Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К инновационной деятельности




ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Правдов М. А., Замогильнов А. И.

Шуйский государственный педагогический университет,

г. Шуя Ивановской области, Россия

 

Разработка проблемы подготовки педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта с позиций инновационного подхода требует рассмотрения вопросов, связанных с необходимостью перестройки всей системы образования. При этом ключевым требованием по отношению к профессиональной подготовке бакалавров, специалистов, магистров для современной школы выступает степень сформированности у них инновационной компетентности. В связи с этим актуальным является проблема разработки адекватных требованиям времени форм, средств и технологий ее формирования. Развитие инновационного образовательного пространства и культуры инновационной деятельности участников образовательного процесса является одним из главных условий модернизации системы высшего профессионального педагогического образования. В контексте компетентностного подхода инновации рассматриваются как ключевой фактор построения современного образования на всех его уровнях [1, 5].

В аспекте проблемы исследования представляется логичным рассмотрение системы высшего профессионального педагогического образования с позиций пространства и времени как взаимопроникающих, непрерывных и интегрируемых категорий по отношению к различным ступеням образования и субъектам образовательного процесса. В связи с этим актуализация моделей и технологий, обеспечивающих формирование прочных связей между различными образовательными пространствами, с целью создания наиболее благоприятных условий подготовки будущих учителей физической культуры, готовых к инновационной профессиональной педагогической здоровьесберегающей деятельности в различных образовательных учреждениях, является адекватным процессом, обеспечивающим снижение угроз и рисков дезинтеграции образовательного пространства в целом.

Формирование прочных связей между образовательными пространствами, формализованных в рамках образовательных учреждений (детский сад, школа, колледж, вуз), отвечающих требованиям инновационности, возможно в открытом физкультурно-образовательном пространстве вуза с использованием инновационного потенциала каждого субъекта, входящего в него. Изменение высшего профессионального образования на основе компетентносного подхода, в том числе в системе подготовки физкультурных кадров предполагает в качестве результата обучения студентов рассматривать развитие у них профессиональных компетенций, определяемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области физической культуры и спорта [2, 4]. С этих позиций потенциал открытого физкультурно-образовательного пространства в полной мере может рассматриваться как инновационный, так как отвечает внутренним и внешним вызовам, предъявляемым к подготовке физкультурных кадров, отвечающих требованиям новой школы в целом.

Характеристика открытого физкультурно-образовательного пространства, выступающего как фактора стимулирующего инновационную деятельность как у педагогов вуза и студентов, так и у других участников образовательного процесса, может быть дана на основе проектируемой модели инновационной профессиональной здоровьесберегающей жизнедеятельности. Проектирование инновационной модели физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза, как части образовательного пространства, в целом направлено на углубление сотрудничества государственных и негосударственных образовательных структур, в том числе различных типов и видов образовательных учреждений в области физической культуры и спорта и распространение и внедрение инновационного педагогического опыта учителей физической культуры, тренеров, инструкторов по физическому воспитанию дошкольников, фитнес-тренеров и других специалистов в систему подготовки студентов в рамках как учебной, так и вне учебной физкультурно-спортивной деятельности.

Степень инновационности физкультурно-образовательного пространства определяется уровнем открытости и готовности различных образовательных учреждений, включая инфраструктуру и кадровый педагогический потенциал к интеграции усилий по реализации инновационной идеи [2]. В аспекте инновационного потенциала физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза, идея заключается в оптимизации процесса подготовки будущих педагогов. Потенциал открытого физкультурно-образовательного пространства реализуется в моделировании реальных условий их будущей инновационной профессиональной деятельности.

Увеличение времени взаимодействия студентов, педагогов вуза с другими представителями системы образования различных учреждений в процессе физкультурно-спортивной деятельности, в том числе при проведении мероприятий с детьми в открытом физкультурно-образовательном пространстве обеспечивает его социальную ориентированность не только на развитие человека, но значительно расширяет границы двигательно-познавательной деятельности всех участников образовательного пространства. Пространство обладает более гибкой образовательной средой, адаптированной для различных категорий занимающихся по сравнению с отдельно функционирующими учреждениями, что и является его инновационной характеристикой. При этом наряду с решением общих целей, представители каждого из образовательных учреждений решают свои частные задачи. Совместно организованная двигательная активность детей дошкольных учреждений, учащихся школы, студентов, педагогов и родителей детей является благодатной почвой для творческого развития личности каждого, профессионального самосовершенствования для педагогов и становления для студентов [1, 3].

Для системы высшего педагогического образования приоритетной задачей является формирование у студентов инновационных компетенций, позволяющих им быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, самим создавать новое образовательное пространство в школе или другом образовательном учреждении. Новое образовательное пространство обеспечивает необходимые условия для творческой, инновационной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса. В связи с этим необходимым представляется исследования инновационного потенциала физкультурно-образовательного пространства педагогических вузов с позиций открытости по отношению к внутренним (факультетам и кафедрам вуза) и внешним (образовательные учреждения) партнерам, а так же интегративности их инновационной деятельности.

Инновационный потенциал открытого физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза рассматривается как совокупность ресурсов, необходимых и достаточных для осуществления эффективной инновационной деятельности. Он характеризуется способностью всех участников образовательного пространства к быстрому реагированию на внешние и внутренние вызовы, к позитивной адаптации, устойчивому развитию, достижению нового качества в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров, готовых решать проблемы разработки и применения инновационных технологий в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в различных образовательных учреждениях.

