КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекарствоведения. Народная Медицина 4 страница
в) вода; г) земля; д) огонь. 3. Значительное внимание древнеримский ученый Диоскорид уделял: а) растительным смолам; б) камедям; в) способам применения растительных смол; г) способам применения камедей; д) балластным веществам.
Вариант 2 1. Палеография – это наука о: а) надписях; б) развитии письменности; в) развитии фармации; г) древних раскопках; д) лекарствах. 2. Слово «врач» в Ассиро-Вавилонии означало – знающий: а) воду; б) химию; в) масло; г) кровь; д) молоко. 3. «Асклепейоны» – помещения в Элладе, в которых осуществлялось: а) изготовление лекарств;
б) лечение больных; в) хранение лекарств; г) обучение фармацевтов; д) специализация врачей.
Вариант 3 1. Эпиграфика – это наука о: а) надписях; б) развитии письменности; в) развитии фармации; г) древних раскопках; д) лекарствах. 2. В Древней Индии при кровопотерях применялись: а) железо; б) мышьяк; в) желчь; г) мед; д) бамбук. 3. Чьим именем названа группа лекарственных препаратов: а) Аристотеля; б) Галена; в) Галилея; г) Парацельса; д) Гиппократа.
Вариант 4 1. Выделите два основных этапа в истории первобытного общества: а) период коллективизации; б) оседлый образ жизни; в) классовый строй; г) родовой строй; д) первобытная орда. 2. Наиболее распространенными средствами, используемыми при лечении болезней в Ассиро-Вавилонии, являлись: а) вода; б) глина; в) масло; г) кровь; д) молоко. 3. Древнегреческий ученый Теофраст написал большое количество трудов по: а) химии; б) ботанике; в) фармакотерапии; г) технологии лекарств; д) полифармации.
Вариант 5 1. Фармакология – наука, изучающая: а) лекарственное сырье растительного происхождения; б) действие лекарственных веществ на организм; в) лекарственное сырье животного происхождения; г) историю фармации. 2. Для нормальной жизнедеятельности организма в Древней Индии считалось необходимым наличие первичных элементов: а) воздуха; б) слизи; в) крови; г) желчи; д) эфира. 3. Основоположник полифармации в Древней Греции: а) Аристотель; б) Герофил; в) Эрасистрат; г) Гиппократ; д) Эфес.
Вариант 6 1. К лекарственным средствам приравниваются: а) парафармацевтики; б) медицинская техника; в) изделия медицинского назначения; г) линзы контактные; д) медицинская аппаратура. 2. В трактате тибетской медицины группы лекарственных средств объединены по качествам: а) вкусовым; б) цветовым; в) лечебным; г) фармакологическим; д) физическим. 3. В «Лечебнике» римского ученого-энциклопедиста Цельса лекарственные средства классифицированы по: а) вкусовым качествам; б) способам применения; в) технологии приготовления; г) виду лекарственной форм; д) происхождению.
Вариант 7 1. Задачи истории фармации: а) анализ общих закономерностей процесса становления фармацевтических знаний; б) раскрытие достижений каждой новой эпохи в области фармации и общей культуры;
в) познание взаимодействия фармации и общей культуры; г) планирование кадров; д) анализ финансово-хозяйственной деятельности аптеки. 2. «Фармаки» в переводе с древнегреческого языка означает: а) защитник; б) избавитель; в) исцелитель; г) химик; д) лекарствовед. 3. Бог врачебного искусства в Древней Греции: а) Асклепий; б) Панацея; в) Гиппократ; г) Тот; д) Асириус.
Вариант 8 1. Лекарственное средство – это лекарственная субстанция, применяемая для: а) профилактики заболеваний; б) диагностики заболеваний; в) лечения заболеваний; г) продления жизни; д) сбора лекарственного сырья. 2. Бога врачебного искусства в Древнем Египте называли: а) Фармаки; б) Фармаци; в) Тот; г) Асириус; д) Амбра. 3. В «Клятве Гиппократа» содержится требование: а) заботливо относиться к больному; б) милосердно обращаться с больным; в) не использовать знания во вред человеку; г) не использовать лекарства во вред человеку; д) использовать знания и лекарства во вред человеку.
Вариант 9 1. Греческое слово «фармакон» означает: а) сборник стандартов; б) фармакопея; в) лекарство; г) фармакопея. 2. Согласно древнеегипетскому «учению о пневме», в воздухе содержатся вещества: а) невидимые; б) видимые; в) невесомые;
г) весомые; д) проникающие в легкие. 2. По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма определяется: а) кровью; б) слизью; в) желчью желтой; г) желчью черной; д) флегмой.
