Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки




ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Мулатова И. Н.

Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой

организации ВПО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»

 

Проблема формирования духовно-нравственной культуры лежит в основе многих исследований. Поскольку формирование духовно-нравственной культуры студентов рассматривается нами не только как результат, но и как процесс, целью которого является личностно-профессиональное становление и условие реализации личности в профессии, мы выделяем диалектический характер духовно-нравственной культуры как качества саморазвития, как целостного многоуровнего динамического процесса духовно-нравственного развития.

Духовно-нравственное воспитание понимается нами как системный, целенаправленный социально-педагогический процесс взаимодействия воспитателя, целостной системы и воспитанника. Он объединяет нравственное воспитание и развитие духовности, направлен на самоопределение, выработку ценностных ориентаций, выстраивание мировоззрения, смыслов жизни, характеризующихся выраженным стремлением к высшим человеческим ценностям.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов представляет собой глубоко осмысленные теоретические изыскания и разнообразную практическую деятельность.

Его содержание составляют:

· постановка целей и задач формирования духовно-нравственной культуры;

· осознание студентами значимости духовно-нравственной культуры;

· разработка программы формирования духовно-нравственной культуры в процессе обучения;

· подготовка соответствующего диагностического материала по определению уровней сформированности отдельных личностных, профессиональных качеств и самого уровня сформированности духовно-нравственной культуры;

· оценка и контроль уровня сформированности духовно-нравственной культуры;

· оценка результатов деятельности будущих педагогов;

· развитие рефлексивных способностей будущих педагогов;

· самооценка уровня сформированности духовно-нравственной культуры, процесса и результатов духовно-нравственной культуры.

В процессе формирования духовно-нравственной культуры студентов средствами народных и подвижных игр выделяем следующие этапы: первый – мотивационный, второй – теоретический и третий – практический.

Первый этап представляется нами как период, способствующий закреплению направленности, стремлений, потребностей и мотивов деятельности. Он дает возможность определить и охарактеризовать совокупность многих положений психологического характера, позволяющих объяснить поведение человека и направление его активности. На данном этапе поддерживается интерес к педагогической деятельности, формируются мотивы овладения деятельностью, формируется стремление заниматься воспитательной работой, мотивы достижения положительных результатов, развитие мотивов творческого труда и развитие интереса к научно-исследовательской деятельности, способствующие самосовершенствованию.

Второй этап позволяет определить сущность, содержание духовно-нравственной культуры, способствует поиску адекватных путей духовно-нравственной культуры в новых условиях, формированию теоретических знаний по проблеме, выявлению стратегий и направлений воспитания, глубокому изучению возрастных особенностей школьников, формированию умений анализа теоретических знаний по проблеме.

Третий этап способствует объединению теоретических знаний, практических умений, позволяет развивать рефлексивные умения в процессе самореализации, дает возможность в процессе вузовского обучения способствовать развитию профессионального сознания, сформировать диагностические умения студентов, совершенствовать творческие возможности личности.

Несмотря на условное разделение процесса формирования творческой воспитательной деятельности на этапы можно отметить не только последовательный переход от одного этапа к другому, но и определенное слияние некоторых элементов каждого этапа в целостном процессе, что позволяет осуществлять его как единый, плавный и неразрывный.

Таким образом, формирование духовно-нравственной культуры процесс поэтапный, последовательный. Наше исследование позволяет выделить следующие критерии для характеристики уровней сформированности духовно-нравственной культуры будущих педагогов средствами народных и подвижных игр:

· направленность на духовно-нравственное воспитание (репродуктивный уровень);

· применение теоретических знаний и умений соответственно задачам и целям духовно-нравственной культуры (продуктивный уровень);

· проявление педагогического творчества (творческий уровень).

В определении сущности формирования духовно-нравственной культуры студентов к творческой деятельности средствами подвижных игр, выделим следующие положения.

Подготовка студентов к воспитательной работе включает, прежде всего, осмысление студентами их собственного отношения к духовно-нравственной культуре через анализ философских, психолого-педагогических источников и практики; приобретение соответствующих профессиональных знаний и умений; формирование навыков самодиагностики; овладение диагностическими методами определения особенностей студентов, их жизненных ценностей.

Итогом процесса формирования студентов к данному виду деятельности должно стать развитое педагогическое мышление, накопление опыта практической и творческой деятельности, духовно-нравственное развитие их собственной личности, способной к самопознанию, самоанализу, самоконтролю и саморазвитию, что является обязательным механизмом становления профессионала.

Профессиональная духовно-нравственная культура как целостное образование имеет свою структуру, включающую в себе профессиональные знания (философские, психолого-педагогические, методические), умения, определенные навыки работы со школьниками. Профессиональная готовность предполагает положительное отношение к педагогической деятельности в целом, к проблеме духовно-нравственного воспитания, в частности. Профессиональная готовность отмечается наличием направленности, интереса, осознанием актуальности и первостепенной значимости духовно-нравственного воспитания в современном российском обществе.

Специфической особенностью профессиональной готовности является то, что она проявляется в неразрывном единстве с формированием и становлением морального облика будущего учителя, его духовно-нравственной воспитанности, наличием социальных ценностных ориентаций. Это определяет сущность готовности к духовно-нравственному воспитанию как устойчивое качество. Непременным условием является наличие такого качества личности, как ответственность за результат своей деятельности. Фактором формирования будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников должна стать потребность и возможность творческого саморазвития.

Формирование готовности к духовно-нравственному воспитанию является результатом целостного процесса и представляет собой состояние субъекта педагогической деятельности, которое отражает способность будущего педагога переживать реальность и выстраивать свое к ней отношение, интегрировать профессионально-педагогические и духовно-нравственные знания, практически реализовать поставленные задачи, достигнув определенного уровня развития профессионального сознания на этапе вузовского образования.

Таким образом, готовность к духовно-нравственному воспитанию мы определяем как состояние мобилизации духовно-нравственного потенциала личности, выражающееся в способности переживать реальность, выстраивать к ней свое отношение и обеспечивать эффективное выполнение деятельности. В связи с этим формирование включает в себе когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный компонент. Вместе с тем формирование готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию процесс поэтапный, последовательный, многоуровневый, представляющий результат совместной творческий деятельности педагога и студента.

Для решения общих и частных задач профессиональной подготовки необходимо ориентировать этот процесс на формирование потребности саморазвития будущего учителя, на его творческий рост, что должно стать обычным состоянием педагога. В связи с этим составной частью подготовки будущего педагога в течение всего периода обучения в вузе должна быть и их самостоятельная творческая деятельность как средство духовно-нравственного воспитания.

В ряду признаков творческой деятельности часто ставят самостоятельность. Понятие «самостоятельность» рассматривали известные философы и психологи. Педагоги прошлого считали самостоятельность основой достижения прочных знаний, как средство развития самостоятельного мышления и совершенствования личности (Я. А. Коменский, А. Дистервег, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и др.). Значительный вклад в разработку данного вопроса внесли М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, Н. А. Томин, В. А. Якунин и др. В своих исследованиях они обращались к изучению внутреннего мира личности, к анализу разнообразных факторов ее развития. Они полагали, что самостоятельность человека побуждается постоянными коренными преобразованиями общества в ходе эволюции.

Анализ разнообразных взглядов на трактовку понятия «самостоятельность» позволяет рассматривать самостоятельность с двух сторон: как репродуктивную и продуктивную деятельность. Самостоятельность на репродуктивном уровне понимается как работа над собой без посторонней помощи; совершение действий по принятой мотивационной установке; принятие традиционных решений; развитие знаний, умений и навыков. Самостоятельность на продуктивном уровне включает в себя работу над собой с известной долей новизны, риска, творчества, изобретательности; внесение изменений в деятельность, усложнение содержания деятельности, увеличение ее результативности; разработку новых средств, комбинаций, характера деятельности; проявление изобретательности, создание нового продукта.

Продуктивное и репродуктивное не только соседствуют, соприкасаются друг с другом, часто любое продуктивное становится репродуктивным, традиционным, привычным. В свою очередь во время создания нового продукта, получения нового результата возникает продуктивная основа деятельности. В этом проявляется одна из закономерностей жизни, в которой постоянным компонентом остается стремление к изменению, к новому результату.

Эти позиции были учтены в ходе духовно-нравственного воспитания будущего учителя. В процессе профессиональной подготовки будущего педагога необходимо формировать смысловую установку на творчество и развивать способность и потребность занять собственную позицию и принимать собственные решения независимо от внешних воздействий и условий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.