сущности. По-моему, заслуживает внимания идея о том, что инстинкт материнства, данный природой женщине, составляет основу социальных навыков. Именно этот ин- стинкт позволяет строить те отношения, которые задают человеку его психологическое пространство, определяют в начале жизни его место среди других людей. Материнский инстинкт является и источником альтруистических стремле- ний. Может быть, отсюда один шаг и к физиологическим основам нравственности? Может быть, торможение является основой совместной жизни людей?
Сложность отношений в современном обществе разрушает традиции и условности, они уже не носят определенности, существовавшей ранее. Это наносит ущерб биологии челове- ка, ущерб, не ощущаемый вначале как потеря целостности своего организма, но реальный по своим последствиям воз- действия на все системы организма. Факты ранней половой жизни подростков, аборты говорят о том, что природа жесто- ка в проявлении последствий грубого вмешательства человека в ее естественное развитие, расплата обычно бывает жестокой - от раннего старения до рождения слабого плода с признаками общей хилости, а то и уродства. Это уже толчок к патологи- ческой наследственности, ведущей к вырождению как отдель- ной личности, так и генеалогического древа.
Взаимные отношения полов в современной культуре пре- терпевают серьезные изменения, многие авторы говорят о том, что в результате бледнеет и оскудевает не только психи- ческий лик матери, но и лик женщины вообще. К сожалению, оправдываются предсказания, сделанные еще давным-давно, о том, что общество, которое хочет сделать из женщины лю- бовницу (а она только мать), толкает ее к усилению чувствен- ности, ослаблению материнского инстинкта, к возрастанию скрытой плодовитости, весьма вероятной дальнейшей диффе- ренциацией менструальной функции, к склонности к гомосек- суализму и омужествлению вообще. Когда грубо прерывается
' Работы Бехтерева В. М., Фрейда 3., Лазурского А. и др. 524
(аборты всех видов) процесс материнства, жизнь становится холоднее, суше, беспощаднее, в ней все меньше места человеч- ности, состраданию, жалости. <^Ha этом фоне жизни ранняя половая функция - это верный путь к истощению сил организма, еще не приобретшего ус- тойчивости, еще не сформировавшего необходимого аппарата для саморегуляции,) Проповеди взрослых в этом отношении всегда будут восприниматься подростками с оговорками и сомнениями, важно сообщение точной физиологической и пси- хологической информации об особенностях физиологическо- го созревания организма. Эта точная информация позволит решать проблемы отношений с противоположным полом на культурном уровне, будет способствовать пониманию роли полов в культурном развитии.
Мироощущение самих подростков, дополненное объек- тивной информацией, будет способствовать установлению бережного отношения между полами, подскажет необходи- мость выработать свой кодекс, в котором целибату будет отведено достойное место. Хочется думать, что острота личных переживаний подростков, связанных в ценностью своего тела и своей души, своего физического и психологи- ческого дома, не будет у них отнята той дружной волной физического и психического насилия, которая захлестывает порой нашу жизнь.
У подростков есть свойственное их возрасту переживание своего одиночества, своей непричастности к другим людям, может быть, это тот шанс, который в виде этих подростко- вых переживаний дан всему человечеству, и это шанс оста- новиться, задуматься и посмотреть на себя со стороны. Именно это делают подростки - они смотрят на жизнь взрослых с дистанции младших, которые уже чувствуют в себе силы быть старшими. Эта дистанция - удаленность от взрослой жизни, позволяет им сблизиться со сверстниками, так как одиночество подростков - это не пустота, это энер- гетический источник, который требует направленного вы- хода энергии - требует действия, иначе он может взорваться. (Я уже говорила о самоубийствах молодых.) В современной культуре для подростков не так много поля для приложения их сил действия, вот и появилась та субкультура подростков, в которой реализуются доступные им действия по устройст- ву жизни.
Субкультура подростков - это действительно системы действий разного вида, которые позволяют организовать как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое
525
психологическое пространство). Именно в этом возрасте расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собст- венный язык подростков. Явление, которое отмечается во многих странах.
Основное отличие этого языка от языка более ранних детских субкультур в том, что/подростки более-менее ясно осознают, что мысль приобретает действенность только тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое выражение."^Фактически без этого невозможно самостоя- тельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно отражающего те переживания необычного космического порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному. Словесный максимализм обычного порядка («никогда», «навсегда», «класс» и тому подобное) переходит в образова- ние жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в ^ том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении «\ друг с другом применяется словесная небрежность, даже у пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции. » Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с 1 их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, ко- 1 торые сейчас меня окружают, например, с удовольствием используют фразу «дохлый барсик», придавая ей десятки смыслов интонацией и жестами.
В эту пору не только увеличивается словарный запас, но и приобретается большой навык оперирования словом - это путь к массовому словесному творчеству, типичному для подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его обогащения.
Обращает на себя внимание тот факт, что все исследовате- ли речи подростков отмечают их эксперименты над речью как неслучайное явление, которое порождается закономерностями развития: новые переживания ищут соответствующей им формы, отсутствие такой формы ощущается как невырази- мость Я, несоответствие его обыденности. «Огонь», о кото- ром я говорила, используя слова М.Волошина, требует про- явленности - Я нужна адекватная форма, дающая возмож- ность зафиксировать его динамику как проявление жизни. Как важны для юных людей живые образцы живой устной речи! Как важна практика собственного живого говорения и практика слушанья живой речи!
В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноя- зычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.
526
Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что подростки очень мало и поверхностно читают (если читают вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что чтение связано с движением в собственном психологическом пространстве, причем это движение естественное, оно осно- вывается на уже существующих в нем переживаниях, структу- рированных в разной степени. Символическая функция соз- нания обеспечивает относительную устойчивость этих струк- тур (образов, внутренней речи) и возможность развития глу- бины и ширины семантического поля каждого структурного образования. Психологическое пространство и движение в его семантике требуют от Я человека его выраженности, если хотите, то оформленности в виде собственных текстов - «Я- высказываний». Говоря другим языком, умеющий читать чужой текст обладает для этого необходимым умением читать собственную душу.
Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы не- читающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглу- шенность их сознания, которую разные авторы описывают то как сон души, то как конформизм (бездумное следование дру- гим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вы- зывает в явлении «нечтения» то, что без книги подросток ста- новится обделенным одним из важнейших средств культуры, развивающем в человеке способность к сосредоточению на собственном Я. У современного подростка много соблазнов получать информацию извне в обобщенном виде через зри- тельный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуа- ций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может потерять чувствительность к собственной диалогичности. Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.
Все-таки интеллектуально развитые подростки читают, пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для существования самой психической реальности. Мне хотелось бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей разви- тия в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач, которые встают перед подростком, читатель вынес идею о том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни (куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет кожи, движения, голос и тому подобное).
Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих про- явлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих,
низменном проявлении жизни подросток переживает собст- венную экзистенциальность. Причиной его трагедии может стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосу- ществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя пойти на дискотеку.
Подросток - реалист и романтик одновременно, он пере- живает как собственную целостность, так и возможность ее потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях конкретны и абстрактны одновременно, так как он только учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления, в поиске закономерностей он легко может принять случай- ное за общее, конкретное - за абстрактное, единичное - за общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств, переживаний и возможностей своего мышления, подросток - это тот человек, который может сформулировать и попро- бовать решить задачу развития собственного мышления. Именно для него написаны все книги по самовоспитанию, именно он может воспользоваться (если захочет) их мудро- стью не для манипулирования другими, а для воздействия на самого себя.
Итак, экзистенциальные переживания подростков связа- ны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них свой ритм.
Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество, позволяющее, подростку переживать полноту жизни, связыва- ется с усилиями по организации Я. Подросток начинает что- то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская дея- тельность (например, самостоятельное освоение музыкальных инструментов), изобразительная деятельность, литературная и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществ- ляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что да- леко не все подростки имеют возможность попробовать себя в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не бы- ли бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и прочего такого. Деструктивное «творчество» подростков за- служивает, думаю, внимания не меньше, чем их самодея- тельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем, откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно, лучшего применения. Какие силы вырываются из-под ра- зумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет своего исследователя.
^28
Продолжу разговор о тех задачах развития подростков, которые возникают при освоении ими абстрактных мысли- тельных операций. Одна из важнейших особенностей абст- рактного мышления состоит в том, что оно основано на применении в качестве средств мышления понятий, не псев- до, а настоящих понятий, в которых процедуры собственно- го мышления становятся доступными для человека. Мышле- ние в понятиях дает основания для мысли о мысли, для реф- лексии на содержание собственной познавательной активно- сти. Говоря иначе/мышление из спонтанного процесса ста- новится опосредованным отношением к нему самого чело- века, то есть диалогичность собственного сознания стано- вится доступной для воздействия самим человеком^Л'0, ка- ким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит, определяет эффективность мышления, иначе это еще назы- вают смелостью мышления. Мне очень импонирует идея о том, что уровень интеллектуального развития подростков надо «измерять» не в показателях успеваемости по школь- ным предметам и не по широте или глубине умозаключений, а по общему развитию и соотношению углубленных жиз- ненных интересов, по содержанию той концепции жизни, которая отражает и уровень овладения собственным Я. Ду- маю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусст- венно не искажаются факторы развития подростка, так как он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохи- мии организма, которые оно вызывает, создает достаточно органических, телесных, если хотите, предпосылок для ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в соответствующей концепции, построенной совершенно про- извольно на основе самовоздействия на собственный про- цесс мышления.