Вариант 10 1. Эпиграфика – это наука о: а) надписях; б) развитии письменности; в) развитии фармации; г) древних раскопках; д) лекарствах. 2. «Фармаки» в переводе с древнегреческого языка означает: а) защитник; б) избавитель; в) исцелитель; г) химик; д) лекарствовед. 3. Бога врачебного искусства в Древнем Египте называли: а) Фармаки; б) Фармаци; в) Тот; г) Асириус; д) Амбра.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ: Вариант 1 1. Опишите период зарождения навыков хирургии. 2. Оцените, как отразилась на развитии общественной жизни и медицины выплавка самородных металлов. 3. Укажите источник развития лекарствоведения.
Вариант 2 1. Выявите факторы, способствовавшие переходу к патриархату. 2. Где появились термины «Фармация», «химия», «врач», и что означают эти термины? 3. Перечислите факторы, повлиявшие на развитие медицины в Древней Греции.
Вариант 3 1. Назовите прототипы современных фармакопей в странах Древнего Востока и первые медицинские книги. 2. Укажите время и место появления первых медицинских школ в Древней Индии. 3. Назовите источник развития лекарствоведения.
Вариант 4 1. Составьте список хирургических методов лечения болезней в странах Древнего Востока. 2. Укажите отличительные особенности теорий, объясняющих болезнь в Древнем Египте и Месопотамии. 3. Опишите понимание болезни по Гиппократу.
Вариант 5 1. Укажите время и место появления первых медицинских школ в Древней Индии. 2. Приведите список хирургических методов лечения болезней в странах Древнего Востока. 3. Опишите понимание болезни по Гиппократу.
Вариант 6 1. Где появились термины «фармация», «химия», «врач», и что означают эти термины? Запишите в тетради. 2. Выявите факторы, способствовавшие переходу к патриархату. 3. Напишите имена известных врачей и ученых Византийской империи.
Вариант 7 1. Опишите связь между оседлым образом жизни и уровнем развития медицины и лекарствоведения в V-VI тысячелетиях до Р.Х. 2. В период матриархата главой рода и врачевательницей его была женщина. Письменно перечислите причины, послужившие этому. 3. Перечислите имена видных ученых Древней Греции, Древнего Рима:
Вариант 8 1. Оцените, как отразилась на развитии общественной жизни и медицины выплавка самородных металлов. 2. Опишите период зарождения навыков хирургии. 3. Проведите сравнительный анализ истории фармации Древней Греции и Древнего Рима.
Вариант 9 1. Укажите отличительные особенности теорий, объясняющих болезнь в Древнем Египте и Месопотамии. 2. Назовите прототипы современных фармакопей в странах Древнего Востока и первые медицинские книги. 3. Опишите понимание болезни по Гиппократу.
Вариант 10 1. Перечислите источники, используемые для изучения истории фармации и медицины. 2. Опишите связь между оседлым образом жизни и уровнем развития медицины и лекарствоведения в V-VI тысячелетиях до Р.Х. 3. Запишите в тетради происхождение термина «аптека», а также его латинский аналог.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная 1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006. 3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.
Дополнительная 1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004. 2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1991. 3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.
ТЕМА: ФАРМАЦИЯ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
ЦЕЛЬ: Изучение истории развития фармации в Новое и Новейшее время
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ: 1. Ознакомление с учеными, внесшими вклад в развитие химии в XVIII и XIX веках, и их научными трудами. 2. Научить студентов проводить сравнительный анализ фармацевтических служб США, Англии и Франции. 3. Выявление факторов, повлиявших на развитие фармацевтической промышленности. 4. Изучение истории развития фармацевтических компаний «Е.Мерк», «Schering-Ploughs», «Eli Lilly».
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Решение ситуационных задач, кроссвордов, обсуждение с преподавателями вопросов темы занятий.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: Ситуационные задачи 1. Выпишите имена ученых, внесших вклад в развитие химии в XVIII веке. 2. Письменно перечислите ученых, внесших вклад в развитие химии в XIX веке, и их научных трудов.
3. Сравните фармацевтическую службу в США, Англии и Франции:
4. Выделите факторы, влияющие на развитие фармацевтической промышленности. 5. Изучив историю развития фармацевтических компаний «Е.Мерк», «Schering-Ploughs», «Eli Lilly» по следующим параметрам: а) основатель б) место появления в) страна происхождения г) время основания д) современное состояние, – письменно проведите сравнение. 6. Выявите факторы, повлиявшие на развитие фармацевтической отрасли в США.
7. Решите кроссворд: 1 по горизонтали – Шведский аптекарь, открывший методы выделения из растений органических веществ. 2 по вертикали – Русский ученый, один из авторов теории кислорода. 3 по горизонтали – Французский фармацевт, изобретатель ареометра для определения крепости спирта 4 по горизонтали – Французский фармацевт, открывший хлороформ. 5 по горизонтали – Первый директор фармацевтической школы в Париже. 6 по вертикали – Французский аптекарь, получивший йод, разработавший метод получения цинковых белил и других соединений. 7 по горизонтали – Немецкий фармацевт, автор объемного химического анализа.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Фармация в эпоху капитализма Зарождение капиталистического способа производства оказало огромное влияние па развитие химии и фармации. В этот период абсолютное большинство аптек стало выполнять функции хорошо оснащенных химических лабораторий. Аптекарь часто являлся фармацевтом и химиком-экспериментатором. Многие ценные результаты химических исследований, проведенных в аптеках, становились достоянием химии. На базе некоторых аптек в ряде городов Европы возникли научные центры. В конце XVII века на смену алхимии и ятрохимии пришла новая – флогистонная теория, при помощи которой химики пытались объяснить процессы окисления, горения и т.д. Среди ученых, последователей этой теории, были многие фармацевты, сделавшие в своих аптеках немало открытий. Шведский аптекарь Карл Вильгельм Шееле (1742-1786) в маленькой аптечной лаборатории совершил около 50 выдающихся открытий. Он разработал методы выделения из растений чистых органических веществ, получил винную, молочную, мочевую, щавелевую, яблочную кислоты, открыл глицерин и органические эфиры, получил кислород, но не сумел раскрыть роль его в процессах окисления и горения. Шееле открыл марганец, хлор, описал свойства сероводорода и ряда других соединений. Аптекарь Марграф (1709-1782) разработал способ получения фосфора, установил различия муравьиной и уксусной кислот, стал применять микроскоп при химических исследованиях. Особенно быстро химия развивается после смены флогистонной теории теорией кислорода, разработанной М.В. Ломоносовым и французским ученым Лавуазье. Великая французская революция конца XVIII столетия еще больше активизировала производительные силы в Европе. Во Франции появилась плеяда фармацевтов, занимавшихся в конце XVIII и начале XIX вв. химическими исследованиями и оставивших богатое научное наследие. Аптекарь Луи Никола Воклен (1763-1829), первый директор фармацевтической школы в Париже, основанной в 1803 г., провел более 200 химических работ. Он открыл и выделил в свободном состоянии хром, открыл бериллий, палладий, иридий, осмий, получил соли серноватистой кислоты, сероуглерод, циановую кислоту и т.д. Аптекарь Шарль Дерози (1780-1846) открыл наркотин, смесь солей морфина и наркотина, искал методы получения свекловичного сахара. Аптекарь Куртуа (1777-1836) получил йод, разработал метод получения цинковых белил и ряда других химических соединений. Французский фармацевт Субейран в 1831 г. открыл хлороформ и описал его свойства. Фармацевт Антуан Боме (1728-1804) изготовил ареометр для определения крепости спирта и разработал промышленный метод получения нашатыря. Военный фармацевт Лобер провел химическое исследование хинной коры и построил первую во Франции фабрику серной кислоты. Другой военный фармацевт – Кавенту – разработал метод получения мыла из золы и масляных отбросов. Вместе с фармацевтом Пелетье он открыл ряд алкалоидов: бруцин, колхицин, стрихнин и др. Из немецких фармацевтов, оставивших заметный след в химии, следует указать Клапрота (1743-1817), открывшего соединения урана, стронция, циркония, титана и других элементов. Фармацевт Мор (1806-1879) является творцом объемного анализа в химии. Создатель методики элементарного органического анализа Юстус Либих (1803-1873) начинал свою деятельность в аптеке. Им написано руководство по органической химии в применении к фармации. Либих предложил аппарат для сжигания органических соединений и методы определения ряда алкалоидов. Значительное влияние на развитие фармации в XIX веке оказали открытия Луи Пастера (1822-1895), Джозефа Листера (1827-1912), Пауля Эрлиха (1854-1915). Исследования Пастера раскрыли роль микробов в возникновении многих заболеваний. Листером разработаны методы дезинфекции ран. Эрлих доказал действие химических веществ на инфекционный процесс в организме. Таким образом, развитие химии в XVIII веке и первой половине XIX века обогащало и химию, и фармацию. В этот период значительно расширился ассортимент лекарственных препаратов, полученных химическим путем, что способствовало улучшению лечебного дела. Значительно вырос авторитет аптеки и фармацевта. На основе получения химиотерапевтических и фитохимических препаратов подготавливалась база для организации