Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системообразующие факторы здорового образа жизни




М. Г Ишмухаметов

Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет,

Пермь, Россия

 

В конце ХХ и начале ХХI века в России возникли серьезные экологические, демографические и социально-экономические проблемы. На этом фоне общество столкнулось с катастрофическим снижением физического и психического здоровья населения. По оценкам специалистов, около 70% населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.

Образ жизни представляет собой совокупность типичных видов жизнедеятельности общества, социальной группы или индивида, включающую труд, быт, общественную жизнь, культуру. В свое время великий греческий философ, основоположник атомистического учения Демокрит (ок.460 – 370 до н.э.) указывал, что «Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни». Без преувеличения можно сказать, что генофонд и здоровье будущих поколений находятся в опасности. Считается, что решение данной проблемы во многом зависит от эффективности профилактических мер. Поэтому им придается большое значение.

Еще в 1 веке н.э. римский врач Цельс делил лечение на три способа: травами, хирургическим путем и образом жизни. Однако на последний способ лишь в самые последние годы стали обращать внимание. Разрабатываются такие направления лечения образом жизни как психотерапия, музыкальная терапия, ландшафтотерапия, трудотерапия, эстетотерапия, цветотерапия, библиотерапия.

В оздоровлении нации важную роль должна сыграть идея здорового образа жизни. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. [3].

К биологическим принципам относятся:

– образ жизни должен быть возрастным;

– образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

– образ жизни должен быть укрепляющим;

– образ жизни должен быть ритмичным;

– образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

– образ жизни должен быть эстетичным;

– образ жизни должен быть нравственным;

– образ жизни должен быть волевым;

– образ жизни должен быть самоограничительным.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

– отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

– регулярная физическая и двигательная активность, оптимальный режим;

– рациональное сбалансированное питание;

– закаливание организма;

– личная и общественная гигиена;

– положительные эмоции, избегание конфликтов и умелое разрешение стрессовых ситуаций;

– правильный режим труда, полноценный отдых;

– психологический комфорт и психофизиологическая удовлетворенность;

– высокая медицинская активность;

– активная жизненная позиция;

– экономическая и материальная независимость;

– удовлетворенность работой.

Проводимые в стране социологические опросы показывают, что почти 85,0% опрошенных знают и не сомневаются, что, практикуя здоровый образ жизни, можно повлиять на качество и продолжительность жизни. Но при этом подавляющее большинство – три четверти опрошенных – начинают заниматься своим здоровьем только тогда, когда время уже упущено. А это в условиях рыночной экономики связано уже не только с рисками, но и с большими расходами самих пациентов.

В последние годы в исследовании проблемы здорового образа жизни (ЗОЖ) появилось несколько направлений: философско-социологическое, медико-гигиеническое и психолого-педагогическое. Все три направления исследования здорового образа жизни характерны своими подходами к решению этой проблемы и имеют специфический понятийный аппарат.

Так, представители медико-гигиенического направления дают такое определение: «Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Он включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом». Из этого определения видно, что ЗОЖ сводится к отдельным медицинским профилактическим мероприятиям, при этом опущены философско-социологический и психолого-педагогические аспекты.

У представителей философско-социологического направления здоровый образ жизни «выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, одним из интегральных показателей культуры и социальной политики государства». И, наконец, представители психолого-педагогического направления определяют ЗОЖ как «составную часть образа жизни молодежи, которая объединяет все, что способствует выполнению ею тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях».

Понятие ЗОЖ содержит пять смысловых значений [1]:

1) конкретный вариант образа жизни, результат теоретического осмысления многовековой реальной жизнедеятельности человека;

2) целостное образование, зависящее от индивидуальных особенностей объективного и субъективного плана;

3) медико-педагогическая система рациональной жизнедеятельности человека в сфере труда, быта и отдыха. Физическая и экологическая культура обеспечивает гармоничное развитие человека, максимальную реализацию его индивидуальных и общественно значимых возможностей;

4) реальное и эффективное средство стабилизации здоровья и выживания населения Российской Федерации в условиях системного кризиса;

5) результат физической активности, охраны и улучшения здоровья населения.

К факторам образа жизни, влияющим на показатели здоровья, в настоящее время относят преимущественно факторы поведения, в том числе режим питания, привычки, физическую активность, репродуктивное поведение, использование свободного времени. Сюда же относятся факторы социально-экономического характера: уровень образования, урбанизация, материальное благосостояние, условия труда, жилищные условия, состояние окружающей среды.

При переходе к здоровому образу жизни:

– изменяется мировоззрение, приоритетным становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;

– исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

– сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

– половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.

Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут вызывать желаемый оздоровительный эффект, позволяют формировать и развивать человека. И хотя формирование ЗОЖ – проблема комплексная, здесь не может идти речь лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. Поэтому ведущими качествами, играющими существенную роль в приобщении человека к ЗОЖ, являются мотивация поведения, внутренние побудительные стимулы к выполнению той или иной деятельности.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «Человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни». Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни, повседневным поведением. К сожалению, в нашей стране большая часть населения (78% мужчин и 52% женщин) ведут такой образ жизни, который никак нельзя назвать здоровым [2]. В свое время английский ученый и политический деятель Д. Леббок высказал мысль, которая актуальна и в настоящее время: «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек, чем от врачебного искусства».

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, независимо от жизненных обстоятельств и ситуаций. Тогда он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В настоящее время многими физиологическими, психологическими и другими исследованиями показано, что приблизительно каждые 12 лет в организме отмечается своеобразный кризис, который захватывает все стороны его жизнедеятельности – морфологические, функциональные, психологические, социальные и пр. Вот почему с позиций обеспечения здоровья в таких критических возрастах (ориентировочно – в 12, 25, 37, 49 и 67 лет) человек должен пересматривать основы своего здорового образа жизни, внося в них коррективы.

Великий чешский мыслитель-гуманист и педагог Я. А. Коменский говорил: «Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь. Продляют жизнь не только умеренность в еде, но и умеренность во всем. Соблюдай правила умеренности во всем. Хочешь быть спокойным? Не расстраивайся многими вещами, не занимайся не нужными делами, не поддавайся гневу. Хочешь быть мудрым? Не желай всего, что увидишь; не верь всему, что услышишь; не говори всего, что знаешь; не делай всего, что умеешь, а только то, что полезно».

В реализации рекомендаций по здоровому образу жизни психологически поможет осознание трех следующих положений: приступить к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно; чтобы избежать осложнений необходимо знание и соблюдение основных правил оздоровления; оздоровление доставляет радость.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Литература

1. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании: учеб. пособие / П. А. Виноградов, А. Т. Паршиков, Н. В. Паршикова, В. П. Моченов, Т. М. Брук. – М.: Советский спорт, 2003. – 120с.

2. Философия здорового образа жизни в мудрых мыслях, афоризмах, поэтических строках, пословицах, поговорках / авт. - сост. М. Г Ишмухаметов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. – 449 с.

3. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников)/С.В.Попов. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.

 

Сущность и содержание понятий «Здоровье»

и «Здоровый образ жизни»

Карасева М. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

 

Для решения научных и практических вопросов формирования здорового образа жизни большое значе­ние имеет определение самого понятия «здоровье» [2].

Понятие «здоровье», его философско-методологическая и социальная интерпретация содержания остается все еще во многом неясной и трудной для понимания. И. И. Брехман [2] и Ю. П. Лисицын [12] отмечают, что значение имеет современное определение самого здоровья. Эти авторы считают, что здоровье одна из сложных проблем современной науки и характеризуется как:

- благополучие физическое, психическое и эмоциональное;

- количественные и качественные резервы;

- адаптация;

- ценность;

- потребность;

- целостное функциональное состояние.

Известный отечественный медик И. В. Давыдовский определяет здоровье как полноту приспособления, а болезнь - как его нарушение. Академик В. П. Казначеев рассматривает «здоровье индивида как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [14, 8].

Очевидно, что традиционные подходы к определению здоровья декларативны, они часто определяют, каким оно должно быть, а не то, чем на самом деле является здоровье. Для понимания этой дефиниции исследователи выделяют следующие основания:

• здоровье - это способность к самосохранению и увеличению жизнен­ных сил человека, а также способность улучшать возможности, свойства и способности своего организма;

• здоровье - это способность противостоять повреждениям, болезням и другим формам деградации, оно находится в зависимости от здоровья окружающих людей;

• здоровье - область человеческой культуры и способность производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности;

• здоровье - это результат собственной деятельности и способность увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

• здоровье - это способность созидать адекватное самосознание, морально-этическое отношение к себе, своему окружению и будущим поколениям через систему воспитательно-образовательных учреждений;

• здоровье - это уровень адаптационных возможностей организма и способность приспосабливаться к среде обитания, к своим возможностям, сохраняя для себя искусственную и естественную среду обитания [10].

Для оценки здоровья детей и подростков используются четыре критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс. На практике различают понятия «статическое здоровье» (СЗ) и «динамическое здоровье» (ДЗ). СЗ - это определенное состояние организма в период относительного мышечного покоя вне пищевых, питательных, нервных и других нагрузок. ДЗ - это состояние организма, определяемое количественно путем исследования его функций до и после дозированных нагрузок (физических, пищевых, нервных, дыхательных и других) [14, 9].

Многочисленные научные исследования О. А. Абдуллиной, П. К. Анохина, В. К. Бальсевича, Н. X Жалимханова, А. Г. Комкова, Ю. П. Копылова, Л. Б. Кофман, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, В. Г. Мишиева, В. К. Пельменева, В. К. Спирина, А. Г. Щедриной, а также результаты Всероссийской диспансеризации детей указывают на стойкое снижение показателей состояния их здоровья. На сегодняшний день, по утверждению П. А. Виноградова, А. П. Душанина, около 63% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье [4]. Э. Г.Булич указывает, что количество детей, имеющих функциональные нару­шения, возросло на 35%, с хронической патологией - на 38%, число нарушений психического здоровья увеличилось на 20% [3]. Научные исследования Ф. Р. Зотовой свидетельствуют о наличии в школах 80% хронически больных детей [8].

Доля здоровых детей, по данным П. А. Виноградова [4], к концу обучения в школе не превышает 20-25%. По показаниям ряда исследователей, к фактически здоровым относятся всего 5% детей. Наметившаяся негативная тенденция продолжает сохраняться.

Так, в Чувашской Республике за последние 10 лет распространенность всех заболеваний у детей от рождения до 14 лет увеличилась на 34,3%, а среди подростков 15-17 лет - в 1,7 раза. Отмечается рост количества детей с дефицитом массы тела и отклонениями в психике [15]. Как следует из статотчетов за 2008, 2009 годы Новочебоксарского городского центра Госсанэпиднадзора, состояние здоровья школьников г. Новочебоксарска соответствует тому уровню, какой анализируется в письме N70-M от 04.09.95 Министерства образования Российской Федерации, а также в письме N13-16/05 от 03.03.94 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Индекс здоровья детей в Новочебоксарске в 2006 году составил 22,2, то есть только 22 ребенка из 100 не болели в году. В 2009 году индекс здоровья составил 24,7. Процент детей, состоявших на диспансерном учете в 2008 году, составил 38,2%, в 2009 году - 39,9% школьников из 100 обследованных являлись хроническими больными. Результаты обследования школьников города были проведены медицинскими работниками в 2006, 2008,2009 годах. Приведем полученные данные.

 

Таблица 1 - Результаты медицинского обследования 917 учащихся школ города Новочебоксарска (по данным городского управления образованием)

 

Виды заболеваний 2006 г. 2007 г. 2008г. 2009 г.
Понижение зрения 15,3 15,2 14,7 10,7
Нарушение осанки 6,5 9,6 9,6 13,8
Заболевание желудочно-кишечного тракта 2,3 3,6 3,9 4,3
Заболевание органов дыхания 1,8 2,9 3,2 2,5
Психические заболевания 1,5 1,4 1,6  
    (705) (820)  

 

Результаты изучения показали, что стабильным остается процент детей, стоящих на диспансерном учете, с понижением зрения, резко увеличивается процент детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, заболеванием центральной нервной системы, в два раза возрос процент детей с заболеванием мочеполовой системы.

На состояние здоровья школьников пагубно влияют:

1) информационные перегрузки, которые испытывают учащиеся вследствие высокой учебной нагрузки;

2) несовершенство организации учебной деятельности;

3) недостаточная двигательная активность;

4) авторитарно-репродуктивная система обучения;

5) низкий уровень компетентности учителей-предметников в решении оздоровительных задач, в проблемах воспитания культуры здоровья;

6) отсутствие в системе образования концепции и идеологии здоровья учащихся;

7) низкий уровень культуры здоровья школьников;

8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни в учебных заведениях;

9) употребление наркотических, токсических веществ и алкогольных напитков школьниками;

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Образ жизни - категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям.

Здоровый образ жизни - это мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервов организма, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций [13].

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

- режим труда, отдыха, питания;

- двигательную активность;

- личную гигиену;

- профилактику вредных привычек;

- закаливание;

- учет неблагоприятных воздействий внешней среды;

- культуру межличностного общения и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья - важное условие высокого уровня физического и психического здоровья человека, его высокой работоспособности и активности, что является одной из важнейших государственных задач.

Под образом жизни мы понимаем поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели, которая складывается в процессе жизни у человека под влиянием различных факторов.

Нами составлена программа формирования здорового образа жизни младших школьников, которая успешно реализуется в СОШ № 8 г. Новочебоксарска. Организатором формирования здорового образа жизни выступает весь педагогический коллектив школы.

Литература

1. Березин И. П. Школа здоровья / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. – М.: Моск. рабочий, 1989. – 219 с.

2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье /И.И. Брехман. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 206 с.

3. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных группах: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Э. Г. Булич. – М.: Высшая школа, 1986. – 255 с.

4. Виноградов П. А. Основы ФК и ЗОЖ /П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. – М.: Советский спорт, 1996. – 592 с.

5. Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология». / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – М.: Academia, 2001. – 344с.

6. Егоров Е.И. Бег и здоровье / Е.И. Егоров. – Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1989. – 76 с.

7. Егоров О. Школа здорового образа жизни / О. Егоров // Учитель. – 2001. - № 4 – С.61-63.

8. Зотова Ф. Р. Валеологическая подготовленность учителей и учащихся современной школы (по данным социологического опроса) / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 3. – С. 41-45.

9. Зотова Ф. Р. Здоровьесбережение школьников в процессе обучения: проблемы и пути решения / Ф.Р. Зотова. – Набережные Челны: РИО Кам. ИФК, 2005. – 164 с.

10. Зайцев Г. Отмечаем Всемирный День Здоровья: модели валеол. уроков / Г. Зайцев // Директор школы. – 2003. - № 2 – С.83-91.

11. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников / А. И. Кочетов. – Минск: нар. асвета, 1990. – 175 с.

12. Лисицын Ю. П. Когда привычка приводит к болезни / Ю. П. Лисицын, О. С. Радбиль, Ю. М. Комаров. – М.: Знание, 1986. – 48 с.

13. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для вузов / В. В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 319 с.

14. Физическая культура: учеб. пособие для подготовки к экзаменам // В. Ю. Волков, В. И. Загоруйко. – СПб.: Питер, 2004 – 222 с.

15. Филиппова И. В. Комплексная оценка функционального состояния организма школьников с учетом возраста и особенностей учебной нагрузки: дис. … канд. пед. наук /И. В. Филиппова. – Чебоксары, 2005. – 159 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.