Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИНФЕКЦИЙ




Читайте также:
  1. МЕТОДЫ КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ УРОГЕНИТАЛЬНЫХ ИНФЕКЦИЙ.
  2. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ.
  3. Профилактика внутрибольничных инфекций.
  4. Работа № 1. Методы выделения и идентификации анаэробных инфекций

КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕСПИРАТОРНО - ВИРУСНЫХ

ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК ФИЗИЧЕСКОЙ

Школина М. А.

Пермский государственный национальный исследовательский университет,

Пермь, Россия

 

Актуальность исследуемой проблемы. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодная смертность от ОРВИ (острых респираторно-вирусных инфекций) и их осложнений составляет почти 4,5 млн. человек (Ed. L. Haaheim, J. Pattison, R. Whitley. JohnWileyandSons, 2001).

Актуальность вирусных заболеваний в настоящее время обусловлена не только широкой распространенностью, но и склонностью к хроническому рецидивирующему течению (А. М. Борисова, 1991; ChangTe-WEN, 1983; C. Huraus-Rendu, 1988). Наиболее широко встречающимися из них, по мнению ряда авторов, являются хронические неспецифические воспалительные заболевания дыхательных путей: бронхиты, тонзиллиты, синуситы, в большей степени гаймориты, отиты и т. п. (Ф. П. Комаров, Г. Н. Крыжановский, 1987; Т. В. Пальчун, 1992; Е. С. Романова, 1992; А. М. Борисова, О. П. Артемонова, О. Д. Заболотникова, 1996; D.W. Gump, C. A. Phillios, 1976).

На фоне ОРВИ происходит реактивация вирусных инфекций герпеса, цитомегаловируса. Активизация условно-патогенной бактериальной флоры верхних дыхательных путей может вызвать осложнения: синусит, отит, пневмонию и другие заболевания. Вирусные поражения дыхательных путей практически неизбежно приводят к обострению бронхиальной астмы, хронического бронхита, хронической обструктивной болезни легких (Н. А. Дидковский, И. К. Малашенкова, А. Н. Тарасова, 2003).

Хронические тонзиллиты влияют на формирование патологии сердца, суставов, почек, дерматозов. Очаговая инфекция в небных миндалинах может привести к ослаблению функции островковой ткани поджелудочной железы, повышению гормонообразовательной функции щитовидной железы. Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что больные хроническим тонзиллитом формируют обширную группу риска по многим тяжелым соматическим нарушениям (А. Ю. Овчинников, И. С. Славский, 1999).

В Пермском государственном университете был проведен анализ заболеваемости среди студенческой молодежи за три года, результаты которого показали, что лидирующее место занимают респираторно-вирусные инфекции – 88,12 % от общего количества заболеваний и 87,49 % от общего количества дней нетрудоспособности. В среднем за три года прирост заболеваемости ОРВИ на одного студента в течение 2005 года увеличился на 0,8 % – по случаям заболеваний, в 2007 году на 11 % – по случаям заболеваний и на 9,9 % – по дням нетрудоспособности. В 2006 году наблюдается спад по количеству заболеваний – на 11,2 % и по количеству дней нетрудоспособности – на 9,8 %. Общий прирост заболеваемости на одного студента за три года составил 7,7 % и 6,56 %, соответственно.



Анализ специальной литературы и распространения ОРВИ позволили выявить противоречие между противовирусными мероприятиями и их низкой эффективностью.

Проведенные исследования и анализ распространения ОРВИ привели нас к поиску альтернативных путей решения данной проблемы. Так как при поражении респираторными инфекциями в первую очередь страдает аппарат внешнего дыхания, логичным выводом явился поиск его укрепления. Одним из таких средств могут являться нетрадиционные дыхательные методики. В первую очередь это касается студентов СМГ (специальная медицинская группа) и студентов, часто болеющих ОРВИ.

Нами был проведен анализ наиболее распространенных нетрадиционных дыхательных методик. Нас интересовали, прежде всего, те, которые уже адаптированы или имеют материал к адаптации для использования в работе со студентами СМГ.

Из всего многообразия дыхательных методик следует выделить дыхательные упражнения Индии и Китая, «Правильное дыхание» Ольги Лобановой, дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, метод Константина Павловича Бутейко – Волевой Ликвидацией Глубокого Дыхания (ВЛГД).

Исходя из анализа всей вышеперечисленной информации, нами была выдвинута гипотеза – включение специальных дыхательных упражнений в занятия по физической культуре предположительно усилит оздоровительное воздействие на респираторную систему, и на этом фоне способствует общему оздоровлению и укреплению организма, что на сегодняшний день является актуальным.

В этой связи цель нашего исследования заключалась в экспериментальном обосновании влияния специальных дыхательных упражнений на адаптацию респираторной системы студентов к вирусным инфекциям, прежде всего, сезонным.

Материал и методика исследования.На базе Пермского государственного университета, было проведено исследование с 2008–2010 год, в двух групп студенток 17–20 лет, обучающихся на первом – третьем курсах естественно научных факультетов, с различными нозологическими отклонениями и относящихся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Первая группа – экспериментальная (ЭГ), занималась с включением в занятия специальных дыхательных упражнений. Вторая – контрольная (КГ), занималась по традиционной программе.

В обеих группах нозологические отклонения преимущественно относились к органам зрения, опорно-двигательному аппарату, сердечно-сосудистой системе. Отклонения со стороны нервной системы и желудочно-кишечного тракта были представлены единичными случаями. Но многие студентки в своем анамнезе имели по 2–3 диагноза, что, соответственно, обуславливало подбор упражнений в соответствии с противопоказаниями.

Помимо изучения, освоения, применения на практике специальных дыхательных упражнений студентами осваивался самостоятельный раздел в области формирования компетентности к здоровому образу жизни.

Весь период занятий в ЭГ был разделен на три этапа: оздоровительно-подготовительный (1-й год обучения); оздоровительно-коррекционный (2-й год обучения); здоровье-формирующий (3-й год обучения).

В конце каждого периода, были сняты показания заболеваемости ОРВИ в КГ и ЭГ, по двум показателям: случаи – количество заболеваний по группе,дни – количество дней нетрудоспособности по группе (длительность заболевания).

Результаты исследований и их обсуждение.В ходе данного исследования было установлено следующее. У студентов ЭГ – 48,27 % уже на первом этапе, в сравнении с КГ – 51,72 %, снизилась заболеваемость ОРВИ по случаям и длительности 46,06 % в ЭГ, 50,93 % в КГ (таблица 1, рис. 1). Всего заболеваемость ОРВИ на первом этапе в ЭГ была меньше на 3,45 % по случаям и на 4,8 7% по дням (таблица 2).

На втором этапе заболеваемость ОРВИ в ЭГ – 37,93 %, в сравнении с КГ – 62,06 %, по случаям и длительности 44,25 % в ЭГ и 55,74 % в КГ, соответственно. Всего заболеваемость ОРВИ на втором этапе в ЭГ была меньше на 24,13 % по случаям и на 11,49 % по дням.

На третьем этапе заболеваемость ОРВИ в ЭГ составила 39,28 % в то время как в КГ – 60,71 %, по случаям и длительности 44,25 % в ЭГ и 55,74 % в КГ, соответственно. Всего заболеваемость ОРВИ на третьем этапе в ЭГ была меньше на 21,43 % по случаям и на 12,98 % по дням.

Результаты проведённого исследования показали устойчивую позитивную динамику снижения заболеваний ОРВИ в ЭГ, что доказало положительное влияние использования специальных дыхательных упражнений на укрепление респираторного аппарата.

 

 

Рис. 1. Динамика показателей заболеваемости ОРВИ при использовании

специальных дыхательных упражнений

 

Таблица 1 – Динамика показателей заболеваемости ОРВИ при использовании специальных дыхательных упражнений

 

Показатели Группа Этапы
оздоровительно-подготовительный (1-й год) оздоровительно-коррекционный (2-й год) здоровье-формирующий (3-й год)
случаи   дни   случаи дни случаи дни
Заболеваемость ОРВИ ЭГ
КГ
% заболеваемости ОРВИ ЭГ 48.27% 46,06% 37,93% 44.25% 39,28% 41,97%
КГ 51.72% 50.93% 62,06% 55.74% 60,71% 54,65%

эг ÷ (эг + кг) × 100%; кг ÷ (эг + кг) × 100%.

Таблица 2 – Показатели снижения заболеваемости в ЭГ по отношению к КГ

Показатели Этапы
оздоровительно-подготовительный (1-й год) оздоровительно-коррекционный (2-й год) здоровье-формирующий (3-й год)
случаи   дни   случаи дни случаи дни
Кол-во
% 3.45% 4,87% 24,13% 11.49% 21,43% 12.98%

Резюме.Опыт работы (проведенные исследования) по профилактике вирусных инфекций, с включением специальных дыхательных упражнений, позволил сделать выводы:

– в недостаточном использовании средств физической культуры для оздоровления и профилактики ОРВИ, как следствие, стабильно высокий процент студентов освобожденных от занятий физической культурой и студентов, отнесенных к СМГ;

– одними медицинскими мерами воздействия и профилактики, проблему не решить. Для профилактики ОРВИ, закаливания и развития аппарата внешнего дыхания эффективным средством, не требующим материальных затрат и длительной подготовки, являются специальные дыхательные упражнения, используемые студентами в урочных и самостоятельных занятиях, которые позволяют оптимизировать функциональные возможности организма;

– данные нашего исследования наглядно доказывают, что во время занятий на открытом воздухе с использованием специальных дыхательных упражнений оздоровительно-закаливающий эффект возрастает.

 

Литература

1. Лобзин, Ю. М. Воздушно-капельные инфекции / Ю. М. Лобзин, В. П. Михайленко, Н. И. Львов. – СПб. : Фолиант, 2000.

2. Apracticalguidetoclinicalvirology. Ed.L.Haahtim, J.Pattison, R.Whitley. John Wiley and Sons, 2001.

3. Дидковский, Н. А. Лихорадка и синдром Рея у детей / Н. А. Дидковский, И. К. Малашенкова, А. Н. Танасова // Врачебное сословие. – 2003. – №1. – С. 87-90.

4. Овчинников, А. Ю., член-корр. РАМН проф; Славский И.С., Русский медицинский журнал том 7, №7.

5. Школина, М. А., Анализ нетрадиционных дыхательных методик для создания программы оздоровительно-коррекционной направленности / М. А. Школина // Университет в системе непрерывного образования : матер. Междунар. науч.-практ. конф. – ПГУ 14–15 октября, 2008.

6. Школина, М. А. Анализ распространения респираторно-вирусных инфекций и поиск путей их профилактики на основе нетрадиционных методик физической культуры / М. А. Школина, Н. Н. Гуськова // Международная научно-методическая конференция «Университет в системе непрерывного образования». – Пермь, ПГУю – 2008.

 





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 157; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.81.196.35
Генерация страницы за: 0.004 сек.