КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умений детей 8-9 лет, занимающихся баскетболом 1 страница
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ Тюрина Т. А.,Гущин Н. С., Худаев С. А. Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия
Организация отбора – наиболее ответственный момент в комплектовании контингента учащихся детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). Рациональная система отбора позволяет своевременно выявить задатки и способности детей, создать благоприятные предпосылки для более полного раскрытия их потенциальных возможностей, достижения духовного и физического совершенства и на этой основе - овладения высотами спортивного мастерства. Для проведения рационального отбора необходимо знать, каким образом взаимосвязаны между собой показатели двигательной функции детей, и, прежде всего – показатели физических качеств и владения специфическими двигательными умениями. В связи с этим целью нашего экспериментального исследования являлось изучение взаимосвязей уровня и динамики физической подготовленности с качеством усвоения специфических двигательных умений у детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом. Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи: 1. Изучить влияние исходного уровня физической подготовленности на качество усвоения специфических двигательных умений. 2. Изучить влияние конечного уровня физической подготовленности на качество усвоения специфических двигательных умений. 3. Изучить влияние исходного уровня физической подготовленности на конечные показатели физической подготовленности. 4. Изучить влияние темпов прироста физических качеств на качество усвоения специфических двигательных умений. 5. Изучить влияние исходного уровня физической подготовленности на темпы прироста физических качеств. Решение задач исследования осуществлялось с помощью методов педагогического тестирования, педагогического эксперимента, и методов математической статистики. Уровень развития физических качеств определялся с помощью комплекса тестов, дающих представление об уровне развития быстроты, скоростно-силовых качеств и специфических двигательных координаций. Применялись следующие тестовые упражнения: 1) бег 20 м, с; 2) челночный бег 3 × 10 м, с; 3) прыжок в высоту с места по В.М. Абалакову, см; 4) прыжок в длину с места, см; 5) бег 300 м, с. Уровень развития специфических двигательных умений определялся с помощью тестовых упражнений, рекомендованных ВНИИФК: 1) передача мяча с расстояния 1,5 м от стены за 30 с; 2) ведение мяча 40 м, с; 3) обводка области штрафного броска, с. Количественный анализ экспериментальных данных проводился с помощью методов математической статистики. Применялись методика линейных корреляций и методика определения достоверности различий среднегрупповых значений. Организация исследования. Для достижения цели исследования проводился педагогический эксперимент продолжительностью в один учебный год (с сентября 2010 по май 2011 г.). Опытно-экспериментальной базой исследования являлись ДЮСШ по баскетболу имени В.И. Грекова, средние общеобразовательные школы №№ 44, 49 г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 45 девочек в возрасте 8 – 9 лет. Было создано три группы. Они состояли из детей физически здоровых, желающих заниматься баскетболом, по 15 человек в каждой. Содержание занятий формировалось на основании результатов анализа литературных источников, изучения нормативных документов и программ. Группы занимались по одному плану в объёме 368 часов в год. Из них: на гимнастику отводилось 22% времени, на лёгкую атлетику – 12%, на подвижные игры – 16% и комплексу игр и упражнений, подготовительных к баскетболу – 50%. Продолжительность занятий 90 минут 3 раза в неделю. С учётом двух обязательных в общеобразовательной школе уроков физической культуры испытуемые в общей сложности занимались по 5 – 6 часов в неделю. В начале и по окончании педагогического эксперимента у всех испытуемых определялись показатели физических качеств. Темпы прироста показателей физической подготовленности рассчитывались по следующей формуле: ω = 100 (υ2 – υ1) / ½ (υ1 + υ2) % (1), где ω – темпы прироста, υ1 и υ2 – соответственно исходный и конечный результаты по физической подготовленности. Показатели специфических двигательных умений определялись только по окончании эксперимента. Показатели физических качеств в начале и по окончании эксперимента, а также темпы их прироста в эксперименте приведены в таблице 1. Как видно из приведенных в таблице данных, за период эксперимента произошли положительные изменения по всем показателям физической подготовленности детей.
Таблица 1 - Уровень и динамика показателей физических качеств девочек 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом в начале и по окончании педагогического эксперимента (М ± m), n=45
Для определения потенциальных возможностей детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом, существенное значение имеет и то, насколько быстро развиваются их физические качества в процессе учебно-тренировочной деятельности. Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что высокими темпами прироста отличались показатели скоростно-силовых качеств (прыжок в высоту с места, темпы прироста равны 21,5%) и скоростной выносливости (бег на 300 м, темпы прироста равны 9,3%). Показатели специфических двигательных умений, отражающие уровень технической подготовленности испытуемых в конце эксперимента (после первого года обучения в ДЮСШ), представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели специфических двигательных умений девочек 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом (М ± m), n=45
В результате количественного анализа экспериментальных данных с применением метода линейных корреляций мы установили, что исходный уровень физической подготовленности оказывает существенное влияние на качество усвоения специфических двигательных умений, что проявляется в высоких коэффициентах корреляции по всем двигательным тестам (таблица 3). Таблица 3 – Взаимосвязь исходного уровня физической подготовленности с показателями качества усвоения специфических двигательных умений, n = 45
Примечание: здесь и в таблицах 4-7 р < 0,05 при r > 0,273; р < 0,01 при r = 0,354
Наиболее высокий коэффициент корреляции наблюдается в проявлении взаимосвязи результатов бега на 300 м (скоростная выносливость) и скорости ведения мяча на дистанции 40 м (r = 0,788; р < 0,01). Через год занятий баскетболом наблюдается усиление взаимосвязи показателей физической подготовленности и специфических двигательных умений (таблица 4).
Таблица 4 - Взаимосвязь конечного уровня физической подготовленности с показателями качества усвоения специфических двигательных умений, n = 45
Изучение взаимосвязи исходных и конечных показателей физической подготовленности детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом позволяет нам выявить степень стабильности проявления физических качеств в процессе физической подготовки. Наиболее высокая стабильность наблюдается в проявлении скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места, r = 0,956; р < 0,01), а также двигательно-координационных способностей (челночный бег 3 × 10 м, r = 0,948; р < 0,01). В меньшей степени проявляется стабильность в развитии скоростной выносливости (бег 300 м, r = 0,890; р < 0,01) и скоростных качеств (бег 20 м, r = 0,850; р < 0,01). Установлено достоверное влияние темпов прироста показателей физических качеств на показатели специфических двигательных умений (таблица 5). Как видно из приведенных в таблице данных, показатели в тесте «ведение мяча 40 м» тесно связаны с показателями скоростных (r = 0,600) и скоростно-силовых (r = 0,587) качеств.
Таблица 5 – Взаимосвязь показателей темпов прироста физических качеств с показателями качества усвоения специфических двигательных умений, n = 45
В упражнении «передача мяча за 30 с.» наиболее высокая достоверная взаимосвязь проявляется с приростом результатов в скорости бега на 20 м (r = 0,588). Несколько в меньшей степени на результаты в этом упражнении влияют развитие скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости (r = 0,456 и r = 0,434 соответственно). Качество выполнения обводки области штрафного броска в первую очередь зависит от прироста скорости в беге на 20 м (скоростные качества) и в меньшей степени от прироста показателей скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей, скоростной выносливости. Анализ результатов, приведённых в таблице 6, показывает, что темпы прироста физических качеств не зависят от исходного уровня физической подготовленности, то есть дети, имеющие более высокий уровень развития физических качеств, не обязательно обладают более высокими темпами их прироста.
Таблица 6 – Взаимосвязь исходных показателей физической подготовленности с показателями темпов прироста физических качеств, n = 45
Обобщая результаты исследования, можно заключить, что: 1) исходный уровень физической подготовленности оказывает существенное влияние на качество усвоения специфических двигательных умений. По мере повышения уровня физической подготовленности её взаимосвязь с качеством усвоения специфических двигательных умений становится всё более устойчивой, что проявляется в высоких коэффициентах корреляции по всем двигательным тестам; 2) в процессе физической подготовки наблюдается высокая достоверная степень стабильности проявления физических качеств, то есть дети с высоким уровнем физической подготовленности сохраняют своё преимущество после года занятий баскетболом; 3) при достаточно высоком развитии всех качеств наибольшее влияние на показатели качества усвоения специфических двигательных умений игры в баскетбол у девочек 8 – 9 лет имеют: а) скоростные качества; б) скоростно-силовые качества; в) двигательно-координационные способности; г) скоростная выносливость. Поэтому в учебно-тренировочном процессе детей 8 – 9 лет, занимающихся баскетболом, особое внимание следует уделять, прежде всего развитию скоростных, скоростно-силовых, двигательно-координационных способностей, так как от них в наибольшей степени зависит качество усвоения специфических двигательных умений; 4) темпы прироста физических качеств не зависят от исходного уровня физической подготовленности, поэтому на начальном этапе отбора было бы нерационально набирать в группы начальной подготовки только детей, имеющих высокие показатели физической подготовленности, поскольку темпы прироста могут быть выше у детей со средним и низким уровнями подготовленности.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ АКТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА Фадеев И. Б. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия
Суть обучения технике упражнений на основе освоения ключевых поз сводится к тому, как эффективнее строить движение при взаимодействии внешних и внутренних сил. Поэтому обучение включает в себя ключевые позы, при которых вес тела приложен к опоре, и активные мышечные действия, направленные на воспроизведение последующих поз и смену опор. В данной статье позволим себе остановиться на обсуждении целенаправленных активных движений, обеспечивающих взаимосвязь и переход тела волейболиста из одной позы в другую в процессе выполнения технического действия (таблица 1). Прием мяча производится только в плечевых суставах. Мяч принимается на предплечья ближе к кистям рук. Для правильного приема следует переместиться так, чтобы мяч находился впереди. При приеме мяча, летящего в стороне, туловище разворачивается в ту же сторону и наклоняется навстречу мячу. Поворот и наклон туловища позволяют повернуть плоскость предплечий рук навстречу мячу, под углом к поверхности площадки так, чтобы мяч отскочил в обратном направлении. Если плоскость предплечий будет параллельна плоскости площадки, мяч после отскока от рук срежется. Передача мяча начинается выпрямлением ног, туловища и рук, а заканчивается разгибанием кистей. Обратным упругим движением пальцев мяч выталкивается вверх. Во время передачи мяч ложится на подушечки первых фаланг большого, указательного и среднего пальцев, на которые приходится вся тяжесть мяча. Безымянный палец и мизинец как бы поддерживают мяч с обеих сторон. Пальцы напоминают «пружинки», которые при соприкосновении с мячом гасят его скорость. Вынос рук – из исходного положения, руки выносятся вверх перед туловищем на уровне лба, плечи приподнимаются.
Таблица 1 - Место целенаправленных активных движений в структуре игровых действий в волейболе
2-3 шага (разбег) – движение, лежащее в основе перемещений при выполнении всего диапазона технических действий в волейболе. Его следует начинать по заданной траектории. Разбег состоит из 2-3 шагов, причем первый небольшой «подкрадывающийся» шаг выполняется в предполагаемую сторону разбега. Ширина последнего шага зависит от скорости разбега: чем больше скорость, тем шире последний шаг. Заключительный шаг выполняется в виде скачка, нога выносится вперед и ставится на пятку, сразу вслед за этим подставляется другая нога, приблизительно на ширину ступни, туловище несколько сзади точки опоры, руки внизу, слегка отведены назад. Подъем рук, плеч (и маховой ноги) – движение, лежащее в основе всех технических действий, выполняемых в прыжке. Перед отталкиванием сначала поднимаются руки, плечи (и маховая нога, если отталкивание выполняется одной ногой) затем туловище и ноги (опорная нога). Подъем рук, плеч (и маховой ноги) происходит одновременно с перекатом стоп с пяток на переднюю часть. Надо стремиться-направлять прыжок вертикально вверх. В этом случае облегчается координация всех последующих движений, и создаются большие тактические возможности. Постановка рук – движение, формирующее позу блока, в котором руки и плечи переносятся вверх между туловищем и сеткой, и поднимается над ней. Руки должны преградить зону нападающего удара противника и погасить скорость полета мяча после удара. Отведение бьющей руки – движение, имеющее место при подаче и нападающем ударе. Плечи отведены назад, бьющая рука отводится вверх-назад для того, чтобы обеспечить накопление энергии упругой деформации мышц и связок и увеличить путь воздействия на мяч бьющей руки. Ударное движение руки – движение, формирующее позу удара. Оно переводит тело игрока из позы замаха (туловище прогнуто, плечи отведены назад, руки в положении замаха, ноги согнуты) в позу удара. Локоть несколько опережает кисть, бьющая рука, разгибаясь в локтевом суставе, начинает движение вперед. Перед самым ударом предплечье выводится вперед. Кисть акцентированным движением ударяет по мячу. Рука выпрямлена, пальцы плотно сжаты. Удар по мячу наносится несколько впереди игрока, в наивысшей точке. Подбрасывание мяча начинается из исходного положения (позы упругости), когда мяч лежит на ладони подбрасывающей руки. За счет сгибания руки в локтевом, и разгибания в плечевом суставах, рука поднимается вверх. Подбрасывание следует выполнять строго перед собой, а не за голову. Можно отметить, что одно и то же целенаправленное активное движение встречается в разных технических действиях волейболиста (таблица 2): отведение и ударное движение бьющей руки – при выполнении подачи и нападающего удара, разбег – при выполнении технических действий в движении и прыжков, подъем рук и плеч – при выполнении подачи, нападающего удара, передачи и блока (при условии выполнения этих действий в прыжке). Данный факт говорит о том, что одни и те же целенаправленные активные движения, обеспечивающие смену поз, лежат в основе формирования разных технических действий. Отсюда, выполнение целенаправленных активных движений, как конструктивных элементов целостных технических приемов, дает возможность обучать одновременно нескольким схожим по своей двигательной структуре техническим действиям. Это, по нашему мнению, будет способствовать упрощению формируемого у обучаемого двигательного образа (представления), освобождению его от избыточной информации в процессе обучения.
Таблица 2 - Целенаправленные движения в технических действиях волейболиста
КЛАССИФИКАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОЗ В ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА Фадеев И.Б., Пьянзин А. И. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары, Россия
При разучивании технических приемов в спортивных играх традиционно применяются два основных метода – целостное разучивание и разучивание по частям (целостное и расчлененное обучение). При целостном разучивании занимающиеся выполняют технический прием сразу, без расчленения его на составные части. Это создает полное представление об изучаемом действии и создает логическую основу для формирования двигательного навыка. Обычно данный метод применяется при разучивании простых технических приемов, не сложных по структуре и выполнению. При разучивании по частям технический прием разделяется на отдельные составные части. В то же время, в ряде видов спортивной (восточные единоборства, фигурное катание, синхронное плавание) и творческой деятельности человека (танцы, балет) обучение целостным двигательным действиям осуществляется через освоение ключевых поз, что и послужило основой «позного» метода обучения, предложенного в 1977 году Н.С. Романовым. Позный метод обучения технике бега, плавания, велоспорта, триатлона, гребли активно используется в практике обучения этим видам физических упражнений. Его суть заключается в определении ключевых поз двигательного действия. В основе лежит предположение, что движение человека представляет собой последовательную смену поз, в череде которых есть ключевые позы, предопределяющие биомеханику предшествующих и последующих движений. В позном методе выделение элементов (ключевых поз) происходит с определением таких положений тела, в которых все силы взаимодействуют как единая система, а энергия действия (реализуемая в работе внешних сил) и энергия управления (реализуемая в работе силы мышц) могут использоваться наиболее эффективно. В волейболе существуют свои благоприятные условия для эффективного использования внешних сил в перемещении тела и мяча, которые реализуются посредством и через специфические позы, существенные для техники данного упражнения. Ключевые позы – это такие положения тела, в которых внешние силы интегрированы в движение максимально эффективно (через вес тела). Основными критериями для выделения ключевых поз из множества положений, через которые проходит тело во время движения, являются равновесие, потенциальная энергия и упругость.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |