Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура двигательной деятельности кадров в сфере «физическая культура и спорт» как предмет социокультурного анализа




Невмержицкая Е. В.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия

 

Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал – это, прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе.

В настоящее время понимание физической культуры базируется на подходах, учитывающих основные теоретические концепции культуры, где человек, являясь ее социальной категорией, рассматривается в его целостности, биосоциокультурной сущности. При этом духовной стороне в процессе его физического совершенствования отводится ведущее место. Это позволяет раскрыть сферу физической культуры с позиции истинной культуросообразности, гармонии развития физических и духовных сил человека, в единстве и взаимообусловленности функционального, ценностного и деятельностного ее аспектов. Это предполагает выход данного явления на новый качественный уровень, где взаимосвязь физкультурной деятельности и физической культуры все более обусловливается процессами одухотворения двигательной деятельности на основе формирования многообразных потребностей человека.

Обобщая содержательную характеристику физкультурной деятельности как одного из видов человеческой деятельности, необходимо отметить, что она носит социально-культурный характер, где проявляется духовно-физическое, духовно-телесное единство человека.

Социокультурный подход в сфере образования есть метод исследования и профессионально-педагогического проектирования человеческого бытия в процессах производства, общения и потребления. Подлинный профессионал – это, прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе. Человек - субъект культуры: в своей профессиональной деятельности он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Культура представляет собой опыт творческой деятельности людей, взятый в его всеобщих - исторически развитых и исторически развивающихся — формах предметности (материальных и духовных ценностях). Это своего рода духовно-деятельностные корни, которые питают и взращивают сознание и личность деятеля. Сознание человека формируется и развивается внутри «социокультурного универсума», в котором кристаллизован опыт мышления и духовно-практической деятельности. Антропно-деятельностная образовательная среда - это, по сути дела, катализатор, «дрожжи» для профессионально-личностного развития, «самостроительства» студента с помощью особых средств, способов и регулятивов, которые мы называем социокультурными двигательными действиями.

Непосредственным содержанием этих действий является двигательная деятельность, обладающая той особенностью, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной физической природы.

В процессе двигательной деятельности происходит не только преобразование физической природы человека, но и развитие его сознания и мышления, формирование мироощущения и миропонимания.

Это своего рода социокультурное поле для развертывания рефлексивно-личностных процессов проектирования и построения духовно-практической деятельности, а культура, связанная с ценностно-смысловой сферой деятельностного сознания личности, предопределяет продукт и результат этой деятельности. Парадигма деятельностного сознания основана на трех "категориальных онтологиях": личность в развитии деятельности; деятельностное сознание в развитии рефлексии;деятельность в развитии сознания личности.

Только становясь субъектом развития собственных социокультурных действий, человек обретает возможность стать личностью. При этом важно не просто "функционально запустить" требуемые стандартами образования профессиональные качества специалиста в той или иной сфере деятельности, а создать возможности для достижения человеком вершин своего развития (используя методы акмеологического проектирования, аффирмации, смысловой диверсификации и рефлексивной самоорганизации сознания личности). Здесь необходимо иметь в виду не только когнитивные механизмы отражения предметной среды, но и социокультурные механизмы формирования деятельностного сознания - формирование образа мира (мировосприятие, мировоззрение, мироинтерпретация), проектного отношения к миру (мироконструирование) и вписанной в этот образ системы духовно-практической деятельности.

Культура, как известно, представляет собой открытую систему - она должна непрерывно реинтерпретироваться в контексте проблем настоящего и будущего. При этом культуротворческие действия всегда нацелены на новое, неведомое, грядущее. Решающим фактором здесь становится не столько непосредственное взаимодействие субъекта с объектом (отражение того, "что есть", где действие - средство построения образа объекта), сколько целеполагание личности, решающей ту или иную задачу (отражение того, что "должно быть", где "образ будущего результата" приобретает проектные и регуляторные функции).

Двигательная деятельность рассматривается на социальном уровне как деятельность человека посредством его телесных, физических качеств и характеристик их инструментального, функционального использования, реализуемых в контексте совершенно разных процессов деятельности.

Культуру двигательной деятельности можно представить как социокультурную ценность - осознание субъектом собственного взаимодействия с окружающим миром, обеспечивающего как изменение мира, так и преобразование сознания, мышления и деятельности личности.

В профессиональной среде культуры двигательной деятельности «выращиваются» индивидуально-личностные потребности и способности (путем овладения технологиями образования: для чего? что? как?). Цель ее состоит в том, чтобы осознать себя во всем человеческом континууме («био-социо-духе»), осознать окружающую реальность (понять ее с предельной объективностью) и овладеть методами и способами деятельности, выработанными цивилизацией и культурой.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с такими представлениями, вольно или невольно, но «культура двигательной деятельности» предстает как понятие значительно более широкое и собирательное, чем понятие «двигательная культура».

В отдельных исследованиях, отражающих региональные особенности, отмечается необходимость поиска новых путей и средств формирования культуры двигательной деятельности на вариативной основе. Однако целостная и планомерная система формирования культуры двигательной деятельности как компонента культуры в подготовке специалистов отсутствует. Культура двигательной деятельности комплексно характеризует личность, ее целостное общекультурное развитие и является средством совершенствования каждой личности. Она выражает мировоззрение человека, его нравственность, психологию, коммуникативные качества личности и прямо или косвенно связана со многими отраслями наук. Двигательная деятельность изучается теорией и методикой физического воспитания, биомеханикой, педагогикой и т.д.

Однако, все «здание» этой специфической области культуры не сводится только к блоку физических качеств и способностей человека, хотя он и занимает центральное место в этом здании. Помимо этого блока, культура двигательной деятельности включает в себя и целый ряд других: блок отношений; блок знаний, интересов, мотивов, потребностей; блок средств; блок норм, идеалов, стандартов поведения, ценностных ориентаций; блок социаль­ных отношений между людьми; блок социальных институтов, в которых реализуются способности человека и которые управляют процессами функционирования физической культуры в обществе.

На социальном уровне двигательная деятельность рассматривается как деятельность человека посредством его телесных, физических качеств и характеристик их инструментального, функционального использования, реализуемых в контексте совершенно разных процессов деятельности.

Культура двигательной деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта - это совокупность специфических, социально обусловленных средств, форм, методов, путей его профессиональной деятельности, выражающих степень освоения им социальной среды, в которой он выполняет задачи, развития собственной общественной сущности и профессиональных способностей.

Таким образом, культура двигательной деятельности педагога в сфере физической культуры и спорта является сложным интегративным образованием, включающим в себя помимо продуктов профессиональной деятельности и ряд социально, психологически и биологически обусловленных качеств личности педагога, в том числе и духовно-физический потенциал.

Как нам представляется, на современном этапе высшего профессионального образования физическая культура может и должна брать на себя не только решение задачи формирования двигательных способностей, которые лежат в основе профессионального динамического стереотипа, но и вопросы качественной подготовки будущих специалистов, обладающих мощным спортивно-физическим потенциалом. Однако, на самом деле содержание, определенное в действующих программах физической подготовки студентов, не отвечает цели и задачам, стоящим перед ним на современном этапе развития. Одним из путей решения данной проблемы является личная заинтересованность субъекта, формирование у него мотивации в сохранении индивидуального здоровья через целенаправленный, интегративный процесс наращивания спортивно-физического потенциала.

Таким образом, под целостной системой формирования спортивно-физкультурного потенциала будущего педагога по физической культуре понимается организованная и упорядоченная система с развитыми внутренними и внешними связями, система, в которой проявляются новые, интегральные качества, не свойственные отдельным ее компонентам. Отсюда следует, что чем целостнее система, тем эффективнее она функционирует, тем более она результативна.

Технологии организации самостоятельной работы студентов физкультурного вуза

Попова А. И., Ардашев А. Е., Филиппенко А. В.

Чайковский государственный институт физической культуры,

Чайковский Пермской области, Россия

 

С переходом вузов России на новые образовательные стандарты становится актуальной проблема организации самостоятельной работы студентов, в том числе и в сфере физкультурного образования. В современном информационном обществе студенты как будущие специалисты в своей области должны обладать не только профессиональными знаниями, навыками, но и умениями аналитически мыслить и творчески подходить к решению педагогических задач, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Следует отметить, что процесс подготовки специалистов в области физической культуры и спорта проявляется в противоречивом взаимодействии, с одной стороны, соревновательных и тренировочных нагрузок, воздействующих на организм студентов, а с другой – в необходимости формирования у них фундаментальных знаний (полного включения в процесс обучения – 100% посещение учебных занятий), связанных непосредственно с будущей профессиональной деятельностью [1].

В условиях вузовской подготовки возрастает роль формирования тех компетенций обучающихся, которые помогают им усвоить содержание изучаемых дисциплин в режиме самообучения, что связано с интенсификацией учебной деятельности и увеличением объема содержания обучения на всех ступенях [4]. В этот период формирование интеллекта, эрудиции и своевременное ознакомление с инновациями происходит преимущественно в процессе самообразования. Однако, исследования, проведенные среди студентов 1-3 курсов Чайковского государственного института физической культуры и Удмуртского государственного университета, предусматривающие введение элементов ежемесячного самостоятельного контроля студентами своих учебных достижений (по 5-и балльной системе), показало, что многие из них, к сожалению, еще не могут самостоятельно организовать свою работу [1]. Индивидуальная самооценка своевременности выполнения домашних работ варьировалась от 2,5 до 4,8 баллов (при среднем значении 3,8 балла) в течение всего учебного года.

В связи с этим, в 2010-2012 гг. был проведен анализ научно-педагогической литературы, а также ряд педагогических экспериментов, которые позволили выявить наиболее эффективные педагогические технологии профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту.

Технологии разноуровневого обучения позволили снизить затраты преподавательского времени на дополнительное проведение консультационных часов для отстающих за счет дифференцировки материала по уровням сложности, в зависимости от необходимого уровня освоения компетенций: базового, порогового и продвинутого. Обязательным уровнем при этом становится освоение базисного ядра учебной программы, позволяющего осваивать материал последующих дисциплин. Это позволяет отводить необходимое время студентам, соответственно их личным способностям и возможностям с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы. Такой подход реализуется при организации занятий по дисциплинам «Математика», «Физика», «Химия» и других непрофильных дисциплинах. На дисциплинах профессионального цикла базовой части целесообразно сочетать технологии разноуровневого обучения и сотрудничества. Включать парную самостоятельную работу статического (пара формируется при условии взаимной психологической совместимости), динамического (круговая парная работа в малых группах, с акцентом на индивидуальные особенности товарищей) или вариативного характера (работа в малых группах в роли преподавателя) в малых группах при общности цели и задач обучения. Здесь каждый студент совершенствует навыки взаимопомощи, логического мышления, адаптирует темп работы под потребности группы, увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

Сочетание технологии модульного обучения и рейтингового контроля позволяет формировать индивидуальные образовательные траектории студентов. Это позволяет самостоятельно (или с помощью преподавателя) достигать конкретных целей учения в процессе работы с модулем (законченным самостоятельным информационным блоком) и своевременно контролировать текущие результаты освоения дисциплины или блока дисциплин, предусматривая коррекцию и последовательное усложнение материала.

Игровые технологии хорошо подходят для организации тренинговых занятий. Деловые игры: имитационные (события, конкретные виды деятельности: совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.), операционные (моделируется соответствующий рабочий процесс: выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, решения ситуационных задач, ведения пропаганды ЗОЖ и агитации), ролевые (разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц: отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица).

Использование технологий проблемного обучения на данном этапе доступно не для всех учебных групп, так как к самостоятельной мыслительной деятельности способны не все студенты-спортсмены. Работа в группах с преобладающим большинством таких студентов становится проблематичной. Спортсменам, особенно единоборцам, сложно осознавать теоретические проблемные ситуации и практические задачи, отличающиеся от освоенного алгоритма решения, следовательно, выдвижение, обоснование и проверка гипотез вызывает значительные трудности. Например, дисциплина «Лечебная физическая культура» (ЛФК), на которой необходимо найти решение ситуационных проблемных задач, когда действия инструктора ЛФК заранее не предопределены (до разбора нового материала).

Элементы развивающего обучения широко применяются на дисциплинах, имеющих практический характер, и реализуется преимущественно в процессе блока дисциплин профессионально-педагогического совершенствования.

Главный акцент учебного процесса делается на обучение способам и приемами самостоятельного постижения (овладения) знаниями, навыками и умениями, возможность самостоятельного открытия знаний, готовность самостоятельно использовать свой творческий потенциал. Это позволяет развивать воображение, мышление и память, решать новые задачи при отсутствии достаточного опыта, действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу.

При данном подходе в учебный процесс вводится регулярная самооценка или самоконтроль студентов достигнутых результатов обучения (с помощью четких критериев). Следует отметить, что введение данного элемента на начальном этапе должно сопровождаться устным разбором (анализом) действий, их последовательности и результата без акцента на личность. Оценивается конечный результат без применения традиционных отметок, но с учетом весовой значимости каждого конкретного задания.

Заполнение бланка самоконтроля проводилось ежемесячно и результаты сразу же выносились для обсуждения в каждой студенческой группе.

Отметим, что анализ результатов введения данного вида контроля выявил значительную корреляционную связь между оценками преподавателем студентов и результатами самоконтроля через полгода после его введения, тогда как в начале обучения самооценка студентов завышена.

Включаются противоречивый материал или задачи, не имеющий единственно верного решения. В этом случае проводится коллективное размышление или дискуссия, разбираются противоречивые факты. Преподаватель постоянно побуждает анализировать свои собственные мыслительные действия

Результативность процесса обучения оценивалась по уровню успешности обучения и самостоятельности студентов (по методике Н. М. Пейсахова). Анализ показателей исследования, проведенного в конце 2011 г., подтверждает положительное влияние новых информационно-коммуникационных технологий на развитие способности студентов к анализу результатов своей деятельности и планированию мероприятий по ее улучшению, а также рост уровня мотивации и, соответственно, показателей успеваемости при использовании электронных обучающих материалов и средств контроля.

Одним из средств, позволяющих грамотно организовать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов, научить их ориентироваться в огромном потоке информации, является применение информационно-коммуникационных технологий.

В связи с этим, в 2010-2012 гг. на кафедре физического воспитания УдГУ в процессе реализации учебной дисциплины «Физическая культура» большое внимание уделялось организации самостоятельной работы студентов, которая включала:

1. Применение среды электронного обучения и сетевых технологий (дистанционных курсов «Физическая культура» и «Физические упражнения», образовательных порталов и форумов, социальных сетей); электронной почты, мультимедийных презентаций и др. Они позволяют студентам выстраивать индивидуальную образовательную траекторию через представленные информационно-справочные, диагностические материалы.

2. Разработку форм отчетности и индивидуальное планирование (в соответствии с тематическим планом, составление перспективного графика и ведение технологической карты самостоятельной работы, что особенно актуально на начальных курсах обучения).

3. Внедрение рейтинговой системы контроля качества учебной, самостоятельной проектной и аутентичной (в форме составления портфолио) работы студентов, погружающей их в среду непрерывного творческого поиска путей решения стоящих перед ними задач и рефлексивного анализа. Это формирует умение самостоятельно управлять и совершенствовать индивидуальные приемы своей учебной и профессиональной деятельности.

Анализ педагогического процесса в физкультурном вузе позволил выявить педагогические условия, позволяющие грамотно организовать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов, научить их ориентироваться в огромном потоке информации.

1. Обучение студентов способам и стратегиям самостоятельной работы – планированию, организации, определению содержания, форм учебной работы и физкультурной деятельности [4]; разработка форм отчетности и индивидуальное планирование (в соответствии с тематическим планом, составление перспективного графика и ведение технологической карты самостоятельной работы, что особенно актуально на начальных курсах обучения).

2. Формирование коммуникативной среды в контексте концепции саморазвития личности, основанной на уважении, творчестве и формировании собственных внутренних потребностей в самоактуализации и самопрезентации [3].

3. Применение информационных и сетевых технологий, среды электронного обучения (электронной почты, баз данных, мультимедийных презентаций, дистанционных курсов, образовательных порталов и форумов, социальных сетей и др.) [2].

4. Обеспечение целенаправленного управления учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью как предпосылками саморазвития студента (определение эффективных механизмов, средств, методов, технологий, форм профессионального развития в области физической культуры и спорта; регулярные самостоятельные наблюдения студентов за личным ростом и развитием, состоянием здоровья, физической подготовленностью, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями).

5. Формирование высокого уровня мотивации студентов – мотивационная поддержка: создание ситуаций и условий реализации индивидуальных интересов, выбора вида деятельности, ситуации проявления волевых усилий и удовлетворение результатом, разработка системы оценок и поощрения активности в самостоятельной работе.

6. Положительная и объективная оценка самостоятельной работы и ее подкрепление результатом – внедрение рейтинговой системы контроля качества учебной, самостоятельной проектной и аутентичной (в форме составления портфолио) работы студентов, погружающей их в среду непрерывного творческого поиска путей решения стоящих перед ними задач и рефлексивного анализа. Это формирует умение самостоятельно управлять и совершенствовать индивидуальные приемы своей учебной и профессиональной деятельности [1].

7. Установление постоянной обратной связи, позволяющей и студентам, и преподавателям получать исчерпывающую и своевременную информацию о результатах текущего контроля и эффективно корректировать содержание образования и учебный процесс в зависимости от достигнутого конечного результата.

Реализация выявленных условий формирования самостоятельности студентов позволит повысить эффективность процесса обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов, будет способствовать развитию способности студентов к анализу результатов своей деятельности и планированию мероприятий по ее улучшению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попова, А. И. Рейтинговая система контроля успешности обучения студентов вузов физической культуры / А. И. Попова, А. Е. Ардашев // В мире научных открытий. – 2011. – № 6.1(15). – С. 308-316.

2. Попова, А. И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине «Физическая культура» / А. И. Попова, П. К. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2010. – № 2. – С. 32-38.

3. Шаталова, И. Е. Организационно-педагогические условия стимулирования самостоятельной работы студентов в области физической культуры технологий: дис.... канд. пед. наук / И. Е. Шаталова. – Ставрополь, 2006. – 196 с.

4. Шестакова, Н. В. Педагогические условия развития компетенции самообучения студентов в системе заочного образования: автореф. дис… канд. пед. наук / Н. В. Шестакова. – М., 2012. – 23 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.