фармацевтических фабрик и производств. С развитием капитализма и усилением конкуренции в капиталистическом мире, начиная с последней четверти XIX века, роль аптеки как химической лаборатории и мелкого фармацевтического производства постепенно снижалась. Аптеки становятся частными торговыми учреждениями, занимающимися в основном продажей готовых лекарств. Производство химических препаратов, переработка растительного сырья и получение из него различных лекарств, производство лекарственных смесей и галеновых препаратов стали осуществляться на фармацевтических фабриках и заводах, которые открывались частными фирмами. Все капиталистические фирмы, занимающиеся производством медицинских препаратов, в целях сбыта своей продукции затрачивают колоссальные суммы денег на рекламу. В результате в большинстве капиталистических стран в аптеках готовые лекарства, продаваемые населению, составляют 90% и более. В связи с тем, что многие аптеки занимаются лишь продажей готовых лекарств, штаты этих аптек состоят, как правило, из 1-3 работников. Так, в Англии на одну аптеку приходится в среднем 11/2 фармацевта, в США – около 2 фармацевтов и т.д. Имея общую частновладельческую сущность, аптечные службы отдельных капиталистических стран характеризуются некоторыми особенностями в организации работы, снабжении, контроле за качеством лекарств и т.д. В настоящее время функционируют в основном три системы медицинского и лекарственного обслуживания населения: частнокапиталистическая, государственная (с охватом всего населения) и страховая (с охватом части или всего населения). В ряде стран эти системы сочетаются: например, в США сочетается частнокапиталистическая и страховая, в Японии – частнокапиталистическая и государственная. Во всех странах в стоимость лекарственных средств, отпускаемых по рецепту, включается оплата за обслуживание фармацевтом (в том числе и при отпуске готового лекарственного средства) или наценка, которая в среднем равна 25-33% от стоимости лекарства. В США существует несколько типов аптек. Первый тип – профессиональные аптеки, размещаемые в частных клиниках и продающие лекарства и предметы санитарии и ухода за больными. Второй тип – так называемые дрогсторы – наиболее распространенные аптеки чисто коммерческого характера, торгующие наряду с медикаментами разнообразными другими товарами: журналами, мороженым, табачными изделиями, фотопринадлежностями и т.д. В некоторых «дрогсторах» такие товары составляют 60% и более. Аптеки третьего типа – это фармацевтические центры, которые отличаются строгим интерьером и отсутствием витрин с выставленными напоказ лекарствами. Кроме указанных, существуют фирменные аптеки, принадлежащие какой-либо компании и снабжаемые централизованно разнообразными товарами, больничные аптеки, обслуживающие лекарствами стационарных и амбулаторных больных. Больничные аптеки имеются в 85% больниц. В среднем на одну аптеку в США приходится около 3700 жителей. Как правило, аптеки очень небольшие и располагают помещениями только для продажи товаров. Владеть аптекой в США может врач или компания, но заведовать ею должен фармацевт. По существующим в США законам лекарства, разрешенные к отпуску без рецепта, могут продавать специальные отделы универсальных и других магазинов. Ожесточенная конкуренция между фармацевтическими фирмами побуждает владельцев фирм расходовать большие суммы на развитие научно-исследовательской работы с целью получения новых препаратов, которые можно было бы использовать в конкурентной борьбе за завоевание внутреннего и внешнего рынка. Фирмы нередко вступают в сделки с врачами и владельцами аптек с целью сбыта дорогих лекарств. В Англии различают пять основных типов аптек: 1) частновладельческие индивидуальные; 2) аптеки небольших частных компаний фармацевтов; 3) фирменные аптеки крупных компаний; 4) аптеки кооперативных обществ; 5) больничные аптеки. В среднем на одну аптеку приходится 3800 человек (примерно столько же, сколько в США). Количество рецептов на одну аптеку в год колеблется от 6000 до 120000. Замечается сокращение численности аптек за счет разорения владельцев мелких аптек, не выдерживающих конкуренции с фирменными аптеками. Помимо аптек, в Англии многие медикаменты продаются в бакалейных и других магазинах. В свою очередь фирменные и частные аптеки наряду с медицинскими товарами продают и другие товары. В одном из английских официальных вестников, например, указывалось, что лекарственные средства, разрешенные к отпуску без рецептов, продавались в 68000 розничных предприятий, среди которых было 14500 аптек, более 41000 продовольственных магазинов, 8700 кондитерских и табачных магазинов, а также в газетных киосках. В Англии существует государственная служба здравоохранения, которая первоначально предусматривала бесплатный отпуск лекарств из аптек по рецептам этой службы. Однако это мероприятие до конца осуществить не удалось, и сохранена единая плата за любое лекарство. Указанная плата не обеспечивает необходимый доход частным аптекам, в результате чего им приходится прибегать к продаже посторонних товаров и вступать в жестокую конкурентную борьбу с другими частными или фирменными аптеками. Государственной службой здравоохранения руководит Министерство здравоохранения Англии. При местных исполнительных советах Государственной службы здравоохранения для руководства аптечной службой имеются фармацевтические комитеты, которые избираются владельцами аптек. Большую роль в деле фармацевтической практики играет Фармацевтическое общество Англии, в котором обязательно должны быть зарегистрированы все аптеки и фармацевты. Инспекторы этого общества контролируют качество лекарств, перевязочных материалов и предметов ухода за больными, отпускаемых по рецептам Государственной службы здравоохранения, а также следят за выполнением владельцами аптек фармацевтических инструкций и положений. Контроль за внедрением новых лекарственных препаратов в лечебную практику осуществляет комиссия по вопросам безопасности лекарственных средств. Изготавливать и отпускать лекарства по рецептам должны только фармацевты, которые обязаны иметь высшее фармацевтическое образование и звание бакалавра фармации или фармацевтического химика. Лица, не имеющие фармацевтического образования, допускаются в аптеке только к продаже немедицинских товаров. Больничные аптеки открываются, как правило, только при крупных больницах и обязаны обслуживать, кроме того, другие прикрепленные к ней больницы. В таких аптеках, обслуживающих группу больниц, помимо основного аптечного персонала, имеется должность так называемого группового фармацевта. В обязанности последнего входит организация работы по лекарственному снабжению всех прикрепленных больниц, он также должен консультировать по вопросам хранения и использования отпущенных лекарств. Во Франции, в отличие от США и Англии, количество аптек и их дислокация регламентируются законом. В среднем одна аптека предусмотрена на 2000-3000 жителей в зависимости от величины города или населенного пункта. Право на открытие аптеки выдает префект департамента после консультации с районными санитарными врачами, районными инспекторами и советом Фармацевтического общества. Владеть аптекой может только лицо с фармацевтическим образованием. Владелец крупной аптеки может иметь при аптеке аналитическую или производственную лабораторию. Фармацевты, работающие в аптеке, могут производить определенные биологические анализы. Число фармацевтов в штате аптек устанавливается в зависимости от оборота аптеки. Кроме фармацевтов, в штат аптеки входят технические работники, которые должны быть не моложе 21 года, иметь среднее образование и 5 лет стажа работы в аптеке в качестве помощника технического работника. Технический работник имеет право приготовлять лекарства под наблюдением фармацевта. Во французских аптеках ассортимент товаров регламентируется законами. Монопольное право на продажу лекарственных средств, минеральных вод, предметов санитарии и гигиены, ортопедических средств и других медицинских товаров принадлежит только аптекам. Цены на все аптечные товары устанавливаются по государственному фармацевтическому тарифу. Качество лекарственных средств проверяют инспекторы Министерство здравоохранения, которые посещают каждую аптеку раз в год и изымают на анализ образцы индивидуально приготовленных лекарств, одновременно проверяют учет наркотических и ядовитых препаратов. Руководство аптечным делом во Франции осуществляет Центральная служба фармации Министерства здравоохранения, которая имеет шесть бюро: по законодательным вопросам, по контролю качества и производству лекарственных средств, по контролю за введением в лечебную практику новых лекарств, по подготовке Французского кодекса лекарственных средств, по импорту и экспорту. Больничные аптеки во Франции отличаются от подобных аптек в других странах. Фармацевты этих аптек большую часть времени уделяют не фармацевтической деятельности, а клиническим анализам. В Париже имеется Центральная больничная аптека, штат которой насчитывает 200 человек, из которых 30 – фармацевты. Кроме изготовления и распределения лекарств по больницам города, эта аптека занимается снабжением лабораторий больниц реактивами для анализов, информирует больницы о лекарственных средствах и выполняет ряд других функций, направленных на улучшение работы аптек при остальных городских больницах Парижа. В ряде стран (Дания, Голландия, Швеция, Финляндия, Норвегия, Япония и др.) существует государственное страхование населения, за счет которого больные получают лекарства в аптеках со скидкой. Почти половина средств в кассу социального обеспечения вносится самими застрахованными в виде обязательных взносов.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |