КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условный расчет подшипников скольжения
Работа подшипников скольжения сопровождается абразивным изнашиванием вкладышей и цапф, заеданием и усталостным выкрашиванием. Критерием работоспособности подшипников является: - износостойкость; - сопротивление изнашиванию и заеданию при перегреве. Оценку износостойкости проводят по среднему давлению р, которое гарантирует невыдавливаемость смазки и удельной работе p·V, определяющей тепловой режим (нагрев) и отсутствие заедания подшипника. - проверочный расчет среднего давления выполняется по условию , Мпа, (9.4) где Rr – радиальная нагрузка на подшипники; А=d·l – площадь проекции цапфы на диаметральную плоскость; d и l – диаметр и длина шипа (шейки). Для большинства подшипников . - расчет на нагрев выполняется по условию , (9.5) где - окружная скорость вращения поверхности цапфы. и - допускаемые значения среднего давления и удельной работы, которые зависят от материала трущихся поверхностей: - сталь по бронзе , Мпа, = 4…6, МН· м/м2с. - сталь закаленная , Мпа, = 8…12, МН· м/м2с. - сталь по чугуну [р]= 2…4, Мпа, = 1…3, МН· м/м2с.
5. Подшипники качения: классификация, маркировка и расчет Подшипники качения – это стандартные изделия, которые изготавливаются в массовом производстве на специализированных заводах. Достоинства: 1. Малые потери на трение (КПД − 99%). 2. Высокая степень взаимозаменяемости. 3. Малый расход смазочного материала. 4. Не требуют особого ухода. Недостатки: 1. Высокая чувствительность к ударным нагрузкам. 2. Малонадежный в высокоскоростных приводах (нагрев, разрушение сепаратора). 3. Большие радиальные размеры. 4. Шум при больших скоростях. Подшипники качения состоят из двух колец, (наружного и внутреннего), тел качения – шариков или роликов, сепаратора, удерживающего тело качения на постоянном расстоянии друг от друга. а) классификация подшипников качения Подшипники классифицируются и обозначаются цифрами: 1. По форме тел качения (тип подшипника): - шариковые (0, 1, 6, 8); - роликовые (с короткими цилиндрическими роликами - 2, с длинными цилиндрическими роликами - 3, с витыми - 4, с игольчатыми - 5, с коническими - 6, со сферическими - 7). 2. По направлению воспринимаемой нагрузки: - радиальные (0, 1, 2, 3, 4, 5); - радиально-упорные (6); - упорные или упорно-радиальные шариковые (8); - упорные или упорно-радиальные роликовые (9); 3. По числу рядов тел качения: - однорядные; - многорядные. 4. По способности самоустанавливаться: - не самоустанавливающиеся; - самоустанавливающиеся. 5. По габаритным размерам подшипники делятся на серии: - особо легкие - 1. Д<70 мм (диаметр внешнего кольца); - легкая - 2. Д=72 – 85 мм; - средняя - 3. Д=80 – 100 мм; - тяжелая - 4. Д=100 – 120 мм. В зависимости от ширины серии делятся на: особо узкие - 0, узкие - 1, нормальные - 2, широкие - 3 и особо широкие - 4. б) маркировка подшипников качения: На торец колец подшипника наносят буквы и цифры, обозначающие: внутренний диаметр, серию, тип, конструктивные разновидности, класс точности. Пример. Подшипник 7309 - две последние цифры, умноженные на 5 – диаметр внутреннего кольца подшипника (d = 09х5 = 45 мм). - третья справа – серия (1 − особо легкая, 2 − легкая, 3 – средняя, и 4 − тяжелая.) - четвертая справа – тип подшипника (по табл.) 7 – роликовый конический. 0 – шариковый радиальный. 9 – роликовый упорный. - пятая или пятая и шестая справа – отклонение от конструкции, в нашем случае цифры нет – т.е. он основной конструкции. (67309 здесь цифра 6 обозначает подшипник с бортом). - седьмая цифра – серия ширины - цифры 0, 6, 5, 4, 2, стоящие через тире перед цифрами указывают класс точности. Самый высокий класс – 2 – стоит в 10 раз дороже 0 – го класса. 211 –подшипник шариковый радиальный, d=55 мм, легкой серии 2. 6 – 405 – шариковый радиальный, d=25 мм, тяжелой серии 4, 6 - го класса точности. 4–2208 – роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами, d=40 мм, легкой серии, 4-го класса точности. Шарики, ролики и кольца изготавливают из высокопрочных шарико-подшипниковых хромистых сталей Шх15 с термообработкой с последующими шлифованиями и полировкой. Твердость НRC 61…66. Сепараторы изготавливают из мягкой листовой стали. Виды разрушений подшипников: - усталостное выкрашивание рабочих поверхностей (сопровождается стуком и вибрацией); - пластические деформации (вмятины на кольцах); - задиры рабочей поверхности (недостаток смазки); - абразивный износ (попадание пыли); - разрушение сепараторов; - раскалывание колец (перекосы, большие динамичные нагрузки). в) расчет подшипников качения; Основным критерием работоспособности подшипников качения является: - долговечность по усталостному выкрашиванию; - статическая грузоподъемность по пластическим деформациям. На долговечность рассчитывают подшипники, вращающиеся с угловой скоростью рад/с. Подшипники не конструируют, а подбирают по таблицам каталогов при проектировании машин. Начинают с самых простых и дешевых: - при малых нагрузках применяют однорядные шариковые подшипники легкой серии; - при больших нагрузках и малых угловых скоростях применяют подшипники тяжелой серии; - при ударных нагрузках – 2-х рядные роликовые подшипники и т.д. Расчет на долговечность – основан на динамической грузоподъемности Сr,, которую может выдержать подшипник за 106 оборотов. , (9.6) откуда , (9.7) где RE – эквивалентная нагрузка для радиальных и упорных подшипников; , (9.8) - для упорных , (9.9) p – показатель степени – для шариковых p =3; - для роликовых p =3.33; Ln – требуемая долговечность (ресурс) Ln =3000…30000; X,Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок указываются в каталоге; Rr – радиальная нагрузка на подшипник; Ra – осевая нагрузка подшипника; V – коэффициент вращения – при вращении внутреннего кольца V =1, наружного кольца − V =1,2; − коэффициент безопасности (табл.); − температурный коэффициент (табл.). При расчете радиально-упорных подшипников необходимо учитывать осевые составляющие реакции подшипников. - для шариковых радиально-упорных (9.10) - для конических роликовых , (9.11) где - коэффициент осевого нагружения. Если < заданной, надо выбрать другой типоразмер подшипника или изменить схему его установки и повторить расчет. Расчет подшипников на статическую грузоподъемность выполняется при угловой скорости ω < 0.1 рад/с по условию , (9.12) где − статическая грузоподъемность (указывается в каталоге); − эквивалентная статическая нагрузка. Для радиальных и радиально-упорных подшипников , (9.13) где и − радиальная и осевая нагрузка подшипников, и − коэффициенты радиально осевой нагрузки (в каталоге) для шариковых радиальных одно- и двухрядных ХО = 0,6, . Контрольные вопросы 1. Что такое вал и ось, и какие деформации они получают при работе? 2. Какими параметрами оцениваются критерии работоспособности валов и осей? 3. Что называют цапфой, шипом, шейкой и пятой? 4. Какова цель проектного и проверочного расчета вала? 5. Из каких конструктивных элементов состоит подшипник скольжения? 6. Какое назначение вкладышей и какой материал применяется для их изготовления? 7. Что является критерием работоспособности подшипников скольжения? 8. Как выполняется условный расчет подшипников скольжения на износ и нагрев? 9. Какие смазочные материалы применяют в подшипниках скольжения? 10. Из каких деталей состоит подшипник качения? 11. Из каких материалов изготовляют тела качения, кольца и сепараторы? 12. Как классифицируют подшипники качения по направлению нагрузки и форме тел качения? 13. Как выполняется маркировка подшипников качения? 14.Что такое статическая и динамическая грузоподъемность подшипников качения, от чего она зависит и как выбирается?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |