Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная дисциплина «Профессиональный спорт» в системе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта




Читайте также:
  1. A. фильтрации, реабсорбции, активного транспорта
  2. B) Другие области защиты
  3. E. Пасивного транспорта
  4. II. Игра в системе трансляции деятельности и обучения
  5. II. Национализация банков, транспорта и промышленности
  6. II. Порядок обязательной подготовки граждан к военной службе
  7. III. ОПЛАТА ТРУДА на ПРЕДПРИЯТИЯХ железнодорожноГО транспортА
  8. XI. Оцените, соответствует ли уровень подготовки в МГПУ Вашим требованиям.
  9. XI. Промежуточные области
  10. XIII. Вопросы для подготовки к зачету
  11. А внимание, усидчивость, дисциплина?
  12. Автоматизированной системе управления

Борисова О. В.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, Киев, Украина

 

Введение. Концептуальные основы развития физкультурного образования неразрывно связанные с определением стратегических целей и оперативных задач, разработкой технологии социально-педагогического проектирования и дидактического моделирования, гуманизацией образовательной практики. В наше время теряют перспективность традиционные модели образования, направленные на реализацию репродуктивных методов обучения. К приоритетным нужно отнести методы, направленные на создание условий для максимальной реализации творческих способностей студентов.

Сегодня возникает потребность изменить стратегические цели образования, переместить акцент с процесса приобретения совокупности отдельных знаний на формирование личностных качеств, которые выступают и как цель, и как средство подготовки к будущей профессиональной деятельности. Важнейшими целями системы образования являются: творческая деятельность специалиста, способность к гибкой переориентации в соответствии с изменениями в системе социальных и культурных институтов; формирование личностных качеств, определяющих не только профессиональные характеристики, но и образ мышления, уровень культуры и интеллектуальное развитие специалиста [1, 2].

Цель работы –определениепутей совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта с учетом запросов отрасли на материале учебной дисциплины «Профессиональный спорт» (отрасль знаний: 0102 Физическое воспитание, спорт и здоровье человека, направление подготовки: 6.010202 «Спорт», образовательно-квалификационный уровень – бакалавр).

Методы исследования:анализ, синтез и обобщение; сравнение, сопоставление и аналогия; методы математической статистики.

Результаты исследования.Как компонент системы специального образования учебная программа дисциплины «Профессиональный спорт» существенно отражается на процессе подготовки будущих специалистов, позволяя существенным образом расширить объем и качество профессиональных знаний, а также возможность их практического применения в непростой для нашей страны период перехода от административно-командной системы к цивилизованным рыночным отношениям. На рис. 1 показана связь содержания учебной программы дисциплины «Профессиональный спорт» со структурой подготовленности специалистов.

Предметной областью дисциплины «Профессиональный спорт» является изучение истории возникновения и развития профессионального спорта, его влияние на личность и общество; влияние социально-экономического состояния общества на развитие профессионального спорта; взаимосвязь профессионального спорта с другими сферами общественной деятельности; характеристика видов профессионального спорта; определение оптимальной организационной структуры профессионального спорта, его экономических и правовых основ; обоснование эффективных методов отбора и подготовки спортсменов; анализ состояния и перспектив развития профессионального спорта в мире, в том числе в России и Украине. Цель учебной дисциплины – формирование знаний в сфере профессионального спорта, которые будут содействовать более глубокому пониманию, расширению представления о своей профессии и применению их на практике.



Для преподавания дисциплины разработан и реализован специальный комплекс организационного и научно-методического сопровождения.

 

 

Рис. 1. Связь разделов дисциплины «Профессиональный спорт» со структурой подготовленности кадров и развитием специфических способностей студентов

Кроме того, в 2000 г. под общей редакцией С. Гуськова и В. Платонова вышел первый и единственный в мире фундаментальный учебник «Профессиональный спорт», а в 2012 г. готовится его второе издание.Введение в учебный план университета специальной дисциплины обусловлено наличием существенных проблем в области физической культуры и спорта, а именно тем, что выпускник вуза должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему ориентироваться в тонкостях требований, предъявляемых современными условиями. Для системы физкультурного образования чрезвычайно важным является всестороннее отражение процессов и явлений, происходящих в сфере физической культуры и спорте высших достижений, а также в направлении практического применения знаний, которые получены студентами во время обучения в вузе.

Учебная программа дисциплины разработана в соответствии с Болонскими требованиями (кредитно-модульная система), согласно которой на ее преподавание на четвертом году обучения (4 курс, 7 семестр) на факультетах дневного отделения Университета отведено 108 часов. Соответственно объему информации и сложности материала для овладения знаний по модулям программы предусмотрено выделение разного количества учебных часов.

Дисциплина «Профессиональный спорт» в сокращенных вариантах включена в учебные планы факультетов здоровья, физического виспитания, туризма, менеджмента и заочного обучения. Для студентов магистратуры также предусмотренны учебные часы по проблемам профессионального спорта. Таким образом, все студенты, обучающиеся в НУФВСУ, получают комплексные знания о профессиональном спорте. Процесс воспитания, развития и совершенствование у студентов комплекса индивидуальных способностей реализуется последовательно во время проведения лекций, семинарских и практических занятий, предусмотренных программой дисциплины. Для достижения поставленных целей были разработаны и применяются ситуационные задачи и ролевые игры по каждой теме учебной программы.

Своевременность перестройки системы специального образования подтвердилась появлением многочисленных профессиональных организаций, механизм функционирования которых принципиально отличается от олимпийского спорта. Как показывает передовой опыт (мировой и в странах СНГ), эффективность системы образования играет значительную роль в успешной трудовой деятельности специалистов на рынке услуг. Поэтому перестройка данной системы в НУФВСУ заранее предусматривала реализацию тесной взаимосвязи между достижением цели и приоритетов специального образования с определением конкурентной стратегии физкультурно-спортивной сферы в целом. Разработанный алгоритм, который прошел апробацию в учебном процессе, предусматривает реализацию пяти основных методических положений: разработку и применение модельных характеристик деятельности специалистов; использование ситуационного подхода во время моделирования управленческих задач; организацию обучения по модульному принципу; формирование у студентов образа мышления, содействующего реализации современных достижений в разных областях науки и практики; совершенствование системы контроля профессиональной пригодности будущих специалистов в учебном процессе.

Современные требования, предъявляемые к структуре подготовки специалистов достаточно высоки. Однако, несмотря на системное и последовательное внедрение в процесс подготовки новейших методов обучения, следует отметить наличие отдельных проблем, устранение которых повысит уровень профессиональной подготовленности выпускников.

Одну группу проблем составляют особенности постсоветской системы образования и влияние на нее негативных традиций, формировавшихся десятилетиями по принципу: главное диплом, а не знания. Ко второй группе проблем относятся: специфика физкультурных вузов и особенности специальности «олимпийский и профессиональный спорт». Здесь надо четко понимать, что высшие учебные заведения готовят научно-педагогические кадры, а не спортсменов, что обусловливает уровень научно-исследовательской и научно-педагогической направленности процесса обучения.

Выводы. Функционирование профессионального спорта принципиально отличается от олимпийского, что в обязательном порядке должно быть отражено в системе подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях отрасли знаний 0102 Физическое воспитание, спорт и здоровье человека, направление подготовки 6.010202 «Спорт», образовательно-квалификационный уровень – бакалавр.

Существенным повышением эффективности данной системы является введение дисциплины «Профессиональный спорт» в учебный план НУФВСУ (1994 г.), что позволило сформировать объективную систему знаний, всесторонне отразить процессы и явления, происходящие в физической культуре и спорте высших достижений – сферах практического приложения знаний, получаемых студентами во время обучения в вузе.

Традиционная модель образования, направленная на реализацию репродуктивных методов обучения, в наше время теряет перспективность, в результате чего целесообразно изменить стратегические цели образования, переместить акценты со знаний специалиста на его личностные качества, одновременно выступающие и как цель, и как средство его подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес / Укладачі: М. Ф. Степко, Я. Я. Болюбаш, К. М. Левківський, Ю. В. Сухарников: за ред. М. Ф. Степка. – К., 2004. – 60 с.

2. Хуторской, А. В. Методологические основы образовательного процесса / А. В. Хуторской // Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб : Питер, 2001. – 544 с. – (Серия «Учебник нового века»).





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.80.188.87
Генерация страницы за: 0.002 сек.