Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физической культуре в негосударственных вузах




ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ПО

Григорьев А. П.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань, Россия

 

Негосударственные вузы успешно обеспечивают подготовку специалистов, способных работать в современных условиях с высокими экономическими, экологическими, технологическими, энергетическими и информатизационными стандартами.

Чтобы выдержать конкуренцию с государственными вузами, потребовалась разработка новых принципов, методов и концептуальных оснований, благодаря которым негосударственные образовательные учреждения могут функционировать как саморазвивающиеся, инновационные подразделения. Условием их развития стало требование соблюдения единой образовательной политики, развертывания образования личностно-ориентированного типа, сочетание теоретико-прогностической работы с ее практической реализацией.

Многие образовательные коммерческие учреждения сформированы по принципу «образование по месту жительства». Это касается, прежде всего, региональных вузов.

Рассуждая о перспективах развития негосударственного сектора высшей школы, можно предположить в недалеком будущем снижение роста числа негосударственных вузов в связи с их функциональной,финансовой несостоятельностью, а такжеснижением контингента. Прорабатывается также идея о возможности и целесообразности объединения успешно работающих негосударственных вузов с государственными. При этом объединяемые негосударственные вузы ратуют за сохранение юридической самостоятельности.

Наибольшее различие между негосударственными вузами определяется по качеству предоставляемого образования. Это, в первую очередь, зависит от способности администрации вузов собрать дееспособный коллектив преподавателей. Оправдывает себя практика участия в работе негосударственных вузов наряду со штатными педагогами лучших специалистов, приглашаемых из государственных вузов, а также иностранных специалистов.

В ряде образовательных коммерческих учреждений, собравших высоко квалифицированные профессиональные кадры, существуют трудности иного порядка. Они касаются учебно-материальной базы (отсутствие помещений, информационного обеспечения, классов с технологическим оборудованием и других помещений, необходимых для организации полноценного учебного процесса). В связи с этим ассоциация негосударственных вузов ставит вопрос о консолидации с государственными структурами с возможностью использования их площадей, оборудования, кадров.

Негосударственные высшие учебные заведения позволяют решать различные социальные задачи современного российского общества: расширяют возможности доступа к высшему профессиональному образованию большего числа граждан; снижают напряженность на рынке интеллектуального труда и сохраняют научный потенциал страны и системы образования за счет привлечения квалифицированных кадров, а также «разгружают» бюджеты различного уровня при решении государственной задачи подготовки высококвалифицированных кадров с помощью привлечения средств населения, обеспечивают занятость населения.

В негосударственном вузе существует ряд специфических особенностей. Специфика обучения в вузе предъявляет особые требования к развитию у студентов процессов саморегуляции, способствующих развитию регуляторно-личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, гибкость. К индивидуально-стилевым особенностям саморегуляции относятся: индивидуальные особенности регуляторных процессов; стилевые особенности, характеризующие специфику функционирования всех звеньев системы саморегулирования и являющиеся одновременно субъектно-личностным свойствами. К их числу относятся: высокая степень заинтересованности педагогов и студентов качеством образовательной деятельности; формирование отношений ассертивного (самоутверждающего) поведения между преподавателем и студентами; высокий кадровый потенциал; быстрое формирование студенческой общности; продуманная организация пространственной среды; наличие современного оборудования.

Кроме того, негосударственные образовательные учреждения, ориентированные на гибкое и мобильное реагирование изменений, происходящих в мировой системе образования, позволяют в лучшей мере адаптировать российскую систему образования в мировое сообщество. К числу позитивных следствий функционирования негосударственных вузов можно также отнести укрепление материально-технической базы высшего образования и расширение финансовой, ресурсной и интеллектуальной базы развития прикладных и фундаментальных научных исследований.

Современные негосударственные вузы готовят новое поколение специалистов к жизни в новых условиях и в новой системе межличностных отношений. Особую значимость приобретает накопление студентов в процессе вузовского обучения личного опыта, позитивных, помогающих отношений с сокурсниками и преподавателями. Можно предполагать, что накопленный опыт этих отношений будет экстраполирован в будущем на другие ситуации и на других людей.

Работая в негосударственных вузах, преподаватели из государственных вузов вносят традиции, нормы и принципы отношений и взаимодействия, которые складывались в них. Среди них большое количество не только позитивных и конструктивных, но и отрицательных. Поэтому администрация негосударственных вузов стремится не упускать сферу межличностных отношений и пытается сформировать у всех субъектов образования (и у студентов, и у преподавателей) представления о нормах отношений, стилях поведения и общения.

В последнее время достаточно остро ставится вопрос о формировании научных школ в негосударственных вузах, о создании методической и материальной базы этих вузов, укреплении исследовательской и издательской деятельности. К настоящему времени осознана необходимость и возможность построения образовательного процесса негосударственного вуза в соответствии с идеями, принципами и технологиями личностно-ориентированного образования.

В отличие от государственных, в негосударственных вузах может быть расширен диапазон платных коммерческих услуг для студентов, администрации и преподавателей вузов. В негосударственных учреждениях материально-техническая база может быть более укомплектована стандартными диагностическими наборами, средствами компьютерной диагностики, а так же тренажерными и спортивными залами с необходимым оборудованием и инвентарем. Требуется так же разработка типового положения о коммерческой работе в негосударственном вузе.

Авторитет коммерческих образовательных учреждений зачастую обусловлен хорошей технологизацией образовательного процесса, применением индивидуальных технологий. Этому также способствует высокая компьютерная обеспеченность учреждений негосударственного образования. Апробирование в таких вузах личностно развивающих стратегий и технологий дает эффективные результаты.

Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре с использованием информационных технологий направлена на овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками эффективной творческой работы с информацией, информационными технологиями для решения задач профессиональной деятельности. Рассмотрены структура, цели, задачи, требования и направления. Сегодня перед системой высшего профессионального образования выдвигается требование подготовить специалистов, обладающих новым типом мышления, знаниями умениями и навыками, способных к самообразованию, владеющих информационными технологиями.Стремительно возрастающий поток информации требует, чтобы обучение и самообучение новым знаниям и умениям в области информационных технологий стали постоянными составляющими трудовой деятельности, поэтому необходимо широкое использование информационных технологий в образовании. Современный уровень информатизации образования связан с разработкой требований и условий создания и внедрения методических, дидактических комплексов с использованием информационных технологий.

Выявлены функции и характеристика основных видов информационных технологий, применяемых в профессиональной подготовке специалистов.

Под информационной технологией нами подразумевается совокупность средств и методов, обеспечивающих поиск и обработку информации, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста. Выявлены и обоснованы основные функции информационных технологий, применяемых в профессиональной подготовке специалистов: образовательная (дает знания, учит общению с информационными средствами), развивающая (создает условия для самореализации), воспитывающая (стабилизирует обстановку, направленность на вхождение в профессию), контролирующая (осуществляет контроль за качеством усвоения учебного материала), адаптивная (вызывает привыкание к содержанию и режиму труда).

Изучение теоретической литературы позволило определить, что использование информационных технологий условно можно классифицировать, выделив следующие ее виды: обучающая, тренажерная, контролирующая, моделирующая, прогнозирующая, иллюстрирующая, технология дистанционного обучения, технология баз данных, сетевая технология на основе глобальной сети Internet, технология мультимедиа.

В современных условиях использование информационных технологий требует внесения значительных коррективов в профессиональную подготовку специалистов по физической культуре и спорту. Изучение специфики применения информационных технологий в сфере физической культуры (В.К. Бальсевич, В.М. Богданов, В.Ю. Волков, Ю.Д. Железняк, Л.И. Лубышева, П.К. Петров, А.В. Самсонова; А.И. Федоров, и др.) позволило выделить особенности использования информационных технологий специалистами по физической культуре. К ним относятся:

· создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам;

· моделирование соревновательной деятельности, тактических действий спортсменов;

· организация педагогического процесса;

· использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

· организацию дистанционного обучения;

· обучающие мультимедийные системы;

· использование информационных технологий для обслуживания соревнований;

· автоматизированные методы спортивно – педагогической деятельности;

· автоматизированные методы функциональной диагностики;

· использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности; и др.

Анализ современного состояния профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на базе передовых информационных технологий показывает, что два фактора – технологии и теории обучения – действуют без должной связи между собой (В.К. Бальсевич, А.С. Войнов, Б.Х Ланда, П.К. Петров и др.). Важно, чтобы в учебный процесс входили не просто новые технические средства, а новые образовательные технологии, направленные на решение образовательных задач.

В этой связи анализ научной литературы продемонстрировал, что особую актуальность приобретает разработка дидактических и методических подходов использования современных информационных технологий в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре. В то же время использование информационных технологий специалистами разных специализаций: «Теория и методика избранного вида спорта», «Теория и методика физического воспитания», «Физкультурно-оздоровительные технологии» и «Менеджмент в сфере физической культуры», – повышает конкурентоспособность будущих специалистов в профессиональной деятельности.

Таким образом, в условиях информатизации общества и образования, возникает необходимость создания педагогического проекта профессиональной подготовки специалистов по физической культуре с использованием информационных технологий. Цель данного педагогического проекта – подготовить конкурентоспособных специалистов по физической культуре разных специализаций с учетом современных требований и повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов по физической культуре с использованием информационных технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.