Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Человек и среда обитания в схеме безопасности жизнедеятельности




Лекции.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности». Роль дисциплины в подготовке специалистов.

Безопасность жизнедеятельности - обще профессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания.

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления единства профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками безопасности жизни и здоровья человека, его поведения в экстремальных условиях.

Дисциплина, наряду с прикладной инженерной направленностью, ориентирована на повышение подготовки специалистов гуманитарных профессий и базируется на знаниях получаемых при изучении естественнонаучных, социально-экономических и обще профессиональных дисциплин.

В результате изучения дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” студент должен знать”: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе “человек - среда обитания”, правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности, планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях.

 

Тема 2. Основы тории и терминологический аппарат БЖД. Понятия и определения по предмету.

Теория - высшая форма научного познания. Объектом БЖД является деятельность, системообразующим элементом безопасности является человек (его безопасность).

В теории БЖД выделены следующие проблемы: терминология и определения; идентификация опасностей; профилактика и защита от опасностей; теория риска и остаточный риск.

Терминологический аппарат БЖД раскрывает понятия и определения деятельности, моделей и процессов БЖДЮ опасности и ее потенциальности, идентификации.

 

Специфика среды обитания - сложное переплетение природных и социальных факторов.

Человеческий разум и способность адаптации человека - новый этап эволюции органического мира.

Характерные системы “человек - среда обитания”. Производственная, городская, бытовая и природная среда, Биологические и экономические особенности среды обитания. Взаимодействие человека со средой обитания. Экономическая и экологическая формы взаимодействия. Среды биотическая, абиотическая, антропогенная.

Причинно-следственные связи чрезвычайных ситуаций с составом биосферы:

- нарушение устойчивого равновесия экосистем

- неконтролируемый выход энергии

- ошибочные и не санкционируемые действия человека

- стихийные явления.

Проблемы оптимального взаимодействия человека со средой обитания.

Природный ресурс - источник экономического потребления человеком природы. Классификация природных ресурсов. Экологические права человека: Ст. 42 Конституции Р. Ф. и Ст. 11 Закона Р.Ф. об охране окружающей природной среды. Всемирная декларация прав человека (1984 г.); Стокгольмская декларация (1972 г.); Международная конференция ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (1992 г.).

Тема 4. Негативные факторы в системе «Человек – среда обитания».

Источники и уровни различных видов энергии естественного и антропогенного воздействия.

Классификация негативных факторов: естественные, физические, химические, биологические, психофизические. Вероятность и уровни воздействия негативных факторов. Максимальные и минимальные значения фактора.

Стихийные явления в атмосфере; гидросфере, литосфере. Источники естественных негативных факторов. Стихийные бедствия геофизического, гидрометеорологического характера, массовые заболевания.

Землетрясения: энергия землетрясения М, очаг землетрясения h, интенсивность землетрясения I. Классификация землетрясений по степени воздействия на человека. Причины гибели и меры защиты.

Бури, ураганы, смерчи; наводнения, оползни. Причины, прогнозирование, меры защиты.

Техносфера как зона действия повышенных и высоких уровней энергии.

Демографический взрыв, урбанизация, научно-техническая революция - причины формирования техносферы.

Виды техносферных зон и регионов: производственная сфера, промышленная зона- регион, городская селитбенная, транспортная и бытовая среда.

Источники и виды негативных факторов производственной среды: атмосферное загрязнение, загрязнение поверхностных и подземных вод, радиоактивное загрязнение, эрозия почв и др.

Виды и масштабы негативного воздействия хозяйственных объектов на селитбенные зоны, природную среду.

Источники и уровни негативных факторов бытовой Среды.

Взрывы, пожары, химические и другие негативные воздействия на человека и среду

обитания.

 

Тема 5 Негативные факторы в системе «Человек – среда обитания».

Вредные вещества, их классификация, пути поступления в организм. ПДК вредных веществ. Основные среды: техногенная,антропогенная,природная.

Средства индивидуальной и коллективной защиты.

 

Тема 6. Чрезвычайные ситуации в безопасности жизнедеятельности.

Классификация Ч.С. Методические принципы индексации объектов по степени опасности. Метод прогнозирования аварийного состояния. Принципы и способы защиты населения в Ч.С.

Нормативные документы о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Основные мероприятия по защите населения при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Мероприятия по организации жизнеобеспечения населения в случае возникновения Ч.С: водой, питанием, предметами первой необходимости, жильем. Медицинское обеспечение населения, информационное обеспечение, обеспечение предметами первой необходимости.

 

Тема 7. Чрезвычайные ситуации возможные на территории Волгоградской области и их последствия для населения и объектов экономики.

Основные понятия, определения, характеристики Ч.С. Наиболее вероятные чрезвычайные ситуации в области, возможность их прогнозирования.

Состав и организация комиссий по чрезвычайным ситуациям.

Основные принципы защиты населения и объектов при Ч.С.

Оценка обстановки в учреждениях, организациях, предприятиях при стихийном бедствии, аварии, катастрофе.

Способы оценки химической, радиационной, инженерной и пожарной обстановки. Органы разведки Г.О. и способы ведения разведки.

 

Тема 8. Основы физиологии труда и комфортные (нормативные) основы жизнедеятельности.

Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Тяжесть и напряженность труда.

Категории работ по тяжести и напряженности труда.

Действия на организм человека атмосферного давления (повышенного и пониженного), параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. Влияние отклонений параметров от нормативных значений на производительность труда, состояние здоровья, профессиональные заболевания. Профилактика, травматизм.

Понятия: “производственная санитария”, опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, техника безопасности труда, пожарная безопасность.

Эргономика и инженерная психология.

Травматизм на производстве. Методика расследования несчастных случаев и их учет. Методы и средства борьбы за снижение производственного травматизма.

Правовые основы охраны жизнедеятельности человека в процессе трудовой деятельности.

 

Тема 9. Психология безопасности труда как единство трудового процесса с социально-экономическими и психофизиологическими факторами.

Понятия безопасности труда, как комплекса мероприятий обеспечивающих адаптацию человека в системе, Ч - М - Ж - С.

Выявление взаимосвязей между элементами системы - основа прогнозирования несчастных случаев и заболеваний. Понятие травмоопасности.

Психологические факторы и закономерности возникновения и предотвращения несчастных случаев. Причины несчастных случаев: организационные, технические, технологические, санитарно-гигиенические, психофизиологические, экономические.

Основные показатели условий труда: количество рабочих мест с благоприятными условиями труда, показатели техники безопасности, показатель обеспеченности санитарно-бытовыми помещениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.