КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекарствоведения. Народная Медицина 1 страница
Алматы, 2012 г. Курс: 2 РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Модуль фармацевт - менеджер (СРСП) Дисциплина: «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ» ТЕМА: ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ЦЕЛЬ: Изучение истории возникновения и развития лекарствоведения и народной медицины
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ: 1. Выявление различий между общей и частной историей фармации. 2. Изучение факторов, способствующих переходу от матриархата к патриархату. 3. Выявление связи между развитием общественной жизни с развитием медицины и лекарствоведения.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Решение ситуационных задач, кроссвордов, обсуждение с преподавателями вопросов темы занятия.
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: Ситуационные задачи 1. Запишите в тетрадь определение понятия «История фармации». Приведите примеры, относящиеся к: а) общей истории фармации; б) частной истории фармации. 2. Письменно перечислите источники, используемые для изучения истории фармации и медицины.
3. В период матриархата главой рода и врачевательницей его была женщина. Письменно перечислите причины, послужившие этому.
4. Письменно перечислите факторы, способствовавшие переходу к патриархату. 5. Письменно укажите, как отразилась на развитии общественной жизни и медицины выплавка самородных металлов.
6. Опишите связь между оседлым образом жизни и уровнем развития медицины и лекарствоведения в V-VI тысячелетиях до Р.Х.
7. Опишите период зарождения навыков хирургии. 8. Опишите: · природные лекарственные средства; · гигиенические правила древности. 9. Решите кроссворд: 1 по горизонтали – Греческое слово, означающее «лекарство» 1 по вертикали – Сборник стандартов, положений, регламентирующих требования к качеству
2 по горизонтали – Врачевательница, жившая в эпоху матриархата в Колхиде 3 по горизонтали – «Женщина, знавшая тайны всех трав» из поэмы Гомера 4 по вертикали – Тонизирующее растение 5 по вертикали – Как звали лекарку Ильи Муромца? 6 по вертикали – Одно из средств «магического воздействия», применявшееся для лечения в первобытную эпоху 7 по горизонтали – Минеральная краска, известная в эпоху первобытного общества 8 по вертикали – Как назывались у славянских народов «каменные бабы»?
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
История фармации Происхождение термина «фармация» относится к глубокой древности. Египетское слово фармаки (дарующий исцеление или безопасность) дало происхождение греческому слову фармакон (лекарство). Всем занятиям, связанным с изготовлением и продажей лекарств, сначала в Древней Греции, а затем и у других народов стали давать названия, имеющие корень фарма или фармако. Например, в Древнем Риме специалисты лекарственного дела именовались pharmaceutae, pharmacopoae. До наших дней сохранились такие термины, как фармакопея – сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств, фармакология –наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм, фармакогнозия – наука, изучающая лекарственное сырье растительного и животного происхождения и некоторые продукты его первичной переработки. В 1924 г. на съезде по фармацевтическому образованию было дано следующее определение фармации. Фармация – это комплекс наук и практических знаний, занимающихся вопросами добывания, обработки, контроля, хранения, изготовления и отпуска всякого рода лекарств и лечебно-профилактических средств. Уникальность фармации заключается в том, что, с одной стороны, это высоконаучная отрасль, питающаяся достижениямитаких фундаментальных дисциплин, как химия, биология, физика, математика, а с другой – фармация возникла как практический вид деятельности, требующий высочайшего мастерства, что позволяет зарубежным историкам науки определять фармацию как науку и искусство. Понятийный аппарат дисциплины обширен, наряду с определениями, которым несколько тысяч лет, в фармацевтическом терминологическом словаре содержатся молодые дефиниции. Впервые основные профессиональные термины официально определены в Законе Республики Казахстан «О лекарственных средствах» от 13.01.04 № 532-II ЗРК. Например: Лекарственные средства – лекарственная субстанция или комбинация лекарственных субстанций, применяемая для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, а также для предотвращения беременности. К лекарственным средствам приравниваются парафармацевтики, медицинская техника и изделия медицинского назначения (линзы контактные и для коррекции зрения, предметы и материалы изделия, инструменты, устройства, приборы, аппаратура), используемые с целью диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Лекарственный препарат – лекарственное средство в определенной лекарственной форме. Фармакопейная статья – нормативно-технический документ, определяющий качество и безопасность лекарственного средства. Государственная фармакопея Республики Казахстан – сборник государственных стандартов и положений, нормирующих качество и безопасность лекарственных средств. История фармации –это наука о развитии фармацевтической деятельности и лекарственных знаний на протяжении всего существования человечества от первобытных времен до наших дней. В задачи истории фармации как науки входит: 1) проследить общие закономерности процесса становления фармацевтических знаний с древнейших времен до современности; 2) раскрыть достижения каждой новой эпохи в области фармации; 3) показать взаимодействие фармации и общей культуры, влияние важнейших теорий и открытий в естествознании, философии, культуре на состояние фармации каждой эпохи.
История фармации делится на частную и общую. Общая история фармации изучает главные закономерности и основные проблемы всемирной фармации в целом. Частная история фармации – это история развития отдельных фармацевтических дисциплин, таких, как фармацевтическая химия, фармакогнозия, фармацевтическая технология, управление и экономика фармации и т.п. В основу периодизации истории фармации положено принятое в общей истории деление на пять периодов: первобытное общество, древний мир, средние века, новая и новейшая история. Это касается общей истории фармации. Частная история фармации изучает особенности развития отдельных фармацевтических дисциплин. Для изучения истории фармации и медицины используются следующие источники: 1) для более древних периодов, охватывающих тысячелетия, основными источниками изучения являются раскопки, данные археологии, палеонтологии, палеопатологии; 2) с возникновением письменности такими источниками являются рукописи, печатные произведения врачей, общих историков, государственных и военных деятелей, философов, архивные материалы; 3) материалы лингвистики, этнографии, изобразительного искусства, народного эпоса и фольклора; 4) фото-, фоно-, кино-, видеодокументы; 5) данные нумизматики, палеографии (науки о развитии письменности), эпиграфики (науки о надписях). Виды источников изучения медицины продолжают расширяться и обогащаться.
Возникновение лекарствоведения Эпоха первобытной общины охватывает огромный промежуток времени. Если самые ранние классовые общества на земле появились всего каких-нибудь 5 тысяч лет назад, то первобытнообщинный строй возник по крайней мере 700-800 тысяч лет назад, а в некоторых местах продолжает существовать и в настоящее время. В истории первобытных людей можно выделить два основных этапа: период первобытной орды (стада) и период родового строя, который делится на две стадии: материнский родовой строй (матриархат) и отцовский родовой строй (патриархат). Эпоха матриархата как этап развития первобытного общества характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. Она своим трудом создавала основные и более постоянные источники существования родовой общины: разводила домашний скот, обрабатывала землю, хранила домашний очаг и все обычаи рода. Счет родства велся по материнской линии. Этот период характерен еще и тем, что основным способом поддержания существования человека было собирание даров природы: ягод, плодов, трав, корней и т.д. Отыскивая среди окружающей природы все, что было пригодно для употребления в пищу, первобытные люди замечали ядовитое или лечебное действие многих растений. Путем отбора полезного от вредного, целебного от ядовитого люди первобытной эпохи открыли значительное количество лекарственных средств растительного происхождения. Это прежде всего пасленовые (дурман, белладонна, скополия), наркотические (мак, табак, индийская конопля), растения, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт (полынь), а также тонизирующие (женьшень, лимонник) и возбуждающие (кока). Женщина, как глава рода, заботилась не только о питании и поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Женские фигуры занимают первое место в искусстве палеолитических скульпторов. Вырезанные из бивня мамонта, а иногда из мягкого камня женские изображения имеют всюду, от Средиземного моря до Байкала, одну и ту же канонически устойчивую
позу. Женщина, чаще всего обнаженная, с подчеркнутыми признаками женщины-матери, спокойно стоит, опустив руки на живот. Лицо обычно выпуклое, но совершенно гладкое. Археологи называют эти памятники «каменными бабами». Ф.Р. Бородулин, изучивший большое количество материалов, относящихся к жизни первобытного общества, утверждает, что у славянских народов они назывались «берегинями». Можно предположить, что так называли женщин, которые оберегали здоровье рода и служили «натурой» для создания этих памятников. Гомер в «Одиссее» говорит о Полидамне – женщине «могучей, знавшей тайны всех трав полезных, целебных и вредных», о «светлокудрой жене Агамеде», лечившей целебными травами. Народный эпос из глубины веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху матриархата (в Колхиде – Медея и ее сестра Геката, в Чехии – Мудрая Каза, в Киевской Руси – Марина, лекарка Ильи Муромца). Правда, как пишет Ф.Р. Бородулин, эти героини народного эпоса жили уже не в эпоху матриархата, а много позже, однако не подлежит сомнению, что народное творчество верно отразило их роль как первых врачевателей недугов человеческих. Появление лука и стрел – второе крупное изобретение человека после открытия способов получения огня, было огромным достижением в истории его развития. С помощью лука человек мог систематически охотиться на птиц и мелких быстроногих животных. В этот период он стал активным охотником и рыболовом. Переход первобытного человека к охоте и рыболовству как к одному из главных источников существования имел немаловажное значение для расширения медицинских познаний. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению целебных свойств некоторых органов животных (печень, жир, кровь). От холода человека надежно защищало обильное смазывание жиром. Вероятно, что охотники, подвергаясь нападениям зверей, сопровождающимся травмами, в особенности переломами и вывихами, научились применять своеобразные шины, накладывать на поврежденные места золу от костров, смолу деревьев, глину. Возможно, что в этот период доисторические люди познакомились с одним из первых фармацевтических препаратов минерального происхождения – поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Потребность в одежде научила наших далеких предков примитивным методам обработки шкур животных. В период перехода к охотничьему хозяйству стало изменяться и мировоззрение людей. Первобытный охотник рано стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, человек стал изображать мир животных. Животные в искусстве палеолитического художника показаны настолько широко и своеобразно, что мы видим здесь почти всех зверей, начиная, конечно, с самого большого и сильного из них – мамонта. В художественных произведениях палеолитических племен представлены и другие животные, рыбы и даже пресмыкающиеся. Такое богатство «звериного» репертуара в искусстве палеолита отражает тотемный культ зверя (слово «тотем» означает «мой род»). Отсюда культовых животных (лат. animal) стали называть тотемными животными, а мировоззрение людей – анималистическим. Так, по данным П.Е. Заблудовского, в Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, на территории Индии – корова, у славянских народов – дикий кабан, и т.д. Охотники некоторых племен, изготавливая амулеты из камня, дерева и кости в виде культовых животных, носили их с собой. Считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье. Таким образом, на ранней стадии развития лекарствоведения накапливался опыт лечения теми или иными лекарственными средствами растительного, животного и неорганического происхождения. Для лечения различных заболеваний люди стали использовать солнце, огонь и воду. Родоначальницей применения различных целебных средств, инициатором использования их при тех или иных заболеваниях была женщина.
Эпоха патриархата. В III-II тысячелетиях до н.э., с развитием и распространением пастушеского, а затем кочевого скотоводства, материнский род уступил место отцовскому – патриархату. В этот период господствующее положение в производстве перешло к мужчинам. Развитие скотоводства повысило роль мужчины, так как приручение животных и уход за ними всегда были его делом. Домашняя работа женщины утратила теперь свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины. Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Теперь женщины, вступая в брак, должны были порывать со своим родом. В период патриархата немаловажное значение уже имела выплавка самородных металлов – меди, олова, серебра, золота. Из меди изготавливали топоры, ножи, копья и различные украшения. Появилось железо, которое стало более доступным и во многом было качественнее бронзы. Железо появилось на Кавказе в XI-X вв. до н.э. Неслучайно древние мифы именно на Кавказе помещали кузницу Вулкана, бога-кузнеца. Железо дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один камень, ни один из известных до этого металлов. Костер стал для человека своеобразной химической лабораторией. На огне он испытывал различные камни, обжигал глиняную посуду. На разных стадиях первобытного строя металлы применялись для украшений, позже для изготовления орудий труда и оружия. В ряде регионов люди были знакомы и с некоторыми свойствами металлов, например плавкостью. Названия ряда металлов на языках древних народов связывались с космическими явлениями. Золото, например, называлось солнечным металлом или просто солнцем. Название «aurum» происходит от латинского «aurora» – утренняя заря. Древние египтяне, армяне и другие народы знали о метеоритном железе, называли его «упавшим с неба» и «капнувшим с неба». В эпоху первобытного общества стали известны и некоторые минеральные краски (охра, умбра и др.), применявшиеся для окраски различных предметов быта, тканей, для пещерной живописи и татуировки. Как указывает историк химии Н.А. Фигуровский, первоначальные достижения человека в области практической химии были очень скромны, но на их основе происходило развитие знаний в последующие эпохи. Все больше возрастало значение скотоводства. В IX-VII тысячелетиях до н.э. на Ближнем Востоке (Иран, Палестина) совершился переход к земледелию и появились первые поселки оседлых земледельцев к скотоводов. В Закавказье переход к новой форме хозяйствования произошел в IV-V тысячелетиях до н.э., а в Юго-Западной Азии (Сирия, Иран, Туркмения, Балканы, долина Нила и Центральная Европа) – в VI-V тысячелетиях до н.э. Переход к новым формам хозяйства представлял собою скачок в развитии производительных сил. Повсюду происходил заметный рост населения. Оседлый образ жизни вел к массовому развитию домостроительства. Мелкая глиняная скульптура и богатая орнаментика расписной посуды свидетельствуют о больших успехах в области искусства. Общий рост производительных сил вызвал прогрессивные изменения социальных и политических форм жизни. Патриархальный род, возникший еще в эпоху неолита, таил в себе зачатки разложения первобытнообщинного строя. В руках глав патриархальных семей сосредоточились продукты труда членов семьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это приводило к образованию частной собственности, появление которой разлагало первобытное равенство, вело к классовому неравенству. Возникновение общественно-экономических сдвигов в первобытном обществе оказало существенное влияние на дальнейшее развитие медицины и на применение лекарственных препаратов. В период патриархата человек создал крупные центры добычи и обработки цветных металлов и железа. Металлургическими навыками стали овладевать самые различные племена, а это привело к созданию таких инструментов, как ножи и скальпели. Благодаря развитию гончарного производства появилась глиняная посуда, в которой можно было сварить пищу и приготовить лечеб-
ные снадобья. Пастух, наблюдая за стадом, подмечал лечебное действие растений на животных. Этот опыт он перенес и на человека. Многие авторы ссылаются на предания о греческом пастухе Мелампии, который открыл слабительное действие травы чемерицы. Пастух Хирон обнаружил, что раны у животных заживают быстрее после поедания травы золототысячника. После употребления некоторых трав животные возбуждались, иногда появлялись рвота и другие побочные явления. Таким образом, использование целебных свойств растений было результатом обобщений человеческих наблюдений. Первобытная культура внесла огромный вклад в развитие медицины и лекарствоведения. Многое из того, что стал применять первобытный человек, используется и сейчас: эфедра как лекарственное растение была известна в Китае 5 тыс. лет назад. Лечебные свойства хинного дерева открыли инки. Они впервые стали применять порошок и кору этого дерева при заболевании тропической малярией. Горицветом весенним лечили водянку и одышку. Формировались специальные знания, которые потом стали использоваться народной медициной. Очевидно, что пастухи первыми научились целому ряду хирургических приемов, возникших из практики на животных, которым часто приходилось оказывать помощь. Приобретенные приемы и навыки с течением времени начинают применяться на людях. Знание целебных свойств ландыша, листьев наперстянки, коки и ряда слабительных средств растительного происхождения; пиявки, отвлекающие банки, минеральные воды, смолы растений и многое другое унаследовано нами из народной медицины. Под народной медициной понимают медицину, возникшую в первобытную эпоху, накопившую в течение тысячелетий эмпирическим путем сведения о средствах и приемах лечения, которые до настоящего времени передаются устно из поколения в поколение. Ценность народной медицины заключается в том, что в результате эмпирических наблюдений, установления определенных фактов образовались материал и основа для научных исследований. Впоследствии выдающиеся русские ученые, представители медицинской и фармацевтической науки, такие как А.П. Нелюбин, М.Я. Мудров, СП. Боткин, Г.А. Захарьин и другие, дали поучительный пример изучения и внедрения народных средств в медицинскую практику и фармацию. Многие препараты и лекарственные средства, вошедшие в современные фармакопеи, разработаны на основе материалов народной медицины. В эпоху патриархата у людей изменилось представление об источнике жизненных благ. Именно в это время вместо тотемного животного появляются первые глиняные статуэтки мужчин. Иногда они изображают мужчину с двумя прядями узкой бороды (анауские племена на нынешней территории Туркмении), со шлемом на голове. Вероятно, это воспроизведение удачливого военного вождя, включенного в сонм обожествленных предков, т.е. складывается культ предка. В его честь устраивались праздники, в случае смерти его хоронили на кладбище, расположенном на территории поселения, как бы давая возможность ушедшему из жизни принимать участие во всех хозяйственных и бытовых делах. Ему создавались памятники. По представлению первобытных людей, при почтительном отношении к предку члены семьи не болели. Поэтому приемы врачевания у первобытных людей сводились к стремлению умилостивить его. Распространилась вера в заклинания, колдовство, порчу. Применялись средства внушения и устрашения – танцы в соответствующих костюмах, гонг, бубен, крики. Чтобы изгнать злого духа, больному часто не давали пищи и воды. Больных кололи иглами, били до тех пор, пока «злой дух» не будет изгнан. Первобытные люди верили, что «злой дух» попадает в тело человека с пищей, поэтому больному давали рвотные препараты. Изгнание «злого духа» производилось и техническим путем – при ранах с нагноением применяли высасывание. У колумбийских индейцев знахарь изгонял «злого духа» путем надавливания кулаками на живот Дольного. Применялись кровопускание, насечки и скарификация.
Часто знахари в первобытном обществе комбинировали применение специальных приемов и лекарственных средств: при лечении желудочно-кишечных заболеваний больному давали пить настои горьких трав, при некоторых других секли крапивой, царапали тело больного до крови или растирали его. Для лечения люди применяли средства «магического воздействия»: фетиши, талисманы, амулеты. Последние часто применялись в сочетании со снадобьями. Так, в бусах амулетов было заключено лекарственное вещество, которое заглатывалось вместе с бусами (рвотное, болеутоляющее). Интересно, что амулеты из чеснока применялись при таких заболеваниях, как скарлатина и дифтерия. Таким образом, медицина и лекарствоведение в эпоху первобытнообщинного строя возникли и развивались в результате деятельности первобытных людей на всех стадиях его существования. Причем врачевание и применение лекарственных средств возникли на самых ранних из них, изменялись и совершенствовались вместе с эволюцией общества. Опыт научил первобытных людей пользоваться природными лечебными средствами, собирать растения и готовить из них «снадобья», применять противоядия, узнавать и использовать лечебные свойства отдельных органов животных. Выработанные эмпирическим путем гигиенические правила и навыки стали более широко применяться в последующие века, многочисленные медицинские приемы и лекарственные средства заложили основу народной медицины, народного врачевания. Хотя в ту далекую эпоху еще не была известна этиология – наука о сущности и причинах болезней, у людей уже имелись лекарственные средства как для внутреннего, так и для наружного применения. Приемы первой помощи и хирургического вмешательства предшествовали знанию анатомии человека, не говоря уже о функциях человеческого организма. Неоспорим и тот факт, что эмпирический опыт первобытных людей предшествовал возникновению анимистических воззрений на происхождение болезней и применение лекарств. Анимистические взгляды и методы лечения появились при разложении родового строя (появление жрецов, шаманов, знахарей и т.д.) Зарождение фармации, начало заготовок и добывания лекарств произошло на заре человеческое культуры. «Их (врачей) деятельность – ровесница первого человека. Было бы несправедливо считать историю медицины с письменного периода», – писал И.П. Павлов.
ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006. 3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005. Дополнительная 1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004. 2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – Москва: Медицина, 1991. 3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.
КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ: Вариант 1
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 4611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |