Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПЛАВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА




Читайте также:
  1. E. Лечение в условиях нефрологического отделения.
  2. E. Наблюдение в условиях отделения интенсивной терапии
  3. I. Фонетическая разминка. Направлена на формирование компетенции ОК-6- 40мин
  4. I. Формирование спроса на иностранную валюту
  5. I.Формирование феодализма в Королевстве франков VI-IX вв.
  6. II I \ i_ (а-г - особини з водойм, концентрація солей
  7. II. Изучающее чтение. Направлено на формирование компетенции ОК-6.-40 мин
  8. II. Формирование феодализма в Киевской Руси
  9. II. Централизованные криминалистические и розыскные учёты.
  10. II. Централізована сеньйоральна монархія
  11. III. Работа над грамматическим материалом. Направлено на формирование компетенции ОК-6.- 30 мин .
  12. III. Состояние здоровья детей, оставшихся без попечения родителей.

Черноярова О. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Шафейкина Е. В.

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Чебоксары, Россия

 

Реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем государства. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации заболевания детским церебральным параличом (ДЦП) являются одной из распространенных причин детской инвалидности.

Согласно Б. В. Петровскому (1983), эта болезнь развивается вследствие поражения головного мозга внутриутробно, в родах или в раннем детском возрасте, проявляется в двигательных расстройствах по типу параличей и парезов, а также в нарушении речи и психики.

Как отмечает Е. И. Гусев (1988), детский церебральный паралич, это обобщенный термин, объединяющий группу непрогрессирующих заболеваний головного мозга, возникших вследствие развития или повреждения структур мозга в антенатальный, интранатальный и ранний постнатальный периоды и характеризующихся двигательными расстройствами, нарушениями позы, речи, психики.

Согласно статистическим данным заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 2 до 7 случаев на 1000 населения.

Анализ данных показал, что в США количество рождений больных с признаками ДЦП за десять лет возросло на 25% и на данный момент насчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 3 ребенка на 1000 детей.

Аналогично, в России количество рождений больных детей с признаками ДЦП за десять лет возросло на 35%, в настоящее время в нашей стране насчитывается около 1,5 миллионов детей больных ДЦП, что составляет 6 детей на 1000. Однако, это не вполне точные данные о количестве детей больных ДЦП.

Таким образом, в настоящее время назревает острая проблема в реабилитации детей и подростков, страдающих ДЦП в различных медицинских, социальных и реабилитационных учреждениях, центрах, отделениях.

В Чувашской Республике 01.01.2005 года на основании постановления кабинета министров ЧР №289 был создан «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Центроказывает детям и подросткам с ограниченными возможностями квалифицированную медико-социальную, психолого-социальную и социально-педагогическую помощь, обеспечивает условия для максимально полной и своевременной социальной адаптации их к жизни в обществе, в семье, к обучению и труду.

В последние годы в медицинской, психолого-педагогической литературе изучению клинической картины заболевания ДЦП посвящено значительное количество исследований.



В работах Е. И. Гусева (1988), И. Н Иваницкой (1993) предприняты попытки выделить степень тяжести заболевания с учетом неврологических и психических расстройств.

В своих исследованиях Г.Г. Шанько, Е.С. Бондаренко (1990) раскрывают три степени тяжести двигательных нарушений в зависимости от способности больных к самостоятельному передвижению в возрасте после года.

Различные аспекты формирования двигательных и социальных навыков у детей с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры изучены А. И. Репиной

Особенности развития компонентов самостоятельности у старших дошкольников с различными формами детского церебрального паралича в физкультурно-оздоровительной деятельности нашли отражения в трудах А. А. Наумова, И. В. Тимофеевой.

Вместе с тем следует отметить, что большинство исследований посвящено клиническим и коррекционно-педагогическим проблемам оказания помощи таким детям.

Таким образом, проблема формирования навыка плавания у детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра является одной из актуальных.

Основные методы лечения ДЦП – лечебная физкультура, медикаменты, массаж и лечебное плавание. Согласно исследованиям, дети больные ДЦП с удовольствием посещают бассейн. Это объясняется тем, что вес тела ребенка уравновешивается подъёмной силой воды. Невесомость тела в воде разгружает опорную систему. Во время плавания ребенок находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, поэтому позвоночник временно освобождается от обычных гравитационных нагрузок. Дети не испытывают дискомфорт при выполнении двигательных действий в воде.