Анализ научных исследований традиционной системы физкультурного образования в вузах России, ориентированной на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, позволяет констатировать, что она не в полной мере обеспечивает решение задач формирования и развития инновационной компетентности как в процессе обучения студентов, так и ходе их профессионального становления [2, 3, 5]. Приобретение опыта инновационной педагогической деятельности в открытом физкультурно-образовательном пространстве предполагает активное вовлечение педагогов и студентов вуза, учителей физической культуры общеобразовательных школ, средних специальных образовательных учреждений, тренеров ДЮСШ, инструкторов по физическому воспитанию дошкольных учреждений, специалистов по адаптивной физической культуре и направлено на формирование и развитие у них профессиональной компетентности.

Анализ исследований, посвященных подготовке студентов факультетов физической культуры педагогических вузов страны, трудности, которые они испытывают на различных этапах профессиональной деятельности позволил разработать модель открытого физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза, характеризующуюся инновационностью педагогических условий, направленных на формирование и развитие у них комплекса профессиональных компетенций. Суть их заключается в том, что формирование и развитие профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза может успешно осуществляться в атмосфере инновационности взаимодействия участников образовательного пространства, разработки практико-ориентированных проектов, подготовке, организации, проведении и непосредственном участии в их реализации.

Опыт реализации модели открытого физкультурно-образовательного пространства осуществлялся на базе Шуйского государственного педагогического университета через различные формы и виды инновационной деятельности представителей всех ступеней образования от детского сада до вуза.

На факультете разработаны три вида долгосрочных проектов по проведению конкурсов профессионального мастерства: «Лучший урок физической культуры учебного года» (для студентов факультета физической культуры) и «Учитель физической культуры XXI века» (для учителей физической культуры образовательных учреждений, тренеров, инструкторов, руководителей физического воспитания детей дошкольного возраста, специалистов по адаптивной физической культуре), а также профессионально-ориентированного конкурса «Абитуриент факультета физической культуры» (для абитуриентов). При этом студенты во всех трех видах проектов выступают в качестве основных разработчиков и исполнителей. Все виды Конкурсов тесно взаимосвязаны по содержанию деятельности и степени включенности участников как со стороны студентов, педагогов вуза, детей и учащихся школ, так и со стороны педагогов-мастеров и ориентированы на инновационную деятельность и формирование у студентов профессиональной компетентности.

Технология подготовки проектов студентами строилась на основе анализа и обобщении инновационного педагогического опыта учителей физической культуры, тренеров, педагогов по физической культуре средних специальных и высших учебных заведений, инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, собственных разработок, идей и разработок преподавателей вуза. Разработанные проекты демонстрационных уроков (тренировок) представлялись в конкурсную комиссию.

Проведение конкурсов среди опытных педагогов представляющих свои инновационные проекты различных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на базе факультета физической культуры, рассматривается как инновационная форма взаимодействия вуза и представителей образовательных учреждений. Педагогическая идея данного вида Конкурса заключается в том, что учителя физической культуры образовательных учреждений, тренеры и другие категории специалистов в области физической культуры и спорта демонстрируют свои лучшие занятия, а студенты учатся и перенимают технологии педагогов-мастеров. Конкурс является мощным фактором развития профессионального мастерства не только самих участников, но и всего педагогического сообщества студентов и преподавателей университета.

Сравнительный анализ сформированности профессиональных компетенций до начала участия студентов в реализации конкурсных проектов и по их окончанию позволяет констатировать у них положительные изменения уровня развития инновационной компетентности в целом. Наибольший прирост результатов обозначился по трем группам компетенций: «Проектно-исследовательские компетенции» – на 2,6 балла (62%); «Инновационно-методические компетенции» – на 2,3 балла (66%); «Коммуникативно-организаторские» – на 2,1 балла (44%). В меньшей степени прирост отмечен по группам: «Предметно-методические компетенции» – на 1,9 балла (41%); «Профессионально-творческие компетенции» – на 1,5 балла (37%) и «Психолого-педагогические компетенции» – на 1,4 балла (32%). При этом среднегрупповые значения степени развития профессиональных компетенций, зафиксированные по окончанию исследования достоверно выше аналогичных показателей, полученных в начале (р < 0,05). Данный факт позволяет констатировать эффективность реализации модели физкультурно-образовательного пространства педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре и спорту, формировании у них инновационной составляющей профессиональной компетентности.

Литература

1. Бушуев, С. Д. Управление проектами: основы профессиональных знаний и система оценки компетентности проектных менеджеров / С. Д. Бушуев, Н. С. Бушуева. – (National Competence Baseline, NCB UA Version 3.0). – К.: ІРІДІУМ, 2006. – С. 23.

2. Гусева, Н. Л. Социологический анализ образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности студентов / Н. Л. Гусева, В. Г. Шилько // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 352. – С. 199–202.

3. Зобнина, Т. В. Система психологической подготовки студентов – будущих педагогов в инновационной образовательной среде педагогического вуза: автореф. дисс. … д-ра псих. наук / Т. В. Зобнина. – Нижний Новгород, 2011. – 48 с.

4. Правдов, М. А. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства / М. А. Правдов, Н. Б. Павлюк, Д. М. Правдов, А. В. Корнев // Современные исследования социальных проблем. – электронное издание. – №9 (17). – 2012, URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/pravdov.pdf "

5. Шмелева, Е. А. Инновационная активность как акмеологический критерий нового качества профессионального образования / Е. А.Шмелева // Экономика образования. – 2010. – №4. – С. 49–53.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.