Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы восприятия и рефлексии в формировании профессиональной этики будущего педагога по физической культуре и спорту




Читайте также:
  1. I. Из истории философских трактовок рефлексии
  2. II. Принципы возможного научно-теоретического подхода к рефлексии
  3. II. Развитие зрительного восприятия
  4. III. Дидактическое введение исходной «рамки» рефлексии
  5. V. Политропные процессы
  6. V. Процессы соотнесения общего формального знания с единичными объектами
  7. VII. «ПАССИОНАРНОСТЬ»: БИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ВЗАИМОВЛОЖЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ 1 страница
  8. VII. «ПАССИОНАРНОСТЬ»: БИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ВЗАИМОВЛОЖЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ 2 страница
  9. VII. «ПАССИОНАРНОСТЬ»: БИОЛОГИЯ И ДРУГИЕ ВЗАИМОВЛОЖЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ 3 страница
  10. X. Исторические науки о культуре
  11. XI. Электрохимические процессы. Электролиз. Коррозия металлов
  12. XII. ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

Бикмуллина А. Р.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань, Россия

 

Профессиональная этика формируется через взаимодействие педагога со студентом. И здесь важную роль играют процессы восприятия - восприятие преподавателем студента, и наоборот. Только при правильном и адекватном восприятии и оценке друг друга можно передать ценностные установки, профессиональные моральные нормы, которые формируют профессиональную этику будущего педагога по физической культуре и спорту.

В основе процессов целеполагания такой деятельности лежат согласованные потребности участвующих в ней субъектов, при этом цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами, благодаря осваиваемым механизмам культуры. Связь студент - преподаватель со всеми ее психологическими, профессионально-этическими и социальными аспектами – это «мост», от конструкции которого в значительной мере зависит успех и эффективность как всего учебно-воспитательного процесса, так и качество формирования профессиональной этики.

Согласно концепции психолога А.В.Петровского взаимосвязь между двумя лицами можно рассматривать как отношение одного субъекта к другому. Такое отношение опосредовано предметом, смыслом и результатом общественной деятельности. По мысли А.В.Петровского, подобное отношение можно представить в виде субъект - объект деятельности – субъект [4]. Он утверждает, что каждое такое отношение зависит от уровня взаимного познавания, постижения и понимания. Если качество поднимается на высший уровень, то появляется новая взаимосвязь субъект – субъект – объект деятельности. И здесь для одного человека посредником выступает уже не объект общественной деятельности, а личность другого человека, через которую он может лучше понять, воспринять, прочувствовать объект деятельности.

Из приведенной концепции следует, что качество межчеловеческих отношений определяет качество результата общественной деятельности. И точно так же качество отношений между преподавателем и студентом определяет результат процесса обучения.

Учебное заведение становится таким «коммуникативным полем» системы профессионально-педагогической подготовки педагогов по физической культуре и спорту, где учебно-воспитательный процесс выступает способом организации личностного и педагогического общения, совершаемого по поводу объекта деятельности. То есть в центр педагогического процесса выдвигается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу их деятельности.

В структуру профессиональной этики включается позиция личности будущего педагога. Понятие позиции используется исследователями довольно часто. Философы обозначают этим понятием ценностное, а психологи - личностное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющееся в соответствующем поведении.



А. Н. Леонтьев рассматривает позицию как процесс самостоятельной деятельности личности, суть которой - в моральном выборе, и это условие развития личности. Осознав свою позицию, личность поднимается на новый уровень развития. С помощью позиции А. Н. Леонтьев объясняет механизм формирования личности как субъекта общественных отношений (деятельность - позиция - сознание - личность) [2]. Очевидно, будет целесообразно выделить в структуре педагогической позиции ее мировоззренческую и поведенческую стороны.

Мировоззренческая сторона включает: осознание общественной значимости педагогической профессии, убежденность в правильности профессионального выбора, сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентаций на работу с детьми.

Поведенческая сторона педагогической позиции - это способность педагога по физической культуре и спорту самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни детей, и нести за них ответственность, это активность в защите интересов детей и оказания им помощи, создание благоприятных условий для их развития.

Профессиональная этика педагога по физической культуре реализуется в педагогической деятельности, во взаимодействии и общении, через отношение к участникам этой деятельности. На содержание профессиональной этики оказывает влияние ряд факторов.

Так, структурное Я студента создает целостный образ себя и самопонимание, и остается на уровне ощущений и представлений. У обучаемого возникают о себе разные представления, он многое ощущает, но не умеет сообщить себе, вербализовать свои ощущения и представления. (Чем больше в формировании образа себя участвуют процессы мышления, тем больше образ себя становится самопониманием).

С одной стороны, образ себя и самопонимание – это непременный результат деятельности, с другой - структурное Я определяет саму возможность ее продолжения. Важная характеристика структурного Я – гибкость, которая выражается в способности оперативно и соразмерно принимать новые знания о себе, ставить новые личные цели и т.п. Противоположная гибкости некоторая жесткость, оцепенелость, которая может быть следствием твердо закрепленных знаний о себе и их взаимосвязей [1].

Каждое оценочное суждение преподавателя студент сложным путем принимает, интерпретирует и обрабатывает. Образ себя и самопонимание во многом обусловливают поведение студента и его успехи в учебе, которые в свою очередь становятся предметом оценки других лиц, и в основном преподавателя.

Окружающие оценивают студента, исходя из общих представлений о нем. Их оценочные суждения в той или иной форме становятся известны студенту, который их опять же тем или иным способом принимает, переживает, излагает и объясняет. И от того как он принял оценочные суждения и изложил их себе, теперь зависит его самооценка, образ себя и самовоспитание. Круг замкнулся.В нем происходит некий циркулирующий процесс между самопониманием и результатами учебной деятельности с обратной связью, опосредованной другими лицами (рис. 1).

Структурное Я студента
Самооценка и ожидание от себя
Восприятие студентом оценочных суждений других лиц и предполагаемые взгляды на себя
Рис 1. Схема циркулирующего процесса между студентом, результатами учебной деятельности с обратной связью, опосредованной другими лицами.

 

 
 

 


 

Именно здесь часто бывает причина нежелательных последствий: студент показывает плохие результаты - оценивающий допускает ошибку, неправильно истолковав поведение студента или его результаты деятельности - студент неверно излагает для себя оценку. Возникает нисходящее движение по спирали, при котором в образе себя студента происходят нежелательные перемены, ведущие к ухудшению его успеваемости и профессионального становления.

Наши наблюдения показывают, что профессионально личностные установки претерпевают в большей степени изменения в процессе педагогического труда в период производственной практики на старших курсах, когда студент делает предметом своей рефлексии процессы выработки и принятия собственных педагогических решений в организации спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности.

В процессе рефлексии отслеживаются внутренние субъективные изменения, успешное продвижение (если оно наблюдается), а также проблемное поле личности будущего педагога с целью простраивания его самодвижения. В связи с этим формированию профессиональных установок будущего педагога по физической культуре способствует программа саморазвития и самопонимания личности, реализация которой побуждает к укреплению профессиональных установок, а при необходимости к их пересмотру.

Профессиональная деятельность педагога по физической культуре и спорту также должна быть основана на рефлексии. В процессе решения педагогических задач, очень часто возникают ситуации, требующие оперативного реагирования. Например, при обучении двигательным действиям, особенно сложным, требующим проявления координационных способностей, очень часто занимающиеся допускают ошибки. Задача педагога за минимальное время установить причину возникновения ошибок. Учитывая, что спектр возможных причин очень широк и может зависеть от уровня теоретической, технической, физической, психической подготовки воспитанника, внешних условий, методики обучения, от точности определения затруднения зависит успешность, а также скорость обучения. Для выявления причин ошибки педагогу необходимо провести критериальный анализ выполненного действия и выработать пути коррекции с целью устранения ошибки. Кроме того, педагог должен вовлечь обучаемого в осуществление анализа выполненного действия. Это требование вызвано соблюдением принципа сознательности [3]. Таким образом, для обеспечения эффективного образовательного процесса необходимо формировать у студентов рефлексию.

Литература

1. Блага К., Шебек М. Я – твой ученик, ты – мой учитель: Кн. для учителя: Пер. с чеш. / К. Блага, М. Шебек. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.

3. Максимов, А. Н. Взаимосвязь специально-научной и методической подготовки будущих учителей физической культуры как фактор их готовности к рефлексивной деятельности // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. – Вып. 5: В 2-х кн. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.

4. Петровский, А. В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? / А. В. Петровский – М., 1988.

 





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 158; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.80.188.87
Генерация страницы за: 0.003 сек.