КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль волонтерства в адаптивном спорте
Когут И. А., Гончаренко Е. В., Улан А. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев, Украина Введение. Социализация лиц с особыми потребностями является одной из наиболее приоритетных задач любого демократического государства. Обеспечение условий для эффективной социальной интеграции людей с отклонениями сегодня является практически невозможным без развития в стране спортивного движения для лиц с особыми потребностями. Адаптивный спорт, достигнув в своём развитии столь крупных масштабов, сегодня сложно представить без волонтёрского движения. Прежде всего, это касается таких крупных соревнований в адаптивном спорте как Паралимпийские и Дефлимпийские игры, Всемирные игры Специальных Олимпиад. В научных работах специалистов (Соломахин Л. А., Кузнецова З. М., 2009) раскрыты особенности функционирования добровольческого движения в мире, проанализированы основные проблемы подготовки волонтёров в олимпийском и адаптивном спорте (Махов А. С., 2011; Матвеев С. Ф., Когут И. А., 2011). Отсутствие углублённого изучения и определения специфики и отличительных особенностей волонтёрства в различных видах адаптивного спорта определило актуальность данной работы. Цель исследования – выявление роли волонтерского движения в адаптивном спорте. Задачи исследования: 1. Определить особенности функционировния волонтёрства в адаптивном спорте. 2. Выявить особенности волонтерского движения в паралимпийском, дефлимпийском спорте и Специальных Олимпиадах. Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и материалов сети Интернет, метод синтеза и анализа. Результаты исследования и их обсуждение. В последние годы отмечается постепенное изменение отношения общества к проблемам людей с различными видами отклонений (сонсорными, физическими, интеллектуальными, которое характеризуется проявлением особого внимания к их социальной интеграции [2]. Важную роль в этом сыграло приобщение лиц с особыми потребностями к занятиям физической культурой и спортом. Упоминания об использовании физических упражнений в лечебных целях можно найти ещё в 3000 г. до н.э. в Китае. Однако идея использования средств физической культуры и спорта для удовлетворения личностных потребностей людей с нарушениями возникла не так давно. В конце XIX века направленность физических упражнений постепенно стала смещаться от лечебной к спортивной, что положило начало развитию адаптивного спорта в мире. Адаптивный спорт представляет собой спортивное движение, модифицированное или созданное для удовлетворения особых потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья [3]. Сегодня это явление преимущественно развивается в трёх направлениях: паралимпийский, дефлимпийский спорт и движение Специальных Олимпиад. Международные соревнования, такие как Паралимпийские и Дефлимпийские игры, Всемирные игры Специальных Олимпиад, трудно представить без чёткой организационной структуры, где особая роль отводится волонтерскому движению. Добровольческие инициативы распространяются на различные сферы деятельности. После того, как спорт приобрёл огромную популярность, волонтёрство внедрилось и в его структуру. Само явление волонтёрства было известно давно, однако деятельность на добровольческих началах в адаптивном спорте только начинает своё развитие. На современном этапе волонтёрство представляет собой виды деятельности, включающие традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности, в частности людей с отклонениями здоровья, без расчёта на денежное вознаграждение. Благодаря организованному волонтерскому движению достигается: · создание активной жизненной позиции у лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья; · реабилитация лиц с особыми потребностями и организация их досуга путём реализации тренировочных занятий и спортивных соревнований; · повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом у людей с особыми потребностями; · толерантное отношение общества к лицами с ограниченными возможностями и преодоление преград в общении с ними. Количество привлечённых волонтёров в соотношении с самими участниками соревнований поражает своими масштабами, которые имеют тенденцию к ежегодному возрастанию. В 2008 году Паралимпийские игры в Пекине обеспечивали 30 тыс. волонтёров (при этом учавствовало 4 тыс. спортсменов), Дефлимпийские игры 2009 года обслуживали 8600 волонтёров (3965 атлетов), а организовывать Международные Игры Специальных Олимпиад 2011 года помогали 25 тыс. добровольцев (7,5 тыс. спортсменов). Что касается функций, которые входят в обязанности волонтёров, работающих в сфере адаптивного спорта, то необходимо выделить несколько отличий между деятельностью волонтёров на Паралимпийских, Дефлимпийских играх и их работой во время проведения и организации Игр Специальных Олимпиад. Основной задачей добровольцев, задействованных в организации и проведении Паралимпийских и Дефлимпийских игр, является организация соревнований и непосредственная помощь атлетам, а также популяризация паралимпийского и дефлимпийского движений вне Игр (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика деятельности волонтеров в адаптивном спорте
Волонтёры движения Специальных Олимпиад, в отличие от волонтёров в дефлимпийском и паралимпийском спорте, занимаются не только организацией соревнований. Добровольцы движения Специальных Олимпиад работают по таким волонтёрским программам [5]: 1. «Объединенный спорт» – организация тренировочных занятий и спортивных мероприятий и участие в них вместе с лицами, имеющими отклонения в умственном развитии; 2. «Здоровые атлеты» – медицинское обследование состояния здоровья лиц с нарушениями интеллекта медицинским персоналом; 3. «Факельный пробег» – эстафета олимпийского огня с Олимпии в город-оргнизатор Игр представителями правоохранительных органов; 4. Образовательная программа – проведение спортивных мероприятий на уровне образовательных заведений; 5. «Лидерство атлетов» – обучение лиц с нарушениями интеллекта ораторскому искусству с целью их представительства на конференциях и других мероприятиях; 6. «МАТР» – организация тренировочных занятий для лиц с тяжёлыми формами нарушения в умственном развитии. Выводы. Сегодня спорт является той сферой деятельности, которую трудно представить без участия волонтёров, так как успех организованных спортивных мероприятий зависит от согласованной работы специально подготовленных добровольцев. В современном адаптивном спорте такое явление как волонтёрство приобрело статус неотъемлемого и актуального социально-культурного феномена, который характеризует чётко налаженную спортивную структуру. Деятельность волонтёров в паралимпийском, дефлимпийском и движении Специальных Олимпиад имеет ряд отличительных особенностей, которые детерминируются спецификой нозологий лиц спортсменов. ЛИТЕРАТУРА 1. Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность – гуманистическая практика социального служения / Л. Е. Сикорская //Социальная педагогика в России: научно-методический журнал. – 2011. – № 1. – С. 53 – 57. 2. Адаптивный спорт по месту жительства / Адаптивный спорт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adaptsport.blogspot.com. 3. Винник Джозеф П. Адаптивное физическое воспитание и спорт / под ред. Джозефа П. Винника; пер. с англ. И. Андреев. – К.: Олимп. литература, 2010. – 608с.: ил. 4. Вербин, Ю. И. Волонтёрское движение и Олимпийские Игры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sutr.ru/publicactivity/volunteers/. 5. Історичні, організаційні та соціальні аспекти розвитку спорту інвалідів: навч. посіб. для студ. вищих навч. закладів фіз. виховання і спорту / [С. Ф. Матвєєв, Ю. А. Бріскін, І. О. Когут та ін.] – К.: Асконіт, 2011. – 250 с. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Колокольцев М. М. Национальный Исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск, Россия
К настоящему времени отсутствует единый подход к содержанию понятия качество жизни, несмотря на то, что еще в 1949 году появились первые публикации по данной проблеме [7]. Качество жизни рассматривается и как общесоциологическое, и как социально-экономическое и как сугубо экономическое понятие. По мнению М. Г. Романцова [11], качество жизни представляет собой многомерную, сложную структуру, включающую восприятие индивидом своего физического и психического состояния, уровня независимости, взаимоотношений с людьми и личных убеждений. Исследование качества жизни, связанное со здоровьем, является новой современной методологией здоровьесбережения, позволяющей оценить результаты формирования качества жизни человека в социальной среде, в том числе в образовательной деятельности [6, 11]. Эксперты ВОЗ определяют качество жизни как «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование, социальный успех, а также свободу, возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения». Качество жизни – это, прежде всего, оценка самим человеком степени удовлетворенности различными аспектами своей жизни, ощущаемого качества жизни, субъективные ощущения индивида, формирующиеся на основе конкретных условий жизни, эмоционального состояния и т.д. [2, 4]. Как отмечают А. А. Новик и Т. И. Ионова [9], исследовать качество жизни, связанное со здоровьем, можно с помощью разнообразных и надежных методик. Наиболее приемлемый из них является опросник SF-36v.2 (Short Form Health Survey), который позволяет обследовать лиц от 14 лет и старше и оценить ответы респондентов, а также провести сравнительный анализ. Изучение качества жизни с помощью опросника SF-36 является общепринятым в международной практике и выступает высокоинформативным, чувствительным и экономичным методом оценки состояния здоровья как населения в целом, так и отдельных социальных групп. Метод позволяет дать количественную оценку характеристик жизнедеятельности человека – его физического, психологического и социального функционирования [12]. Согласно результатам мониторинговых наблюдений, уровень заболе-ваемости студентов вузов за последнее время значительно вырос [3, 8], что связано с напряженным режимом учебной деятельности, чрезмерными умственными нагрузками, сниженной двигательной активностью, нарушением режима отдыха, питания и сна [5,10], что в конечном итоге, отрицательно влияет на качества жизни значительной части студентов. В последние годы в некоторых регионах России достаточно широко стали проводиться исследования состояния качества жизни среди молодежи с использованием опросника SF-36 [2, 4, 5, 7, 11, 12]. Вместе с тем подобные исследования студентов в регионе Прибайкалья отсутствовали. Цель исследования – изучить качество жизни студентов разных курсов обучения в техническом университете г. Иркутска. Работа проводилась в ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет» (НИ ИрГТУ). Всего в исследовании приняли участие 97 девушек и юношей, в том числе 38 студентов младших курсов (1-2) и 59 студентов старших курсов. Возраст участников опроса колебался от 18 до 24 лет (средний возраст участников исследования составил 18,7 лет. Анкетирование проводилось с помощью стандартного опросника качества жизни (русскоязычная версия), связанного со здоровьем, SF-36v.2 в апреле-мае 2012 года. Содержащиеся в опроснике 36 пунктов сгруппированы в 8 групп, по которым оценивается возможность человека выполнять свою профессиональную работу и повседневную физическую нагрузку, субъективная оценка настроения и общего состояния здоровья, эмоциональная способность общаться с другими людьми и др. Оценка показателей варьирует от 0 до 100 баллов – более высокие значения являются критерием более высокого уровня качества жизни, свидетельствуют о преобладании позитивных утверждений, благоприятной оценке своего здоровья [13]. Параметры физического здоровья включали в себя показатели: 1) физическая активность (PF); 2) ролевое физическое функционирование (RP); 3) интенсивность боли (BP); 4) общее состояние здоровья (GH). Параметры психологического здоровья включали в себя показатели: 1) жизнеспособность (VT); 2) социальная активность (SF); 3) ролевое эмоциональное функционирование (RE); 4) психический компонент здоровья (MH). Рассчитывались показатели: объем выборки (n), среднее значение (М), минимум, максимум, стандартное отклонение (σ), стандартная ошибка. Досто-верность различий определялось по непараметрическому U-критерию Манна-Уитни и по параметрическому t-критерию Стьюдента. Различия считались достоверными при уровне значимости Р<0,05. Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные свидетельствуют об отличиях в значениях показателей качества жизни в наблюдаемых группах исследования. Согласно принятой методике [13], показатели четырех шкал опросника – физическое функционирование, ролевое функционирование, интенсивность боли и состояние здоровья - характеризуют физический компонент здоровья. Результаты исследования по этому компоненту приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Шкалы физического компонента качества жизни студентов, баллы
Уровень «физической активности», который отражает, насколько физическое состояние ограничивает в обычных условиях выполнение физических нагрузок, т.е. характеризует диапазон посильной физической активности, довольно высок – от 82,28 у студентов 1-2 курсов до 86,2 у старшекурсников (Р < 0,01). Установлено, что значения по шкале «ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием» ниже, чем по шкале «физическая активность». Низкий показатель, свидетельствующий о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием, у студентов 1-2 курсов – 48,3±2,3, что на 19,1% меньше, чем в группе сустаршекурсников. Для студентов младших курсов характерны и самые низкие значения субъективной оценки общего состояния своего здоровья - имеются статистически значимые различия величины показателя шкалы «общее состояние здоровья» между студентами младших курсов и выпускниками (P<0,001). Низкие баллы самооценка состояния своего здоровья отражает объективную картину здоровья студентов. Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования физиологической и социальной зрелости, а значит, подверженная высокому риску развития нарушений в состоянии физического и психологического здоровья. Это обусловлено большой психо-эмоциональной нагрузкой, особенно в период сессии, значительной умственной работой, необходимостью адаптации к новым условиям обучения, а у ряда студентов и к новым условиям проживания в общежитии. Адаптация к комплексу новых факторов, характерных для обучения в высшей школе, сопровождается, как правило, значительным напряжением компенсаторных систем организма молодых людей, что может привести к истощению физических резервов организма, особенно, на первых курсах обучения в вузе [1]. В таблице 2 представлены данные исследования психологического компонента качества жизни. Шкала «жизнеспособность» характеризует жизненную энергию в противовес усталости, «психический компонент здоровья» оценивает степень тревожности, депрессии, указывает на снижение уровня эмоционального и поведенческого контроля. Значения шкалы «социальная активность» отражает степень ограничений в социальной жизни, «ролевое эмоциональное функционирование» позволяет судить о влиянии эмоционального состояния на повседневную деятельность [13].
Таблица 2 – Шкалы психологического компонента качества жизни студентов (баллы)
У студентов 1-2 курсов по шкале «жизнеспособность» ощущение чувства усталости почти равно энергичности, а в группе выпускников отмечается преобладание энергичности над усталостью (статистически значимые различия значений по этой шкале между первокурсниками и выпускниками составляет 22,5%, P<0,001). Обращает внимание наличие депрессии, тревоги, снижение эмоционального контроля у студентов как младших, так и старших курсов, о чем свидетельствуют низкие значения показателей шкалы «психический компонент здоровья» (41,5 и 41,4 баллов, соответственно). У студентов, как младших курсов, так и выпускников, отмечены низкие показатели по шкале «ролевое эмоциональное функционирование». Это означает, что такое эмоциональное состояние у студентов мешает им выполнению повседневной учебной и другой работы (отмечается уменьшение объема и скорости выполнения работы, большие трудозатраты времени на нее). По шкале «социальная активность» отмечается достаточно высокие значения показателей в группах наблюдения – (значения колеблются от 71,7 до 72,2 баллов), что свидетельствует о достаточно активной и большой способности к общению и диалогу с другими людьми. Заключение. Представленные данные свидетельствуют о том, что качество жизни студентов, особенно первокурсников, недостаточно, на что указывают низкие значения показателей общего здоровья. Вместе с тем, регистрируются высокие показатели физической активности, превышающие 80 баллов, как у студентов младших курсов, так и выпускников вуза. У студентов, особенно первокурсников, снижен эмоциональный контроль, преобладает чувство усталости, тревоги и депрессии, что связано с недостаточной адаптацией обучающихся к процессу обучения в вузе. Постоянное умственное и психо-эмоциональное напряжение, нарушения режима труда, отдыха и питания студенческой молодежи и низкая двигательная активность приводят к срыву процесса адаптации, возникновению различных заболеваний, что снижает качество жизни. Успешное решение задач подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано со здоровьем и высокой работоспособностью молодежи. Поэтому состояние здоровья и качество жизни студентов вузов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, а проблему здоровьесбережения как приоритетную медико-социальную проблему. ЛИТЕРАТУРА 1.Агаджанян, Н. А. Проблема здоровья студентов и перспектива развития / Н. А. Агаджанян, В. В.Пономарева, Н. В. Ермакова // Мат-лы 1-й Всероссийской научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». – М., 1995. – C. 5-9. 2. Аронов, Д. М. Методика оценки качества жизни больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями / Д. М/ Аронов, В. П. Зайцев // Кардиология. – 2002. – № 5. – С. 92-95. 3. Бондин, В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В. И. Бондин // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 10. – С. 15-17. 4. Гурылева, М. Э. Оценка качества жизни больных с заболеваниями органов дыхания / М. Э. Гурылева, А. А. Визель, Л. В. Хузиева // Проблемы туберкулеза. – 2002. – № 5. – С. 55-61. 5. Есауленко, И. Э. Влияние условий обучения на состояние здоровья студентов / И. Э. Есауленко, А С. Фаустов, И. И. Либина, О. И. Губина // Вестник ВГУ (Воронежского государственного университета), серия: Проблемы высшего профессионального образования. – Воронеж, 2009. – №2. – С. 55-59. 6. Звягина, В. В. Возрастные особенности качества жизни педагогов, связанного со здоровьем / В. В. Звягина // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 4. – С. 29-33. 7. Зелезинская, Г. А. Качество жизни студентов-медиков и клинических ординаторов / Г. А. Зелезинская, П. Н. Коренько, М. А. Кравченок, А. И. Саллум // Клиническая медицина. 2005. – № 8. – С. 29-31. 8. Коваленко, В. А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / В. А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): сборник. – М.: Полиграф-сервис, 2002, – С. 43-66. 9. Новик, А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова; [под ред. Ю. Л. Шевченко]. – М., 2007. – 320 с. 10. Пасечник, Л. В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / Л. В. Пасечник // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 11. – С. 68-70. 11. Романцов, М. Г. Качество жизни современных студентов [Электронный ресурс] / М. Г. Романцов, С. Н. Коваленко // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: материалы 13-й Междун. науч. конф. молодых ученых 26-30 декабря 2002 г. – Режим доступа: http://sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/5-8.htm. 12. Терентьев Л. А. Качество жизни населения региона (на примере Краснодарского края) / Л. А. Терентьев // Вестник СПб. Университета. – Сер. 11. – 2009. – Вып. 1. – С. 176-183. 13. Sf-36 Health Survey. Manuel and Interpretation Guide / J. Ware [et al.] // Quality Metric Incorporated / R. I. Lincoln. – 2000. –150 p.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |