Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактической компетентности тренера




ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА

Иванов М. Б.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань, Россия

Большинством авторов [4, 14, 15 и др.] в психологическом содержании профессиональной компетентностикак интегральной личностной характеристики человека выделяются:

· когнитивный компонент (знание опыта, понимание существа решаемых задач и проблем);

· операционный компонент (умения выбирать средства и способы действия, умение учиться, умения совершенствования деятельности, вносить в нее коррективы);

· мотивационно-ценностный компонент (отношение к себе и предмету своей деятельности, чувство ответственности за ее результаты).

Выделение этих компонентов согласуется, на наш взгляд, с психологической структурой деятельности, включающей мотивацию, содержание и результат. Результат деятельности зависит от мотивации и от владения способами ее осуществления на уровне умений и навыков. Знания выступают в качестве ориентировочной основы деятельности и определяют эффективность отдельных действий и операций и деятельности в целом.

Необходимыми элементами операционного компонента выступают готовность и способность реализовывать отдельные способы и приемы профессиональной деятельности на уровне умений.

В научно-методической литературе существует четыре подхода к определению понятия «умение», которые раскрывают его сущность с различных сторон: по отношению к знаниям, способностям, личности и деятельности [3].

Во-первых, все авторы обращают внимание на то, что необходимой предпосылкой функционирования умений выступают знания о способе действия. Эти знания выступают в качестве необходимой для осуществления действия ориентировочной основы – они осознаваемы в том смысле, что субъект деятельности отдает себе отчет о задаче действия, способе и условиях его выполнения.

Во-вторых, умения рассматриваются как одна из составляющих способностей и включаются в их структуру.

В-третьих, умение рассматривается как интегральная личностная характеристика, которая включает в свое содержание наряду со знаниями и познавательные, эмоциональные и волевые качества личности;

В-четвертых, умение рассматривается уровень овладения системой действий. В частности, Е. П. Ильин [5] определяет умение, как «практическое владение способами выполнения отдельных действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности».

Объединяя эти подходы, Г. Л. Драндров [3] предлагает рассматривать умение как обусловленный знаниями и личностными свойствами субъекта деятельности уровень владения способами действий или деятельности в целом.

Понятие «умение» связывается как с владением отдельными действиями, так и деятельностью в целом [5, 13]. В частности, К. К. Платонов [13, 87], рассматривает умение как «способность к деятельности в целом». Он пишет: «умение – это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением».

В соответствии с психологической теорией деятельности структурными единицами деятельности человека выступают действия и операции. Поэтому умения, также как и деятельность, иерархически организованы: умение выполнять деятельность включает в свое содержание умения выполнять входящие в содержание данной деятельности действия и операции. При этом умения, относящиеся к нижнему уровню, входят составной частью в умения высшего порядка.

Г. Л. Драндров [3] отмечает, что умение можно рассматривать как по отношению к действию, так и по отношению к деятельному субъекту.

В первом случае, умение существует в виде потенциальной готовности человека к выполнению действия усвоенным способом в соответствии с целью и конкретными условиями. Во втором случает, умение выступает характеристикой реально осуществленного конкретного действия. Данные формы существования умения соотносятся как общее и единичное.

Как характеристика субъекта деятельности умение характеризуется обобщенностью, в том смысле, что оно может быть актуализировано и успешно применено для решения целого класса одинаковых задач. Как характеристика осуществленного действия умение выступает в форме конкретного и единичного явления.

Двойственность умения, по мнению автора, отражается в существующих подходах к определению его сущности, когда одними авторами умение рассматривается как качественная характеристика субъекта деятельности [5], другими – как качественная характеристика совершаемого человеком действия [1].

Данные подходы отражают две диалектически взаимосвязанные стороны существования умения, а сама эта взаимосвязь представляет частный случай проявления единства сознания и деятельности.

Эффективность практической реализации умений зависит от степени их обобщенности [13], обусловленной способностью субъекта деятельности к выделению существенных признаков действия из общего ряда свойств, присущих ему, в видении в отдельном конкретном действии общего принципа решения задач данного класса. Благодаря обобщенности умения приобретают гибкость и вариативность, обеспечивают приспособление действий к изменяющимся условиям деятельности [1], широкий перенос и творческое применение в различных ситуациях.

В работе И. Я. Лернера [12] выделяются три последовательно возрастающих уровня обобщенности умений. Это умения выполнять действие на основе знаний:

1) правил, точно указывающих порядок действий по операциям;

2) обобщенной схемы, которая указывает последовательность действий без обозначения операций, характерных для каждого отдельного случая;

3) указывающих направление деятельности, но не обозначающих способы деятельности, т.е. конкретные действия и операции.

Н. В. Кузьмина [10] предлагает различать 5 уровней обобщенности педагогических умений:

1) первоначальное умение – человек знает содержание данного вида деятельности и может воспроизвести более или менее четко предложенную ему определенную последовательность действий при незначительной помощи наставника;

2) низкий уровень – человек самостоятельно выполняет известную ему последовательность необходимых действий, но «скован» ею, перенос отсутствует;

3) средний уровень – человек свободно варьирует известные ему действия, но с трудом переносит их на другие виды работ;

4) высокий уровень – человек при значительных усилиях осуществляет самостоятельный выбор необходимых действий в различных ситуациях, наблюдается наличие переноса внутри некоторой ограниченной области деятельности;

5) совершенное умение – человек свободно владеет различными системами действий, наблюдается широкий перенос их на другие виды деятельности без особого труда.

Другой категорией, значимой для понимания содержания операционного компонента дидактической компетентности, является понятие «навык».

По мнению Г. Л. Драндрова [3] различие между умением и навыком проходит по вектору «продуктивное – репродуктивное».

При этом умение относится к эвристическим действиям, связанным с решением нетиповых теоретических и практических задач и проявляется в способности успешно достигать цели деятельности в изменяющихся условиях, выходя за пределы сложившихся стереотипов действия [11, 13].

С ростом изменчивости структурных компонентов деятельности: целей, средств, условий, объекта, результатов - возрастает роль умений, как более продуктивного уровня управления. Наряду с этим повышается и значение навыков, поскольку перевод управления стереотипными действиями на уровень автоматического регулирования освобождает сознание действующего субъекта для творческой деятельности.

В структуре сложного предметного действия ряд операций может выполняться на уровне умения, часть на уровне навыка. Поскольку автоматизированные операции являются составными частями структуры целостного действия, выполняемого на уровне умения, то можно говорить, что умение и навык соотносятся как целое и часть. Навык выступает как автоматизированное умение, подчиненное в своем функционировании умению более высокого уровня.

Педагогическая деятельность тренера характеризуется изменчивостью условий, динамичностью объекта, большим разнообразием средств, условий и отношений. Поэтому возможность автоматизации большинства педагогических действий практически исключается.

Раскрытие сущности умения является необходимым условием перехода к выделению умений, составляющих содержание операционного компонента дидактической компетентности.

Н. В. Кузьмина [10] разработала классификацию умений в соответствии с функциональными компонентами педагогической деятельности. Автором выделены 5 функциональных компонентов педагогической деятельности, которым соответствуют гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения.

В. М. Корецкий [8] рассматривая деятельность учителя физической культуры с позиций теории управления, предлагает различать умения планирования, организации, регулирования, контроля и учета.

Предлагается систематизация умения с учетом их роли и места в психологической структуре деятельности, которая включает ориентировочный, исполнительный и контрольно-корректировочный компоненты [2]. Поэтому умения подразделяются на три группы, первая из которых характеризует качество ориентировки в целях, задачах, способах и условиях деятельности, вторая – качество реализации способа деятельности, третья – качество контроля и коррекции промежуточных и итоговых результатов деятельности [8]. В своей совокупности они являются необходимыми и достаточными для характеристики содержания дидактической компетентности тренера.

Благодаря единству и взаимодействию этих умений дидактическая компетентность функционирует как целостная самоорганизующаяся система, в пределах которой каждое из этих умений имеет свое место и выполняет свою роль.

Психологическая структура действия является инвариантной для всех сознательно регулируемых форм активности человека. Поэтому эти умения являются базовыми, которые в своей совокупности, необходимы и достаточны для качественного управления деятельностью в целом, отдельными действиями и операциями.

При выделении умений, которые в своей совокупности обеспечивают высокий уровень операционного компонента дидактической компетентности тренера, мы, с одной стороны, ориентировались на требования ГОС ВПО по специальности «Физическая культура и спорт», с другой, на содержание дидактической деятельности тренера по спорту.

В. Б. Коренберг считает, что тренер и учитель физической культуры должен уметь осуществлять качественный биомеханический анализ, поскольку он «представляет собой как раз то звено, которое призвано органически связать биомеханику со спортивной педагогикой …» [7, 10].

М. М. Боген [1] говорит о необходимости овладения приемами педагогического анализа техники двигательных действий, что предполагает определение смысла двигательной задачи, выделение операций, разработку ориентировочной основы действия, подбор двигательных заданий для формирования представлений об ощущениях усилий в пунктах концентрации внимания.

Ю. А. Комлев [6] предлагает обучать приемам качественного биомеханического и педагогического анализов системы двигательных действий как предпосылки самостоятельной творческой разработки обучающих программ.

Большинством ученых, изучавших проблему профессиональной готовности тренера, отмечается, что тренер должен владеть техникой вида спорта, методикой обучения, уметь контролировать и оценивать тренировочный процесс и соревнования, а также быть хорошим организатором и педагогом [9].

Обобщая вышеизложенные представления, можно заключить, что содержание операционного компонента дидактической компетентности составляют дидактические умения:

· осуществлять качественный биомеханический анализ технико-тактических приемов избранного вида спорта;

· осуществлять психологический анализ технических приемов;

· осуществлять проектирование процесса обучения;

· конструировать содержание и процесс обучения;

· грамотно использовать устную речь для сообщения учебной информации;

· применять живой показ технических приемов для формирования у обучаемых зрительных представлений о способах их выполнения;

· контролировать и корректировать выполнение учебных заданий;

· корректировать содержание и процесс обучения техническим приемам.

Развитие операционного компонента дидактической компетентности происходит, с одной стороны, через обогащение его содержания за счет овладения новыми дидактическими умениями, с другой, через повышение степени обобщенности каждого из умений. Благодаря обобщенности существенно расширяются возможности их применения в вариативных условиях педагогической деятельности.

Развитие операционного компонента осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, происходит обогащение его содержания за счет овладения новыми дидактическими действиями. С другой стороны, каждое из приобретенных дидактических умений приобретает все более обобщенный характер, что повышает возможности их применения для решения более широкого круга творческих задач в сфере обучения двигательным действиям.

В соответствии с этими критериями (объем умений и обобщенность умений) можно выделить три уровня развития операционного компонента.

Репродуктивный уровень – тренер владеет умениями воспроизводить дидактические действия, относящиеся преимущественно к исполнительной части процесса обучения: 1) через рассказ и «живой» показ создавать логические и зрительные представления о двигательном действии; 2) через применение системы подводящих упражнений создавать двигательные представления о двигательном действии; 3) оценить полноту и точность знаний обучаемых о содержании ориентировочной основы двигательного действия; 4) обнаружить и исправить наиболее типичные двигательные ошибки; 5) оценить с помощью наблюдения качество усвоения двигательного действия.

Уровень оптимизации предполагает овладение тренером умениями воспроизводить дидактические действия с учетом конкретных условий: 1) умением моделировать содержание учебно-познавательной деятельности и процесс его развертывания в учебно-познавательной деятельности; 2) умением оперативно контролировать и корректировать свои действия с учетом конкретных условий, стремясь к оптимизации процесса обучения; 3) умением организовывать взаимодействие учащихся в процессе обучения; 4) умением осуществлять критический анализ и оценку как учебно-познавательной деятельности, так и собственной деятельности по управлению процессом обучения; 5) умением вносить конструктивные изменения, направленные на оптимизацию содержания и процесса обучения. Эти умения эффективно применяются при использовании стандартных технологий обучения.

Творческий уровень развития операционного компонента предполагает вооруженность тренера умениями, обеспечивающими проектирование и практическую реализацию технологий (или их элементов) обучения двигательным действиям.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что представленные нами знания о сущности и содержании операционного компонента дидактической компетентности и уровнях ее развития могут служить ориентирами при решении задачи формирования готовности будущих тренеров к профессиональной деятельности, связанной с обучением технике и тактике избранного вида спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. – М.: ФиС, 1985. – 192 с.

2. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения / П. Я. Гальперин. – М.: МГУ, 1968. – 120 с.

3. Драндров, Г. Л. Формирование готовности студентов факультетов физической культуры к творческому обучению двигательным действиям: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08, 13.00.04 / Г. Л. Драндров. – Омск, 2002. – 464 с.

4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, A. M. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с.

5. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры / E. П. Ильин. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 486 с.

6. Комлев, А. Ю. Формирование профессиональных навыков анализа техники гимнастических упражнений у студентов институтов физической культуры на основе проблемного обучения: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Ю. Комлев. – М., 1979. – 181 с.

7. Коренберг, В. Б. Основы качественного биомеханического анализа / В. Б. Коренберг. – М.: ФиС, 1979. – 208 с.

8. Корецкий, В. М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализация»: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. М. Корецкий. – М., 1988. – 32 с.

9. Костюченко, В. Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. Ф. Костюченко. – СПб., 1996. – 421 с.

10. Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, A. A. Реан. – СПб., 1993. – 54 с.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Академия, 2005. – 352 с.

12. Лернер, И. Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Знание, 1976. – 64 с.

13. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 256 с.

14. Хуторской, A. B. Ключевые компетенции / A. B. Хуторской // Народное образование. 2003. – №5. – С. 55-60.

15. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26-31.

 


структура и содержание Педагогической деятельности в области физической культуры

Кривцун-Левшина Л. Н.

Витебский государственный университет им. П.М.Машерова,

Витебск, Республика Беларусь

 

Дальнейшее развитие физической культуры в любой стране всецело зависит от качества подготовки специалистов физкультурного профиля. Ведущей в этом процессе является педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в области физической культуры – это целенаправленный, общественно моделируемый процесс передачи исторических и современных знаний, опыта педагогической и физкультурной деятельности, осуществляемый специально подготовленными специалистами. В ее структуру входят два основных компонента: деятельность по подготовке профессиональных специалистов физической культуры и деятельность профессиональных специалистов по формированию физически культурной личности.

Педагогическая деятельность по подготовке профессиональных специалистов физической культуры – это целенаправленный процесс передачи исторически сложившихся знаний и опыта осуществления видов деятельности в физической культуре посредством образования, обучения и воспитания с целью их последующего использования в деле формирования физически культурной личности. Деятельность по подготовке профессиональных специалистов физической культуры согласно методологии социальной деятельности имеет внутреннюю и внешнюю структуру. Ее внутренняя структура состоит из следующих системообразующих компонентов:

– субъекты – группы педагогов, обеспечивающие необходимый уровень общенаучных и практических знаний по осуществлению задач образования, обучения и воспитания;

– группы педагогов, обеспечивающие частные учебные дисциплины;

– группы педагогов, обеспечивающие специальные учебные дисциплины, необходимые для подготовки специалистов этого вида культуры;

– объекты – группы учащихся и студентов, включенные в процесс профессиональной подготовки в области физической культуры и взявшие на себя роль обучающихся знаниям и умениям обеспечения определенных видов деятельности с последующей их передачей другим членам общества;

– цель – обеспечение педагогического физкультурного образования учащихся и студентов на основе формирования необходимых теоретических и практических знаний и умений осуществления видов деятельности в физической культуре в соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессиональным и социокультурным качествам специалистов этого профиля;

– предмет – интеллектуальные, психические, физические, нравственные свойства и качества объекта деятельности;

– средства – материальные и духовные ценности, созданные и применяемые в процессе обучения, воспитания и образования физкультурно-профессиональной направленности;

– собственно активность субъекта состоит из трех основных компонентов. Образовательный компонент включает общее и специальное профессиональное образование. Он направлен на передачу объекту деятельности совокупность современных научных знаний в области естественных и социально-гуманитарных дисциплин, исторического инновационного опыта преобразования физической и духовной природы человека посредством технологии будущей профессиональной педагогической деятельности. Обучающий компонент предусматривает целенаправленную передачу объекту деятельности знаний и умений осуществления педагогической деятельности различной физкультурно-профессиональной направленности. Воспитательный компонент предназначен для целенаправленного формирования у учащихся и студентов физкультурного профиля духовных и физических качеств для достижения ими необходимого уровня профессиональной подготовленности и эффективного осуществления профессиональных обязанностей;

– результат: комплекс знаний и умений, нравственных и коммуникативных качеств, уровень мировоззрения, необходимый для выполнения педагогических, управленческих и научно-методических функций в области физической культуры; профессиональное образование и профессиональная культура как общественно необходимый уровень духовного и физического совершенствования, знаний и умений, мотивации и мировоззрения, стереотипов поведения в определенных видах деятельности в области физической культуры.

Внутренняя структура педагогической деятельности по подготовке профессиональных специалистов в области физической культуры обусловливает ее внешнюю структуру или ее виды:

♦ подготовку специалистов общего педагогического профиля - аспект базовой физической культуры;

♦ подготовку специалистов медико-физкультурного профиля - аспект оздоровительной физической культуры;

♦ подготовку специалистов производственно-педагогического профиля - аспект производственной физической культуры;

♦ подготовку специалистов военной физической подготовки - аспект военно-прикладной физической культуры;

♦ подготовку тренеров по видам спорта - аспект спортивной физической культуры;

♦ подготовку специалистов управленческого и научного профиля – аспект управления и науки в физической культуре.

Педагогическая деятельность профессиональных специалистов в области физической культуры – это целенаправленный, общественно моделируемый процесс передачи исторического и современного опыта духовной и практической сторон физкультурной деятельности, формирования физически культурной личности. Ее внутренняя структура включает в себя:

– субъект – педагогические группы различного физкультурного профиля;

– объект – социально-демографические группы, включенные в процесс физкультурной деятельности: лица дошкольного возраста, учащиеся и студенты, взрослое население;

– цель – физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры, формирование физически культурной личности;

– предмет – биологическая и духовная подсистемы личности;

– средства – совокупность духовных и материальных ценностей физической культуры, система физических упражнений и специальных знаний, подлежащих освоению, овладению и осуществлению объектом деятельности;

– собственно активность субъекта – совокупность образовательных, обучающих, воспитательных, организационных и контролирующих действий, осуществляемых в соответствии с традиционными и инновационными технологиями физкультурного образования и воспитания;

– результат – физическая культура личности как степень достижения ею общественно и личностно необходимого уровня физического и духовного совершенствования, знаний, умений и стереотипов поведения в видах физкультурной деятельности, мотивации и мировоззрения в области ФК.

В ее внешней структуре выделяются три основных вида:

♦ образование объекта деятельности в области ФК;

♦ обучение – передача ему знаний и умений осуществления физкультурной деятельности различной направленности и связанных с ней социокультурных видов деятельности;

♦ воспитание – формирование мотивационных, ценностно-ориентационных, нравственных качеств, связанных с физическим совершенствованием и физических качеств объекта деятельности для достижения им личностно и общественно необходимого уровня физического, социального и духовного здоровья.

В ходе педагогического процесса специалистов физкультурного профиля обеспечивается поэтапное развитие физической культуры личности:

● идентификация – усвоение знаний и способов физкультурной деятельности, овладение движениями и жизненно важными двигательными действиями, физическими упражнениями, позволяющими объекту воздействия адаптироваться в сфере физической культуры, отождествлять себя с физически развитыми людьми и активно включаться в разнообразные формы занятий;

● индивидуализация – усвоение и воспроизведение знаний и двигательных действий в условиях целесообразно организованных физкультурно-спортивных занятий, которые опосредуются неповторимой совокупностью индивидуальных физических, психических, нравственных качеств и способностей, приобретенных личностью на предшествующем этапе своего развития;

● актуализация – овладение и целенаправленное использование средств, методов и форм физкультурной деятельности, формирование собственного индивидуального опыта, создание образцов и ценностей, связанных с удовлетворением личных и социально-групповых потребностей и интересов.

Содержание педагогической деятельности специалистов физкультурного профиля обеспечивается научно обоснованными и государственно закрепленными принципами и методами образования, обучения и воспитания личности в сфере физической культуры. В этой связи оно имеет соответствующую уровневую структуру:

1-й уровень– предначальное общее образование и воспитание детей дошкольного возраста, имеющее целью адаптацию личности ребенка в сфере физической культуры посредством овладения элементарными основами физических упражнений и представлений о данном виде культуры;

2-й уровень – начальное общее образование (1-4 классы), имеющее цель идентификации личности к физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности общеразвивающей направленности;

3-й уровень – общее образование (обязательное, 5-9 классы), имеющее цель индивидуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности общеприкладной, физкультурно-рекреационной и физкультурно-спортивной направленности;

4-й и 5-й уровни – среднее общее образование (10-11классы) и профессиональное среднее и высшее образование, имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности профессионально-прикладной, военно-прикладной, оздоровительно – корригирующей, оздоровительно-рекреационной и спортивно-рекреационной направленности;

6-й уровень – армейское образование и воспитание, имеющее цель идентификации и актуализации личности в физической культуре посредством овладения физкультурной деятельностью военно-прикладной направленности;

7-й уровень – спортивное или олимпийское образование и воспитание, имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения физическими упражнениями на высоком технико-тактическом и физическом уровне подготовки к соревновательной деятельности. Специфические особенности спортивного и олимпийского образования заключаются в следующем. Во-первых, оно предусматривает подготовку личности к участию в социальной жизни путем формирования у нее понимания органической целостности достоинств тела, воли и разума. Во-вторых, оно дополняет естественную социализацию личности путем создания и осуществления стройной школьной программы олимпийского образования на основе стандартных учебников по Олимпизму, разнообразного учебно-вспомогательного материала. В-третьих, отбор его содержания определяется осознанными целями и принципами, предполагает теоретически обоснованный план этого образования или его философию;

8-й уровень – профессионально-трудовое образование, имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности профессионально-прикладной, спортивно-прикладной, оздоровительно-корригирующей, оздоровительно- и спортивно-рекреационной, оздоровительно-реабилитационной, оздоровительно-лечебной направленности;

9-й уровень– после трудовое образование (для лиц пенсионного возраста), имеющее цель актуализации личности в физической культуре посредством овладения основами физкультурной деятельности корригирующей, рекреационной, реабилитационной и лечебной направленности.

Представленная уровневая структура формирования физической культуры личности, ее образовательное и практическое содержание, становясь качественной характеристикой этой личности, образуют социально-структурные уровни физической культуры различных социальных групп, обладающих национальными, классовыми, профессионально-статусными и др. характеристиками.

В соответствии с целевым назначением педагогическая деятельность в целом, ее компоненты – педагогическая деятельность по подготовке профессиональных специалистов и педагогическая деятельность специалистов физкультурного профиля осуществляются в следующих общенормативных формах:государственной, общественной, частной и самодеятельной формах. К числу государственных форм педагогической деятельности по подготовке профессиональных специалистов относятся государственные средние и высшие специальные учреждения, охватывающие лиц молодого возраста и определенного уровня общеобразовательной подготовки. Она осуществляется и в профессиональных образовательных учреждениях, функционирующих на основе частной формы собственности, содержание и эффективность которых контролируется государством.

Среди государственных и частных форм педагогической деятельности специалистов физкультурного профиля общефизкультурной направленности осуществляются организованные занятия физическими упражнениями и связанные с ними образовательные занятия в системе дошкольного воспитания, школьного, среднего и высшего специального образования. Для них характерны урочные и внеурочные формы. К первым относятся обязательные физкультурные занятия, включающие теоретическое образование, практическое обучение и воспитание в этой области. Ко вторым – организованные занятия утренней гимнастикой, физкультуминутки, физкультпаузы, подвижные перемены, носящие общеразвивающий и общереабилитационный характер, а также формы состязательной физкультурной деятельности – спортивные соревнования по различным видам физических упражнений, праздники и дни «здоровья», спартакиады и т.п.

Педагогическая деятельность специалистов физкультурного профиля спортивной направленности осуществляется в государственной, общественной и частной формах: спортивных кружках, клубах, секциях по видам спорта.

Их внутренними формами являются групповые и индивидуально-групповые занятия спортивной специализации и соревновательные формы оценки уровня спортивного мастерства.

Общественная форма характерна только для педагогической деятельности специалистов физкультурного профиля, обеспечивается под руководством общественных организаций (профсоюзных физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов и т.п.), охватывает трудящихся разного возраста и профессий, учащуюся молодежь, строится согласно типовым программам, носящим в основном рекомендательный характер. Ее внутренние формы охватывают те же стороны обучения и воспитания, что государственные ее формы.

Рассмотренные общенормативные формы педагогической деятельности предопределяют ее технико-организационные формы:

♦ по способу организации – организованные и самоорганизованные;

♦ по способу объединения субъекта для обеспечения деятельности – коллективные, групповые (школьный класс, семья, компания друзей и т.п. как формы группового взаимодействия физкультурно-ролевого типа);

♦ по временному признаку – внутриучебные, внутрипроизводственные и внепроизводственные, внеучебные, в процессе досуга;

♦ по территориальному признаку – занятия по месту учебы, работы, жительства, отдыха, лечения;

♦ по организационно-управленческим способам вовлечения социального субъекта в занятия-различные физкультурно-оздоровительные, физкультурно-производственные, физкультурно-военные, физкультурно-спортивные и спортивные организации.

Общими характеристиками рассмотренных компонентов педагогической деятельности в структуре физической культуры являются общественно и индивидуально моделируемый результат; сложившиеся технологии, методы и принципы; планирование и программирование; совокупность значимых моделей оценки результатов деятельности в соответствии с необходимым уровнем и качеством физического, профессионального и духовного совершенствования личности. Их интеграция в области физической культуры – непременное условие достижения ее современных качественных характеристик, соответствующих потребностям общества и личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.