Доказано, что лечебное плавание является эффективным средством оздоровления и закаливания детей. Во время занятий ребенок приобретает правильный ритм глубокого дыхания, у него снимается повышенный мышечный тонус, улучшаются движения в тугоподвижных суставах, блокируется развитие контрактур. Лечебное плавание у детей с двигательными нарушениями при ДЦП стимулирует цепные установочные выпрямительные рефлексы и подавляет патологические тонические рефлексы.

Исследование проводилось в течение с октября 2011 по октябрь 2012 гг. Бассейн реабилитационного центра посетило 400 детей-инвалидов, из них 120 детей с различными формами детского церебрального паралича. Возраст детей от 2 до 18 лет. Каждый ребенок, страдающий ДЦП, прошел курс реабилитации, который включал в себя 10 занятий по 30-40 минут. С целью эффективного формирования навыка плавания у детей с ДЦП нами была разработана методика, которая имела следующую педагогическую структуру (таблица 1).

 

Таблица 1 - Структура процесса обучения плаванию у детей с церебральным параличом

 

Задачи Основные средства лечебного плавания
Обучение навыку дыхания Упражнения на дыхание (взрывное, непрерывное)
Обучение хорошо обтекаемому горизонтальному положению тела Упражнения на скольжение выполняются на груди и на спине
Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине Упражнения выполняются: с опорой у бортика; из положения скольжения; в согласовании с дыханием. Во всех упражнениях необходимо использовать нарукавники (надувные круги). Обязательный контакт с родителями
Обучение движению ногами кролем на груди и кролем на спине в ластах Упражнения выполняются: с опорой у бортика; из положения скольжения; в согласовании с дыханием (ребенок держится за шест, плывет с доской). Во всех упражнениях необходимо использовать нарукавники (надувные круги). Обязательный контакт с родителями
Обучение нырянию в глубину, в длину Обучение нырянию в глубину, в длину в ластах Упражнения на ныряние в глубину выполняется из положения группировки; упражнения на ныряние в длину выполняется толчком ног от дна бассейна. Обязательный контакт с родителями
Коррекционная помощь родителям Беседы: о технике безопасности поведения на воде; об оздоровительном эффекте лечебного плавания; о техники выполнения пассивных и активных движений в воде с акцентом на дыхание; присутствие самих родителей в воде с непосредственным и совместным выполнением подготовительных упражнений со своими детьми. Консультация родителей об индивидуальной форме обучения ребенка, страдающего ДЦП

 

В ходе занятий лечебным плаванием по предложенной методике у значительного количества детей (96%) с различными формами церебрального паралича сформировался навык плавания, а у 84 % детей повысился уровень двигательных возможностей.

Можно с уверенностью отметить, что во время курса реабилитации и адаптации у детей произошли значительные улучшения регуляции управления движениями, самоконтроля поведения, навыков взаимодействия не только с родителями, но и с инструктором.

Таким образом, данное исследование не исчерпывает всей проблемы обучения плаванию детей с ДЦП в условиях реабилитационного центра, а представляет лишь одну из методик по формированию навыка плавания для данной категории детей и подростков.

Литература

1. Гусев, Е. Н. Нервные болезни : учеб. /Е.Н. Гусев, В.Е. Гречко. – М. : Медицина, 1988. – 640 с.

2. Иваницкая, И. Н. Детский церебральный паралич / И. Н. Иваницкая // Альманах «Исцеление». – М., 1993.

3. Наумов, А. А. Особенности развития компонентов самостоятельности у старших дошкольников с различными формами детского церебрального паралича в физкультурно-оздоровительной деятельности / А. А. Наумов, И. В. Тимофеева // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 2. – С. 50–54.

4. Шанько Г. Г. Неврология детского возраста : учеб.пособ. для ин-тов усоверш. врачей / Г. Г. Шанько, Е. С. Бондаренко. – Мн. : Высшая школа, 1990. – 495 с.

5. Репина, А. И. Формирование двигательных и социальных навыков у детей с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры / А. И. Репина // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 2. – С. 45–49.

6. Энциклопедический словарь медицинских терминов : в 3-х т. – Т.2. / под ред. Б. В. Петровского. – М. : Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. – 294 с.





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 34.228.142.94
Генерация страницы за: 0.003 сек.