г^Если начало подросткового возраста связано со снижени- ем показателей интеллектуальной активности (это отмечают • многие исследователи), то период вступления в юность, за- вершение полового созревания связан с подъемом интеллек- туальной активности на качественно новый уровень^Подро- стковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если юный человек начинает переживать возможность «приклю- чения» своего Я в области мысли, то есть возможность само- воздействия и самопреобразования в соответствии с образом своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое пространство молодого человека, можно было бы назвать его
источником собственной силы, так как я не знаю, как его обо- значить точнее в научных терминах. Может быть, это пере- живание интегративных (объединительных) свойств своего Я. Это проявляется и в возрастании интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл действительности, смысл самой жизни.
Эта ориентация опосредует все психические процессы и придает им большую устойчивость, так как смысл является саморазвивающимся образованием, он и есть одно из прояв- лений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я, поэтому когда вместо него предлагают готовые механиче- ские схемы, которые надо просто воспроизводить в соответ- ствии с образцом, возникает проблема оглушения. Опять можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет. Если для юных людей нет возможности соответствовать в мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими со- временными старшеклассниками, которые «проходят» клас- сическую литературу в качестве и количестве, не соответст- вующем их потребностям. Недаром среди выпускников школ так много людей, которые часто не читали классиче- ских произведений, по которым писали сочинения на «пя- терки» и «четверки».
Для подростков естественно в своем умственном образо- вании стремиться к углублению и расширению своего психо- логического пространства, своего Я. Секрет в том, что это стремление осуществляется среди взрослых, которые решают свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бес- конечно нуждаются в помощи и поддержке старших по реше- нию жизненно важной задачи - развития своих интеллекту- альных возможностей, так как в этот период жизни реаль- ность собственного мышления такова же, как реальность те- ла, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления и его процессе как мне принадлежащем.
Это обостряет значение содержания общения между под- ростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрос- лыми людьми.
На поверхности бытового поведения подростков наблюда- тель видит, что они очень много сил и времени отдают обще- нию со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых суще- ственно меняется в сторону уменьшения его значения. Но чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его
530
однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристи- ки человека. Это не только теоретическое построение, оно подтверждается фактами экспериментально-психологических исследований'. Использование бесед, стандартизированного интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена прежде всего проблемами перспективного жизненного само- определения. Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.
Значительное большинство исследованных школьников показало, что они испытывают острую потребность в нерег- ламентированном общении со взрослыми, которые составля- ют их ближайшее окружение.
Обращает на себя внимание еще одна особенность обще- ния подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то есть не понимают отношения с подростками - переоценивают или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего «срабатывает» распространенность среди взрослых педагоги- ческой позиции, основанной на механизмах проекции. («Подросток - это я».)
Заслуживает особого внимания экспериментальный ма- териал, который показывает влияние характера общения со взрослыми на развитие Я подростков2. Я уже писала выше, что важнейшим моментом в развитии подростка является переживание им интегративных возможностей своего Я, их можно в экспериментально-психологическом исследовании личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватно- сти самооценки. '
По мнению многих исследователей3, именно эти свойства самооценки определяют степень самостоятельности и незави- симости человека в разных видах деятельности и во взаимо- отношениях с другими людьми.
' Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980; Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М., 1991; и др.
2 По материалам сборника: Формирование личности в переходный пери- од от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.
3 Например: Донцов А. И., Сапожникова Л. С., Чеснокова И. И. и др.
531
Оказалось, что характер общения со взрослыми сущест- венно (!) влияет на эти параметры самооценки. Вот эти циф- ры: у подростков, которые могут доверительно общаться с родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка (они так или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием регламентированного типа общения с родителями неадекват- ная самооценка в 87,9% случаев. Хочется поставить здесь ряд восклицательных знаков как знаков внимания к тому, что детское следование правильности в отношениях с родителя- ми давно уже сменилось стремлением подростка следовать своему собственному Я. Кто-нибудь из старших это замечал? Только кое-кто.
Устойчивая же самооценка формируется у 79,1% исследуе- мых школьников, если им есть с кем доверительно общаться, при регламентированном общении с родителями - у 25%.
Не надо быть особенно прозорливым, чтобы представить себе, какие переживания преобладают у человека с устойчи- вой самооценкой и человека с неустойчивой самооценкой. Воспользуюсь для иллюстрации образом: крепко сколочен- ный корабль с бушующем море - это образ устойчивой само- оценки, и корабль, который скрипит всеми болтами и гайка- ми, пытаясь одолеть бурное море, - это образ неустойчивой самооценки. Какому кораблю предстоит более долгий путь, читатель решит сам.
Юные люди, удовлетворенные своим доверительным об- щением со взрослыми, характеризуются развитой способно- стью самостоятельно, без помощи других, не по готовому шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реально- сти человеческой жизни анализировать и оценивать качест- ва своих сверстников и взрослых, составляющих их круг общения. У них нет противоречий между потребностью в доверительном общении и условиями ее реального удовле- творения. Поведение этих подростков взрослые и сверстни- ки воспринимают и оценивают как «взрослое». (Остановите свое внимание на этом факте.)
Совершенно иная картина характерна для школьников с низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они за- трудняются самостоятельно анализировать и оценивать свер- стников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В пове- дении этих подростков наблюдатели отмечают агрессив- ность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему и так далее.
В экспериментах с несовершеннолетними правонаруши- телями установлено, что ближайший круг их общения ста-
532
новится важнейшим фактором формирования их ценност- ных ориентации. Их мотив самостоятельности, стремление к автономности не получает удовлетворения, что приводит к использованию искаженных средств, ограждающих от влия- ния взрослых, которые воспринимаются только как «по- меха» для удовлетворения потребности в автономности, в самоутверждении. В зависимости от реальных объективных условий общения этот мотив получает антисоциальное со- держание.
Подросток переживает период поиска форм проявления своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физиче- ского созревания, это не только физическая сила, но и сила его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности интегрировать разные проявления жизни. Для интеграции нужен механизм, в психологии пока неизвестны более уни- версальные пути становления механизмов, осуществляющих психические процессы, чем пути интериоризации - вращи- вания и выращивания их. Нужен материал (психологическая информация) для вращивания и почва (необходимые пере- живания) для выращивания. Таким «материалом» для вы- ращивания собственных интеграционных качеств для под- ростка является событие встречи с работающим - осуществ- ляющимся или осуществлявшимся когда-то - интегрирован- ным Я, живущим полной жизнью. Такое Я обладает важ- нейшим свойством - оно самодостаточно, ему для существо- вания достаточно силы собственного Я, оно не отбирает часть (или все) психологического пространства другого че- ловека, оно, это Я, действует по принципу света, высвечивая в другом человеке его истинные качества, которые как бы резонируют в ответ на воздействие, приобретая собственное звучание.
Очень сложно описать это воздействие человека на че- ловека в нерегламентированном общении, в общении души с душой, где слова часто не имеют большого значения - важнее отношение. Оно же может быть выражено во взгля- де, жесте, короткой реплике, совместном чувстве... Этот другой человек находит имя для Я подростка и таким об- разом делает его видимым, доступным для воздействия, до- ступным для необходимой защиты, ухода и, если хотите, то для любви.
Доли этого нет, если к Я подростка подходят с мерками универсальной правильности жизни (словно такая существу- ет), он попадает в конфликт между своим Я и несоответст- вующей ему формой жизни. В зависимости от степени ее
533
жесткости и степени несоответствия подросток будет пере- живать разного рода напряжения - от депрессии до агрес- сии, пытаясь разрешить этот конфликт. Ситуация осложня- ется тем, что ресурсы для интегрирования собственного Я у него не бесконечны, отсутствие необходимой психологиче- ской информации приведет к пустоте. Это то, что еще назы- вают духовным оскудением, безразличием к жизни, безот- ветственностью, потерей себя и тому подобное. Это еще одно рассуждение о том, что огонь жизни Я в подростке поддерживает взрослый человек, всей своей жизнью показы- вающий ее осуществимость.
Преобладание нормативного содержания в отношении со взрослым толкает подростка на поиск людей, которые могут подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к како- му-то придуманному, фантомному образу Я этого конкрет- ного человека. Такими людьми оказываются сверстники, хотя это могут быть и люди (компании) более старшего воз- раста. Эти люди могут дать подростку (в силу своей жизнен- ной некомпетентности) недостоверную психологическую информацию, что окажет свое влияние на его отношение к собственной жизни.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление