КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть вторая. ВСТРЕЧА
480 лет назад Шри Чаитанйа Махапрабху путешествовал из Вриндавана в Прайаг, двигаясь по берегу Ганги. С ним было ещё четверо спутников. Шри Чаитанйа Махапрабху родился в Майапуре, в Надии, вечером 18 февраля 1486 г. В те дни Навадвипа считалась большим центром учения, не уступавшим Бенаресу. Махапрабху был чудесным младенцем с кожей золотистого оттенка. Многие женщины со всего города приходили посмотреть на новорождённого и приносили различные подарки. Его дед, пандит Ниламбара Чакраварти, признанный астролог, предсказал, что с течением времени этот ребёнок станет величайшей личностью. И действительно уже к десяти годам Чаитанйа почитался всеми как выдающийся специалист в областях логики, грамматики, риторики и священных писаний. За это его и стали называть Нимай Пандит. Слово "пандит" указывает на высокую образованность человека. Все великие учёные Надии признавали его учёность, и он окончательно утвердил своё превосходство, победив в дебатах Кешава Мишру из Кашмира, бывшего величайшим учёным своего времени. Шри Чаитанйа отличался одной очень важной особенностью: он всегда повторял имя Бога. Люди Надии говорили: "Шри Чаитанйа Махапрабху это не только великий гений, он без сомнения, ниспослан нам самим Господом с какой-то миссией". И это оказалось воистину так. Махапрабху повсеместно проповедовал идею поклонения и совместного воспевания святых имён Бога, настаивая, что есть только один Господь, а все остальные являются Его слугами. Он побуждал каждого к повторению святых имён Бога и служению ему, утверждая, что выполнение такой духовной деятельности, несомненно, принесёт человеку высшую форму освобождения. Некоторые индусы, привязанные к поклонению многим богам, почувствовали себя задетыми его проповедью. Собравшись вместе, они пошли и донесли о деятельности Чаитанйи Махапрабху Главе Мирского Суда Навадвипы. Они обвиняли его в разрушении вековых традиций поклонения множеству богов своей проповедью единого Бога. В то время верховным судьёй был истинный правоверный, которого звали Чханд Кази. И как верховный судья он должен был что-то немедленно предпринять. Поэтому он попытался остановить движение Махапрабху. Узнав о действиях Кази, Шри Чаитанйа сам пришёл к нему домой, и между ними состоялась долгая беседа, темой которого было установить правильное понимание "Священного Корана" и Ведических писаний. Эта беседа уже сама обладает огромной важностью, заслуживая к себе особенного внимания. Поэтому, её рассмотрение уместно будет оставить для отдельной книги. К окончанию их беседы Чханд Кази осознал, что Чаитанйа Махапрабху прав, что существует лишь один Верховный Господь. Проповедуя, Шри Чаитанйа Махапрабху в какой-то момент беседы дотронулся до тела Чханд Кази, благодаря чему тот немедленно очистился до уровня чистой и искренней преданности Верховному Господу. Он зарыдал и объявил всем собравшимся, что только что испытал глубочайшее духовное переживание, рассеявшее все его сомнения. Он испытал настоящий духовный экстаз. С этот дня Чханд Кази стал оказывать движению Махапрабху всяческую поддержку. Все были удивлены духовной силе Чаитанйи Махапрабху, поскольку до того Чханд Кази был убеждённым противником публичного воспевания святых имён, и изменить его умонастроение было совсем не просто. После этого случая к движению Шри Чаитанйи присоединились сотни новых последователей. Когда мусульманский царь Бенгалии, Наваб Хуссейн Шах Бадахшана услышал о влиянии Шри Чаитанйа Махапрабху и о том, что он привлекает к себе тысячи людей, не выплачивая им никаких денег, он подумал, что этот Шри Чаитанйа - должно быть, великий святой. Он отдал приказ Верховному судье: "Не мешать деятельности этого святого и не идти на поводу у зависти. Пусть он делает то, что захочет и посчитает нужным". Оставшись как-то наедине со своим министром Дабиром Кхасом, Царь спросил у него о Чаитанйе Махапрабху. Дабир Кхас сказал: "Почему ты спрашиваешь меня об этом? Спроси лучше самого себя. Ты - царь среди людей, представитель Аллаха. Поэтому тебе это должно быть более понятно, чем мне". Навой Хусейн Шах ясно видел то, как сила Аллаха действует через Шри Чаитанйу Махапрабху. И это убедило царя в его божественной природе. В возрасте 24 лет Шри Чаитанйа Махапрабху полностью посвятил свою жизнь служению Верховному Господу. Он оставил свой родной город и отправился в паломничество по Индии, продлившееся шесть лет. В Южной Индии, в месте Курмакшетра, он совершил чудо, исцелив прокажённого, которого звали Васудевой. Куда бы он ни отправился, везде он убеждал людей посвятить свои жизни воспеванию святых имён Бога. Даже самые образованные учёные не могли долго противостоять ему в споре. В нём было что-то такое, что затрагивало самые сердца его оппонентов, заставляя их с плачем молить о духовном совершенстве. Во время своего перехода в Пури, проходя через джунгли Ориссы со своим спутником Балабхадрой, Махапрабху совершил ещё одно чудо, заставив диких животных: слонов, тигров, оленей танцевать в экстазе, пока он воспевал святые имена Господа. Услышав пение Махапрабху, все эти животные преисполнились такого экстаза, такого блаженства, что забыли на время о своей пугливости и отведённых им природой ролях. Махапрабху всегда спал очень мало. День и ночь его духовные чувства носили его по миру духовности. Он постоянно повторял святые имена Бога, совершенно не заботясь о себе, и часто терялся в духовном экстазе. Шри Чаитанйа Махапрабху всегда называл себя смиренным слугой Господа. Однако ближайшие из его спутников, видя многочисленные духовные знаки на его теле и те чудеса, которые он творил, понимали, что это - не обычная личность. Он был очень мягким по своей природе, самим олицетворением смирения. Он очаровывал каждого, кто бы ни встречался с ним. Путешествуя по Северной Индии вдоль реки Ганга, Чаитанйа Махапрабху как-то заметил, что четверо его спутников устали, и решил отдохнуть под деревом. Неподалёку от того места паслось много коров, и Чаитанйе Махапрабху это очень понравилось. Неожиданно пастушок заиграл на флейте. Мелодичные звуки флейты напомнили Махапрабху о Боге и он, почувствовав сильнейший экстаз любви к Богу, потерял сознание. На его устах выступила пена, а дыхание полностью остановилось. Пока Шри Чаитанйа Махапрабху пребывал без сознания, к этому месту подъехало десять всадников из конного отряда мусульманина Патханы. Сойдя с лошадей и увидев Махапрабху, лежавшего без сознания, солдаты подумали: "Должно быть у этого саннйаси (дервиша) было много золота, и эти четверо негодяев отравили его дхутурой, а затем ограбили его". Подумав так, солдаты Патханы арестовали спутников Махапрабху и решили убить их. Поняв их намерения, двое бенгальцев в страхе задрожали, однако, Кришна дас, принадлежавший к воинскому сословию, оставался спокоен. Четвёртый из спутников, брахман Санодийа, также не почувствовал страха. Он заговорил с солдатами: "Все вы, солдаты Патханы, должны подчиняться царскому закону. Отведите нас к своему начальнику, и пусть он сам решит, что делать. Этот саннйаси - мой духовный учитель, а сам я брахман из Матхуры и знаю многих людей из царского окружения. Иногда этот саннйаси теряет сознание из-за своей болезни. Пожалуйста, подождите немного и вы увидите, что сознание вернётся к нему. Держите нас под арестом, пока мой духовный учитель не придёт в чувство. Тогда вы сможете расспросить его и затем, если решите, что это необходимо, можете убить нас". Солдаты Патханы ответили: "Все вы - разбойники. Двое из вас родом из окрестностей Матхуры, а те двое, что трясутся - бенгальцы". Услышав это, Кришна дас произнёс: "Здесь неподалёку находится мой дом, и у меня в подчинении две сотни турецких солдат и около сотни пушек. Если я закричу, они явятся сюда, убьют вас и заберут себе ваших лошадей и амуницию. Эти бенгальские пилигримы не разбойники. Это вы разбойники, поскольку хотите убить пилигримов и ограбить их". Услышав такой вызов, солдаты заколебались. Внезапно, к Шри Чаитанйе вернулось сознание. Придя в чувство, он начал громко воспевать имена Бога. Он воздел руки к небу и принялся танцевать в экстазе Любви к Богу. Когда он громко закричал, солдатам показалось, что по их сердцам ударила молния. Охваченные ужасом они немедленно освободили четырёх пленников. Поэтому Шри Чаитанйа Махапрабху не заметил, что его спутники были арестованы. Балабхадра Бхаттачарья подбежал к Махапрабху и осторожно усадил его на землю. Увидев вокруг себя мусульманских воинов, он окончательно пришёл в себя. Солдаты приблизились к Шри Чаитанйе Махапрабху и сказали: "Эти четыре разбойника подсыпали в твою кашу дхутуры и, пока ты был без сознания, пытались ограбить тебя". Шри Чаитанйа Махапрабху ответил: "Они не разбойники, а мои сопровождающие. И потом, поскольку я - нищенствующий саннйаси, то у меня нет никакой собственности. Из-за своей эпилепсии я теряю порой сознание и эти четверо, по своей милости, помогают мне и присматривают за мной". В числе этих мусульман был один человек, имевший благородную внешность и носивший чёрные одежды. Все почитали его как святого. Когда он увидел признаки экстаза, проявленные Махапрабху, его сердце растаяло. Ему захотелось поговорить о Боге, опираясь на "Священный Коран". Этот учёный сделал несколько высказываний, направленных на утверждение безличной природы Абсолютной Истины, а Шри Чаитанйа Махапрабху последовательно их опроверг, доказав, что природа Бога - личностна. И какой бы аргумент ни выдвинул тот мусульманский святой, Шри Чаитанйа Махапрабху выдвигал контраргумент, опираясь на "Священный Коран". Святой пытался утверждать, на основе "Корана", что Аллах не обладает никакими личностными характеристиками, однако, Шри Чаитанйа Махапрабху, цитируя всё тот же "Коран", опроверг его утверждения, доказав, что Аллах всё же обладает личностными чертами. В конце концов, сражённый абсолютной ясностью и глубиной понимания священных писаний Шри Чаитанйа Махапрабху, мусульманский святой признал своё поражение и выразил своё почтение такому великому учёному и возвышенному святому. Шри Чаитанйа Махапрабху сказал в заключение беседы: "Безусловно, может показаться, что в "Коране" утверждается безличность природы Господа, но если внимательно его изучить, станет ясно, что это не так" (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18. 189). Во время дискуссии Махапрабху постоянно цитировал "Коран" в подтверждение своих тезисов, но до нас дошли лишь его высказывания общего характера. Поэтому, чтобы лучше понять доводы Шри Чаитанйи, я посвятил анализу каждого его утверждения отдельную главу. Таким образом, каждая глава будет начинаться с высказывания Махапрабху, а затем мы проанализируем его, приводя соответствующие стихи из "Священного Корана" и высказывания признанных мусульманских учёных.
Глава пятая. Безличная природа Аллаха Аллаху нурус: "Аллах - это свет" Шри Чаитанйа Махапрабху согласился с учёным мусульманином, что "Коран" без сомнения утверждает безличность природы Абсолютной Истины (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18.189). В начале своей речи Махапрабху признал, что "Священный Коран", безусловно, устанавливает теорию имперсонализма, что значит, что Верховная Абсолютная Истина не имеет формы и не является личностью. У Господа нет ни рук, ни ног, ни рта, ни ушей, ни глаз. Согласно этой концепции, дух это отрицание материи: то, что относится к материи, не может относиться к духу. Дух - это прямая противоположность материи. Материальный мир - это царство форм и личностных характеристик. И в противоположность ему, духовное царство - это пустое пространство, где не существует ни форм, ни личностей. Например, в 35-ом айате 24-ой суры "Священного Корана" говорится: "Аллаху нурус-самавати вал-ард" - "Аллах есть Свет земли и неба". Таким образом, "Коран" описывает безличие Аллаха. Во-первых, утверждается: "Аллаху нуру" (Аллах - это свет). И действительно Аллах - это изначальный духовный свет, пронизывающий всю вселенную. Все светящиеся объекты этой вселенной имеют своим началом этот духовный свет. Известный учёный и устаз (духовный наставник) Абдуллах Юсуф Али в своём комментарии (9, 1015) к стиху (24, 35) пишет: "Физический свет - есть не что иное, как отражение истинного Света из мира Реальности. И этот истинный Свет - Аллах". Солнце и Луна отражают этот истинный Свет. Изначальный духовный Свет пронизывает всё сущее, он вездесущ. Кроме того, в "Священном Коране" есть такое утверждение: "Инналлаха васи ун алим" - "Во власти Бога и восток и запад. Куда б ни повернулись вы, лик Господа везде - Ведь Всеобъемлющ и Всезнающ наш Владыка" (2,115). Таким образом, Аллах-васи (Всеобъемлющ), что означает, что всё существует в Нём. Кроме того, Он - Алим - Всезнающ, что значит, что нет пределов Его познаниям, что они совершенны, абсолютны и вечны. Наше же знание ограниченно, несовершенно, относительно и временно. В суре "Аль-Бакарах", или "Корова", утверждается: "Аллаху ла илаха иллаллаху-аль-Хаййул Каййум. Ла та 'хузуху сина ту ууа ла наум…Хувал Алийул Азиим" - " Аллах - нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно, - не склоняет Его ни сон, ни дремота,...в своём могуществе велик Он и (в высшей степени) возвышен" (2.255). Это Айат-ул-Курси, "Стих Трона". Атрибуты Аллаха не имеют ничего общего с качествами этого материального мира. Он живёт, но его жизнь вечна, она не ограничена временем и пространством. Его существование абсолютно и самодостаточно. Оно не зависит от других живых существ. В действительности Его жизнь - это источник и поддержка всех существующих форм жизни. Совершенная жизнь - это совершенная деятельность, в противоположность жизни несовершенной, которую можно наблюдать повсюду в этом мире. Такая жизнь подлежит не только уничтожению смертью, но также нуждается в отдыхе и сне. Однако Аллах не нуждается ни во сне, ни в отдыхе. Его деятельность, как и Его жизнь совершенна и самодостаточна. В той же суре "Аль-Бакарах", или "Корова", говорится: "Свободен Бог от всяких нужд и кроток" (2.263). Таким образом, Аллах - Гани (Абсолютен), что подразумевает свободу от всяческих желаний. Он Высшая Истина и Абсолютное Совершенство. Кроме того, в "Коране" утверждается: "Хува аль-аввалу валь-ахируваз-захируваль-батин" - "Начало и конец Он, Явь и тайна, и преисполнен знанья всякой вещи" (57.3). Это ещё одна ссылка на безличный аспект Аллаха. Он - "аль-аввал ва аль-акхир"- "Первый и Последний", а именно, Он и есть начало и конец всего сущего. Он также "аз-захир ва аль-батин" - "Внешний и Внутренний", т.е. Он присутствует как внутри всего сотворённого, так и вне его. Устаз Абдуллах Йусуф Али так комментирует этот стих (9, стр. 1687): "Существование Аллаха очевидно так же, как и существование его вездесущего присутствия и провидения. С другой стороны Аллах сокрыт так тщательно, что разуму просто не под силу познать Его сущность, и Его невозможно увидеть в этом мире. Приведённая ниже традиция в "Сахих Муслим" также важна для понимания данного стиха. Пророк (В.М.Н.) сказал: "Ты - Первый, что значит, что не было никого прежде Тебя; и Ты также - Последний, ничто не существует после Тебя; и Ты Всеобъемлющ, т.е. ничто не может существовать вне Тебя; и Ты - Тайна, Знаток всех тайн, поэтому, Ты - то, что не скрыто от Твоего взора". В суре "Ан-Ниса", или "Женщины", утверждается: "Инна Илааха кана Алийан Кабира" - "Поистине, Господь возвышен и велик! "(см. 4.34). Таким образом, Аллах - "Али" - Всевышний. Никто не равен Ему и не превосходит Его. Аллах это "Кабир" - Великий. Также в суре "Аль-Хашр", или "Собрание", можно найти такой айат. "Хуваллаа...Саламул…Азизул…Мутакабир" (59.23). Таким образом, Аллах - это "Салам", Мир. Этот атрибут "Салам" содержит в себе не столько идею мира, как противоположности конфликта, сколько идею Целого, которому противостоит незавершённость. Аллах - это "Азиз", Великолепный и "Мутакабир", Всесовершенный. Он находится выше всего творения. В суре "Аль-Анам", или "Скот", утверждается: "Ла тудри-кухул-абсару, ва хува йудрикул-абсар, ва хувал-Латифул Кхабир" (6.104). Итак, Аллах - "Латиф" - Тонкий. Он настолько тонок, что не доступен для нашего чувственного восприятия. Никто не может узреть Его, никто не способен понять Его. Аллах-это также: "Нур" - "Свет", "Васи" - "Всеобъемлющий", "Мутакабир" - "Всесовершенный", "Азиз" - "Великолепный", "Каййум" - "Вечный", "Али" - "Наивысший", "Кабир" - "Величайший" и "Латиф" - "Тонкий". Все эти имена описывают безличную форму Аллаха. Его имперсональный аспект - это сияющий духовный свет, непроявленный и недоступный для чувственного восприятия и интеллектуального понимания. У имперсонального аспекта Аллаха нет ног и рук, однако он способен передвигаться быстрее всего и принимать всё, что предлагают Ему с преданностью. Он - сияющий; Он лишен тела, недостижим, чист и самодостаточен. Он движется и Он неподвижен. Он в недоступной дали и в то же время очень близко. Он - внутри всего, Его могущество непостижимо. Постоянно пребывая в своей обители, Он, тем не менее, быстрее ума и способен обогнать любого бегуна. Он превосходит абсолютно всех. Он безграничен. Никто не способен описать трансцендентальную форму Аллаха, Абсолюта. Он не доступен для ума и речи. Глава шестая. Личностная природа Аллаха
'Аллаху Валий йуллазина 'аману: "Аллах - Хранитель тех, кто веру приобрёл" " Коран" (2.257)
Как уже говорилось, Шри Чаитанйа Махапрабху указал на то, что в "Священном Коране" говорится также и о "личностном аспекте Аллаха" (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18.189). Несмотря на то, что Махапрабху согласился с тем фактом, что Аллах обладает имперсональным аспектом. Он указал и на то, что согласно "Корану", Аллах также и личность. Метафизическая философия определяет слово "личность" как "самообъективизирующееся сознание". Это значит, что личность осознаёт собственную индивидуальность и знает, кто она есть. Тот, чьи взаимоотношения с другими, чьё индивидуальное существование, деятельность и отождествление определяется как личность. Только если это определение приложимо к Аллаху, мы сможем принять утверждение Махапрабху о личностной природе Аллаха. Поскольку, доказывая своё утверждение, Махапрабху опирался на "Священный Коран", необходимо тщательно проанализировать айаты "Корана" и удостовериться в том, что его утверждение действительно приемлемо с точки зрения Писаний. Логически, это утверждение Махапрабху выглядит вполне натуральным, хоть мы и говорим, что Верховный Господь недоступен ни для какой логики. Но если мы сделаем основанием своей логики богооткровенные писания, тогда она станет абсолютно авторитетной. Таким образом, необходимо всегда пользоваться такой логикой. Поскольку в Писаниях не провозглашается, что Абсолютная Истина, Аллах безгранична, то Он, таким образом, должен быть личностным и безличным одновременно, так как Он - Единственный, и на Него невозможно наложить никакие ограничения. Всегда останется непостижимым, как Аллах может быть личным и безличным. Однако, это возможно, поскольку Аллах это не личность в обычном смысле этого слова. Его личность абсолютно духовна, свободна от малейшей примеси материальных качеств, находится вне всяких ограничений пространства и времени. Его личность безгранична, обладает бесконечным количеством качеств. Благодаря этому Он может быть личностным и безличностным. Его личностный аспект является источником и поддержкой Его безличного аспекта, подобно солнцу, излучающему свет. Нет ничего невозможного для Аллаха, и если Он захочет стать личностью, то кто Ему это запретит? Помимо такой неопровержимой логики, в Писаниях существует множество косвенных указаний на Личность Аллаха, Верховного Господа. Давайте же теперь укажем на некоторые стихи "Священного Корана", подтверждающие это.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |