Основные психологические новообразования человека в возрасте 13-17 лет
1. Поло- Естественные корни разви- вое со- вающегося человека; появляется зревание новый его облик. Это второе ро- ждение человека.
Огромное количество всяких недомоганий берет начало в этом возрасте.
Рождение новой психики - «вдруг» выявившаяся обращенность внутрь. Многое зависит от инди- видуальности, но общее есть: пере- ломный характер душевного со- стояния, возможность почувст- вовать свое место среди людей. Это состояние сопровождается резкими подъемами и спадами настроения. Реактивная сгущен ность состояний. Немотивиро ванное чувство стыда, невероят ная обидчивость, повышенная воз будимость. Опасения насчет нор мальности строения своего тела.
Изменение вкусовых ощуще- ний - от отвращения к еде до об жорства. Повышается чувстви- тельность к запахам. Начинает острее восприниматься цвет. Го- лос становится фактором душевной жизни. Замечательный новый мир и вовне, и внутри.
Юность вообще выражается во влюбленности в лицо проти- воположного пола. Возникает явление красования, инициато ром которого чаще всего являют ся девочки. Это плоскость претво ренного интереса, которая дает о себе знать в половых фетишах (термин Ст.Холла, Уипла и др.) - подарках, безделушках, подарен- ных представителями другого пола, альбомах со стихами «про любовь»
514
Формирование половой идентичности человека свя- зано не только с определен- ными психосексуальными (то есть направлением и харак- тером осуществления влече- ния к противоположному полу), но и различными со- циосексуальными ориентациями. Существенное место в последних занимает опре- деленная система половых ролей. Это очень важный момент в воспитании стар- шеклассников, так как все чаще возникают утрирован- ные тенденции мускулиза- ции женского и феминиза- ции мужского поведения.
Переживание половой идентичности предполагает наличие у человека опреде- ленных образцов поведения соответствующего пола. Идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подро- стков, как мальчиков, так и девочек, находится как бы в разных планах и практиче- ски не пересекается. Естест- венно, что регулирующая функция этих образов весь ма незначительна
Новооб- разова- ния
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
2. Иска-
Анализ характера юных пере-
Анализ саморепрезен-
ние но-
живаний показывает, какую мощ-
тации показывает, что для
вого Я и
ную роль в них играет стремление к
старших подростков в це-
пробле-
выяснению своей личности, к соб-
лом характерна достаточно
мы само-
ственному обнаружению. Эта черта
высокая степень рефлексии
выявле-
не является частным проявлением
и существенных различий
ния
только в этой сфере. Всем хорошо
между подростками-старше-
знакомо явление, как юность любит
классниками и подростками,
чувствовать себя непонятой, оди-
стоящими на пороге юности
нокой в своих исканиях, увлекаясь
(имеется в виду количествен-
мыслью, что обыденные люди не в
ная характеристика). Вместе
состоянии понять ее незаурядную
с тем данные свидетельству-
натуру и так далее. Черта исканий
ют, что сторона самосозна-
присуща юности как ее типическая
ния во многом зависит от
черта. Ее может увлекать сам прин-
эмоциональной.
цип исканий, так сказать, фор-
Переход от подростко-
мальное искание, когда юная мо-
вого к раннему юношеско-
лодежь больше ощущает свое на-
му возрасту можно охарак-
строение, а назвать его не может,
теризовать как период, в
потому что они только своего рода
котором происходит смена
вопросительный импульс, часто
некоторого «объективистс-
больше самоощущение, чем реаль-
кого» взгляда на себя
ная конкретная потребность. Стрем-
«извне» на субъективную ди-
ление это - найти и выявить самого
намическую позицию «изнут-
себя, свое Я. В эту пору особенно
ри». Критерии самооценки
ярко начинает говорить желание
приобретают принципиаль-
быть самим собой. Юность считает,
но иные формы сравнитель-
что величайшее счастье, это - быть
но с оценкой человеком дру-
самим собой и найти свое настоя-
гих людей. Она проявляется
щее место в жизни, это не голос
в умении отделять успех или
рассудка, а выражение всего суще-
неуспех в конкретной дея-
ства юности.
тельности от общего пред-
Естественно, с первого же мо-
ставления о себе, своих спо-
мента юность начинает рваться к
собностях, возможностях.
борьбе за свою личность, за вы-
Развитие временных пред-
явление себя, за собственное опо-
ставлений тесно связано как с
знание. Найти для себя арену дея-
умственным развитием, так и
тельности и простор для самовыяв-
изменением жизненной пер-
ления, что ведет к повышенной
спективы ребенка. Воспри-
жажде активности, неугомонности,
ятие времени подростком
суетливой горячности и так далее.
еще остается дискретным и
Интерес к субъективному ми-
ограничено непосредствен-
ру, внутренний мир, как большой
ным прошлым и настоящим,
мир, как постоянное явление, от-
а будущее кажется ему почти
крывается именно в юности. Это
буквальным продолжением
действительно открытие Америки,
настоящего. В юности вре-
и для каждого юного человека это
менной горизонт расширяет-
открытие нетронутых, невиданных
ся как вглубь, охватывая
Новооб-
По данным
По данным
разова-
психологического
психологического
ния
исследования 1927 г.
исследования 1987 г.
плодоносных целин, которые
отдаленное прошлое и буду-
ждут и неотложно требуют своей
щее, так и вширь, включая
разработки.
уже не только личные, но и
Яркое ощущение нового Я,
социальные перспективы.
которому надо дать новое со-
Изменение временной
держание. Так сильно захватыва-
перспективы тесно связано с
ет юность это стремление к выяв-
переориентацией юношеско-
лению своей личности... У нее
го сознания с внешнего кон-
горячее стремление к осчастлив-
троля на внутренний само-
ливанию человечества, к соци-
контроль и ростом потреб-
альному делу, к альтруизму. И
ности в достижении. И то и
все это идет рука об руку с го-
другое сильно зависит от
товностью жертвовать собой.
социальных и культурных
Юность, даже широко подра-
условий. Формирование но-
жая, не хочет, чтобы думали, что
вой временной перспективы
она подражает. Все подражания
не всем дается легко. Обост-
юности конкретным образцам по-
ренное чувство необратимо-
ведения включены в основное ис-
сти времени нередко сочета-
кание юности - в стремление найти
ется в юношеском сознании с
и выявить свое Я. Юность способ-
нежеланием замечать его
на в известных случаях быть сча-
течение, с представлением о
стливой своим несчастьем, даже
том, что время остановилось.
болезнями, лишь бы они не несли с
Особенности организации
собой ощущение преодоления, не-
систем саморегуляции лично-
обыденности, возможность выде-
сти детерминируют актив-
лить свою личность.
ность учащихся в согласии, а
Ни в коем случае нельзя просто
порой и вопреки субъектив-
развенчивать эти порывы юности к
но представленным содержа-
новому Я и насыщать их с ранней поры обыденностью
ниям желаемой перспективы Я. Содержание в данном
случае не всегда является
определяющим, ибо высту-
пает лишь как ориентир в
сложном процессе активно-
сти и развития личности
3. Неко-
Индивидуализм юности - чер-
Жизненная позиция неот-
торые
та, которую мы отмечали неод-
делима от мировоззрения
характер-
нократно, особенно в стремлении
личности. Социальная цен-
ные чер-
юности быть самим собой. Юность
ность человека определяется
ты умо-
полна социальных стремлений, но
тем, насколько его деятель-
настрое-
она без всякого противоречия с
ность способствует прогрессу
ния юно-
этой своей чертой хочет быть
общества. Чем больше чело-
сти
индивидуально социальна, чув-
век дает людям, тем богаче
ствуя, что повторение снижает
становится сам как личность.
ценность личности, что для соци-
Задавая вопрос о смысле жиз-
ального служения нужно не ста-
ни, юноша думает одновре-
до. а многогранный коллектив.
менно и о направлении обще-
516
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
Юные люди черпают свои идеалы и образцы не из семьи, а из лите- ратуры, из истории, обществен- ной жизни, иногда знакомые толь- ко понаслышке.
Эти образцы меньше подав- ляют их сознание своей индиви- дуальности, оставляют больше простора для собственных выяв- лений или фиксации их.
Ее увлекает все новое. Отри- цание увлекательно уже тем, что оно расчищает почву для ощуще- ния своей самобытности. Скеп- тицизм юности носит служебный характер, юность должна иметь мужество отрицания, огонь этот очистителен с точки зрения про- гресса и культуры.
Общей тенденции приходит на помощь крепнущий свет разума, собственной думы, обобщения и отвлечения... Устойчивость тут не такое уж частое явление, и в этом не следует видеть повода для отри- цательной оценки. Одновременно с такими чертами, как скепсис, кри- тика, некоторый нигилизм, она проявляет не только самоуверен- ность, но и довольно наивно выяв- ляющийся догматизм. Юность спо- собна приняться поучать кого хо- тите и в чем хотите, и не охотно признается в том, что она в чем- либо некомпетентна. Это ощуще- ние резко повысившейся телесной и духовной силы..
Максимализм - юность рвется на простор к большему, обыден- ное имеет мало шансов на успех у юности. Для подъема юности ха- рактерно пользование своего рода словесным максимализмом («друж- ба», «верность», «навсегда», «ни- когда» и так далее).
Обжорство тоже может быть проявлением максимализма.
Фанатизм - черта, которая
ственного развития вообще, и о конкретной цели собствен- ной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности в наи- большей степени раскроются мои индивидуальные способ- ности? На эти вопросы нет общих ответов, их нужно вы- страдать самому, к ним мож- но подойти только практиче- ским путем. Трудность юно- шеской рефлексии о смысле жизни в правильном совме- щении ближней и дальней перспективы. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды, - один из главных показателей мо- рально-психологической зре- лости человека.
В юности мировоззрен- ческие вопросы решаются категорично, в них отража- ется противоречие между абстрактным и конкретным.
Характерная черта юно- шеского возраста - форми- рование жизненных планов. Это явление одновременно социального и этического порядка. Это план деятель- ности, который заземляется на выбор профессии. Стрем- ление к самоутверждению сменяется более реалистиче- ским и критическим самоана- лизом и самовоспитанием.
В отличие от ребенка, принимающего правила по- ведения на веру, юноша уже начинает осознавать их отно- сительность, но еще не всегда знает, с чем именно их нужно соотносить. Простая ссылка на авторитеты его уже не
отчасти намечена в максимализ
удовлетворяет. Более того.
517
Новооб- разова- ния
По данным психологического исследования 1927 г.
По данным психологического исследования 1987 г.
ме, это стремление к расцвету
«разрушение» авторитетов
своей личности, к ее выявлению, с большим устремлением в эсте- тическую сторону, к подчеркну- той жизни чувством, с интересом к универсальному. Мечтательность, в которой собственное Я не столько знает-
становится психологиче- ской потребностью, предпо- сылкой собственного мо- рального и интеллектуально- го поиска. Пока своя система ценностей не сложилась, юноша легко поддается мо-
ся, сколько ощущается. Мы здесь снова должны со
ральному релятивизму: если все относительно, значит, все
всей энергией выступить против
дозволено, все, что можно
постоянной тенденции нашего времени безоглядно насаждать в
понять, можно оправдать и так далее. Целенаправленное
юности и даже детстве трезвость и скороспелую практичность. То- ропиться раздевать жизнь и ого- лять факты под весьма спорным
этическое воспитание, разъяс- нение принципов морали в общем виде или на конкрет- ных примерах жизни, литера-
прикрытием утверждения, что это «настоящая жизни», ни в ко- ем случае не следует
туры повышают уровень мо- рального сознания юношей и девушек, помогают им глубже
понять, взвесить и оценить
жизненные ситуации
Думаю, что вы не напрасно потратили усилия на чтение двух текстов. В сущности, они говорят об одном и том же, об одних и тех же явлениях. Тексты можно считать тождест- венными по отношению к тем закономерностям возраста, которые пытаются описывать и анализировать авторы. Но как они отличаются тем отношением к исследованному фе- номену, который проявляют авторы. Думаю, что дело не в литературных способностях, а в изменившейся за 60 лет по- зиции исследователя. Мне так хочется назвать позицию оте- чественной науки первой четверти XX века, представленную для вас текстом М.М.Рубинштейна, позицией любви к чело- веку, что я и делаю.
Отчужденную позицию исследователей человека послед- ней четверти XX века хочется назвать позицией псевдолюб- ви. Человек уже испытуемый, обследуемый, о нем можно сказать отстранение, безлично, не прибегая в тексте даже к намеку на то, что исследуемый материал может вызвать у исследователя чувства.
За этим стоит не только изменение приоритетов отечест- венной науки, думаю, что за этим стоит и более глобальное
5J8
явление, которое я называла много раз словами отчуждения человека от собственной жизни.
Современный ребенок, переживающий свои 13-17 лет, сталкивается с культурой, в которой универсальные инст- рукции ценятся выше индивидуальных проявлений жизни;
общее, алгоритмизированное, понятное в поведении другого человека делает его «удобным» для управления во всех со- циальных системах.
Но, к счастью для всех, всегда есть юные люди, которых тяготит эта универсальность, потому что по законам жизни они особенно чувствительны к проявлениям силы и слабости самой жизни, открытой для нее через существование живого Я. (Хочется сказать, зная, что происходит во взрослой жизни, - пока еще живого Я.) Это живое Я проявляет себя в широком размахе колебаний и противоречивых переживаний, связан- ных с необходимостью найти и установить свое собственное содержание, освоить свое собственное психологическое про- странство. Сразу это сделать очень трудно, но жить без него уже невозможно; увлечение чужими формами жизни редко несет в себе черты устойчивости. Цитирую М.М.Рубинштей- на: «Путь продвижения к самому себе совершается вовсе не с роковой необходимостью: это норма, которая далеко не все- гда достигается» (с. 159).
У роста есть свои законы, так и хочется сказать, что у рас- тущей души, у растущего Я они свои, каждой поре надо вы- зреть, и рост должен быть постепенным. Противоречивость переживаний в юношеском возрасте - это проба на глубину своего психологического пространства, приближенность к экзистенциальным его характеристикам. Противоречивость (или дихотомичность) естественно связана с жизнью тела мо- лодых людей, ведь часто именно оно дает пищу для построе- ния новых переживаний.
(Мне так нравятся слова М.М.Рубинштейна «юные люди», что я их буду использовать дальше.) В это время юным людям снятся космические сны - они видят как бы со стороны свое собственное тело, которое соотносится по размеру или поло- жению с планетами или со светилами - Солнцем, Луной. Об- ращает на себя внимание общность сюжетов (по материалам моих интервью со студентами I-IV курсов): во всех них есть переживание противоречивых чувств по отношению к планете или светилу, в основном это чувства притяжения и отталкива- ния. Возможно (и естественно), с психоаналитической точки зрения эти сны выглядят не так, как я их попробую понять, но мне этот вариант объяснения кажется логичным: в этих снах
юные люди сталкиваются с проблемой конкретизации (если хотите, воплощения) своей экзистенциальности, своей сущно- сти, своего назначения.
В бытовой, дневной жизни тело подсказывает формы та- кой конкретизации в виде осуществимой половой роли. Жен- ская роль в этом смысле очевиднее, давно замечено, что де- вушки испытывают меньшие колебания в переживаниях, свя- занных с воплощением собственного Я, они сравнительно быстро достигают устойчивости, хотя бы это было успокое- ние, вызванное принятием известного образца чужого Я. Не- даром 16-17-летняя девушка производит впечатление взрос- лого человека, что далеко не всегда можно сказать о молодом человеке ее же возраста. Известно, что девушки в этом воз- расте чувствуют себя взрослее своих сверстников и склонны их опекать и воспитывать, даже перевоспитывать.
У юношей диапазон колебаний в переживаниях значи- тельно шире и они дольше идут к обретению устойчивого отношения к самому себе, то есть к ощущению границ сво- его Я и его динамической силы. Как тут не вспомнить слова из пословицы о том, что мужчине принадлежит весь мир... Для того чтобы это почувствовать, надо проделать огром- ную работу по построению своего мирового (соответст- вующего меркам мира) психологического пространства, ощутить в себе силы Я по возможному устройству жизни именно в таком масштабе. У некоторых мужчин это получа- ется, а о других пока говорить не будем - впереди описание взрослой жизни.
Противоречивость переживаний, свойственная юным людям, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к са- мым обобщенным формам, содержащим идеал человече- ской жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизи- ровать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть, они нужны, в них существует потреб- ность, доказывается исследованиями и прошлого, и сего- дняшнего дня. Идеалы, естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть общее - они связаны со стремлением к твор- честву, к тому проявлению жизни, которое я раньше назы- вала полным.
Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни,
„„„ной на собственных усилиях по ее построению. Это осн0 „з оснований для появления чувства взрослости и его ^пления по мере роста физических и духовных сил
^"Йде^Тмеет огромное влияние на выбор и осуществление ппойессиональной деятельности, выбор той сферы приложе- г своих сил, которая будет приносить переживание полно- "Ы жизни, как бы отражать реализуемость, призвание челове- ть - одно из важнейших экзистенциальных переживании, от- ражающих реалистичность усилий по организации и осущест- влению жизни.
Мне бы хотелось, чтобы читатель увидел следующую ло- гическую связь, существующую в решении жизненных задач подросткового возраста:
Взрослые
Любовь; псевдолюбовь
Я=?
Место подростка в жизни
Идеал человека
Осуществимость
Профессия
Эта форма жизни моя
Взрослые в своем отношении к подростку (1) конкретизи- руют свойства его Я; через эту конкретизацию подросток получает переживания, необходимые ему для определения своего места в жизни среди других людей; границы этого мес- та задаются степенью осуществимости идеала Я (идеала чело- века), который может конкретизировать подросток в выборе профессии. Профессия и ее осуществление будут восприни- маться в свете возможной любви (или псевдолюбви) к самому себе и другим людям.
Получается, что в отношениях подрастающих юных людей со взрослым миром (и в самоотношении) постоянно актуаль- ной оказывается (в разных конкретных проявлениях) важ- нейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности Я за свое же собственное воплощение в кон- кретных, бытовых, ежедневных проявлениях жизни, где чув- ство реальности собственного Я дает человеку то достоинст- во, за которым другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей. Иначе это еще на- зывают чувством социальной принадлежности, может быть, это его формула: «Я не чужой на этом свете».
Когда возникают проблемы в становлении этого пережи- вания, юноши и девушки сталкиваются с невыносимой плот- ностью бытия, которое не поддается их попыткам найти в нем
520
52]
свое место. Давно уже был отмечен факт, что юность сравни- тельно легко идет на самоубийство. Даже сама мысль об этой возможности часто является сладостно-утешительной, сни- жающей как бы степень риска перед возможными жизненны- ми трудностями. Да, юные люди живут большей экзальтиро- ванностью, невыраженными и неопределенными волнениями и думами, которые они не могут реализовать в соответст- вующей себе форме. Такую форму нельзя найти в один день или в один час, на ее поиски могут уйти годы, для наблюдате- ля это вообще может выглядеть как нечто ненормальное, на- пример, уход в секту, приобщение к вегетарианству, увлечение каким-то видом коллекционирования и тому подобное. Все это может быть не тем, не моим, все это может быть отброше- но или превращено в свою противоположность, и вчерашний панк может стать примерным студентом университета, и все это за короткое время.
Как хорошо, что сегодня у молодых есть эта возможность смело пробовать свои силы в поисках формы жизни - своей формы жизни. Хватило бы у взрослых мудрости не мешать им, тогда, возможно, у них во взрослой жизни останется не только горькое разочарование в своих идеалах, но чувство полноты прошедшей жизни. Той жизни, в которой творение самого себя естественно как любовь, а Э.Фромм говорил о практиковании искусства любви как о действенности в мысли, в чувстве, в активном видении и слышании на протяжении всего дня (каждого дня).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление