Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народная Медицина




Алматы, 2012 г.

Курс: 2

ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Модуль фармацевт - менеджер

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЛИТЕРАТУРА

1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006.

3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.

4. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004.

5. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991.

6. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.

 

Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Открытие аптек в Москве, создание «Аптекарских огородов».

2. Исследования отечественной дикорастущей лекарственной флоры.

3. Создание Российских фармакопей на латинском языке.

4. Создание Медицинской Коллегии и издание фармакопей на русском языке.


Фармацевтический факультет

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)

Дисциплина: «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»


ТЕМА: ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЯ.

 

ЦЕЛЬ: Изучение истории возникновения и развития лекарствоведения и народной медицины

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Формирование знаний у студентов по теме:

1. Сформировать умения в использовании источников изучения истории фармации.

2. Выявить связь развития общественной жизни с развитием медицины и лекарствоведения.

Формирование коммуникативных навыков у студентов:

1. Установление максимально доверительные отношения с пациентом;

2. Умение доказывать свою точку зрения в решении ситуационных задач;

Формирование навыков саморазвития и самообразования студентов:

1. Пополнение словарного профессионального запаса;

2. Самостоятельное изучение государственных программ и реформ по развитию здравоохранения и фармации;

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Определение понятия «история фармации».

2. Задачи истории фармации как науки.

3. Отличительные особенности общей и частной истории фармации.

4. Источники, используемые для изучения истории фармации и медицины.

5. Характеристика эпохи матриархата.

6. Роль женщины как первой врачевательницы недугов человеческих.

7. Второе крупное изобретение человека (лук и стрела) и его влияние на развитие человечества.

8. Характеристика эпохи патриархата.

9. Значение для развития общественной жизни и медицины выплавки самородных металлов.

10. Переход к оседлому образу жизни и развитие производительных сил.

11. Развитие медицины в период общественно-экономических сдвигов.

12. Вклад первобытной культуры в развитие медицины и лекарствоведения.

13. Понятие «народная медицина».

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

Изучение основных понятий по теме. Работа в малых группах. Презентация:

· Источников, используемых для изучения истории медицины и лекарствоведения.

· Эпохи матриархата и патриархата.

· Факторов, способствующих переходу от матриархата к патриархату.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006.

3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.

Дополнительная

1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004.

2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991.

3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

1. Греческое слово «фармакон» означает:

а) сборник стандартов;

б) фармакопея;

в) лекарство;

г) фармация.

2. Фармакология – наука, изучающая:

а) лекарственное сырье растительного происхождения;

б) действие лекарственных веществ на организм;

в) лекарственное сырье животного происхождения;

г) историю фармации.

3. Фармация – комплекс наук, занимающихся вопросами:

а) контроля лекарств;

б) хранения лекарств;

в) изготовления лекарств;

г) отпуска лекарств;

д) кадров.

4. Лекарственное средство – это лекарственная субстанция, применяемая для:

а) профилактики заболеваний;

б) диагностики заболеваний;

в) лечения заболеваний;

г) продления жизни;

д) сбора лекарственного сырья.

5. К лекарственным средствам приравниваются:

а) парафармацевтики;

б) медицинская техника;

в) изделия медицинского назначения;

г) линзы контактные;

д) медицинская аппаратура.

6. Задачи истории фармации:

а) анализ общих закономерностей процесса становления фармацевтических знаний;

б) раскрытие достижений каждой новой эпохи в области фармации и общей культуры;

в) познание взаимодействия фармации и общей культуры;

г) планирование кадров;

д) анализ финансово-хозяйственной деятельности аптеки.

7. Палеография – это наука о:

а) надписях;

б) развитии письменности;

в) развитии фармации;

г) древних раскопках;

д) лекарствах.

8. Эпиграфика – это наука о:

а) надписях;

б) развитии письменности;

в) развитии фармации;

г) древних раскопках;

д) лекарствах.

9. Выделите два основных этапа в истории первобытного общества:

а) период коллективизации;

б) оседлый образ жизни;

в) классовый строй;

г) родовой строй;

д) первобытная орда.

 

ТЕМА: РАЗВИТИЕ ФАРМАЦИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

ЦЕЛЬ: Изучение развития фармации и медицины в странах Древнего Востока

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Формирование знаний у студентов по теме:

1. Выявление особенностей, объясняющих болезнь в странах Древнего Востока.

2. Ознакомление с лекарственными формами, применяемыми для лечения больных.

3. Изучение происхождения терминов «фармация», «химия», «врач».

4. Ознакомление с прототипами современных фармакопей и первых медицинских книг.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Фармация Древнего Востока.

2. Расскажите об особенностях учения о болезни в Древнем Египте и Месопотамии.

3. Лекарственные формы, применяемые для лечения больных в Древнем Египте.

4. Лекарствоведение в Месопотамии.

5. Лекарствоведение в Древней Индии.

6. Фармация в Древнем Китае.

7. Фармация тибетской медицины.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

Малые группы, дискуссия, презентации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006.

3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.

Дополнительная

1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004.

2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991.

3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

1. Выберите четыре основных элемента мира в Древнем Египте:

а) воздух;

б) уголь;

в) вода;

г) земля;

д) огонь.

2. Согласно древнеегипетскому «учению о пневме», в воздухе содержатся вещества:

а) невидимые;

б) видимые;

в) невесомые;

г) весомые;

д) проникающие в легкие.

3. Бога врачебного искусства в Древнем Египте называли:

а) Фармаки;

б) Фармаци;

в) Тот;

г) Асириус;

д) Амбра.

4. «Фармаки» в переводе с древнегреческого языка означает:

а) защитник;

б) избавитель;

в) исцелитель;

г) химик;

д) лекарствовед.

5. Наиболее распространенными средствами, используемыми при лечении болезней в Ассиро-Вавилонии, являлись:

а) вода;

б) глина;

в) масло;

г) кровь;

д) молоко.

6. Слово «врач» в Ассиро-Вавилонии означало – знающий:

а) воду;

б) химию;

в) масло;

г) кровь;

д) молоко.

7. Для нормальной жизнедеятельности организма в Древней Индии считалось необходимым наличие первичных элементов:

а) воздуха;

б) слизи;

в) крови;

г) желчи;

д) эфира.

8. В Древней Индии при кровопотерях применялись:

а) железо;

б) мышьяк;

в) желчь;

г) мед;

д) бамбук.

9. В трактате тибетской медицины группы лекарственных средств объединены по качествам:

а) вкусовым;

б) цветовым;

в) лечебным;

г) фармакологическим;

д) физическим.

 

ТЕМА: ФАРМАЦИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

ЦЕЛЬ: Изучение фармации в античном мире и в средние века

 

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Формирование знаний у студентов по теме:

1. Ознакомление с основными этапами развития медицины в античном мире и в средние века.

2. Изучение факторов, оказавших влияние на развитие фармации в античном мире в средние века.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Факторы, повлиявшие на развитие медицины Древней Греции.

2. Учение Гиппократа.

3. Учение Аристотеля.

4. Расскажите о книге Теофраста «Исследование о растениях».

5. Видные ученые заключительного периода истории Древней Греции.

6. Творчество знаменитого римского врача и фармацевта Клавдия Галена.

7. Заслуги Клавдия Галена в развитии фармации как науки.

8. Фармация в Византийской империи.

9. Создание медицинских энциклопедий и других трудов этого периода.

10. Создание гражданских аптек и больниц.

11. Развитие фармации в арабских халифатах. Возникновение химии.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

Малые группы, дискуссия, ситуационные задачи (презентации).

ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003.

2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006.

3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005.

Дополнительная

1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004.

2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991.

3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

1. Бог врачебного искусства в Древней Греции:

а) Асклепий;

б) Панацея;

в) Гиппократ;

г) Тот;

д) Асириус.

2. По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь орга­низма определяется:

а) кровью;

б) слизью;

в) желчью желтой;

г) желчью черной;

д) флегмой.

3. В «Клятве Гиппократа» содержится требование:

а) заботливо относиться к больному;

б) милосердно обращаться с больным;

в) не использовать знания во вред человеку;

г) не использовать лекарства во вред человеку;

д) использовать знания и лекарства во вред человеку.

4. Древнегреческий ученый Теофраст написал большое количество трудов по:

а) химии;

б) ботанике;

в) фармакотерапии;

г) технологии лекарств;

д) полифармации.

5. Основоположник полифармации в Древней Греции:

а) Аристотель;

б) Герофил;

в) Эрасистрат;

г) Гиппократ;

д) Эфес.

6. В «Лечебнике» римского ученого-энциклопедиста Цельса лекарственные средства классифицированы по:

а) вкусовым качествам;

б) способам применения;

в) технологии приготовления;

г) виду лекарственной форм;

д) происхождению.

7. Чьим именем названа группа лекарственных препаратов:

а) Аристотеля;

б) Галена;

в) Галилея;

г) Парацельса;

д) Гиппократа.

8. Значительное внимание древнеримский ученый Диоскорид уделял:

а) растительным смолам;

б) камедям;

в) способам применения растительных смол;

г) способам применения камедей;

д) балластным веществам.

9. «Асклепейоны» – помещения в Элладе, в которых осуществлялось:

а) изготовление лекарств;

б) лечение больных;

в) хранение лекарств;

г) обучение фармацевтов;

д) специализация врачей.

10. На развитие лекарствоведения в эпоху средневековья оказывали влияние:

а) магия;

б) астрология;

в) алхимия;

г) теологическое мировоззрение;

д) философские искания.

11. Особое место в исследованиях алхимиков занимали:

а) ртуть;

б) сера;

в) вода;

г) вино;

д) скипидар.

12. Важнейшее изобретение периода алхимии – открытие:

а) лекарств;

б) метода дистилляции;

в) конструирование перегонных аппаратов;

г) серы;

д) металлов.

13. В странах арабского халифата главное место в алхимии отводилось:

а) учению о металлах;

б) получению и очистке металлов;

в) металлическим сплавам;

г) трансмутации металлов;

д) естественнонаучным исследованиям.

14. Арабский алхимик ар-Рази разделил вещества на следующие группы:

а) землистые;

б) растительные;

в) животные;

г) минеральные;

д) йодистые.

15. Минеральные вещества арабский алхимик ар-Рази классифицировал на следующие отделы:

а) спирты;

б) тела;

в) камни;

г) сенна;

д) камфора.

16. Минеральные вещества арабский алхимик ар-Рази классифицировал на следующие отделы:

а) металлы;

б) купоросы;

в) бура;

г) соли;

д) скипидар.

17. Главным терапевтическим принципом «Канона врачебной науки» является лечение:

а) противоположным;

б) ядами;

в) подобным;

г) лекарственными растениями;

д) розовой водой.

18. Согласно учению Парацельса, животный организм представляет сочетание:

а) неопределенных химических веществ;

б) определенных химических веществ;

в) частично сгораемых и огнеупорных веществ;

г) металлов;

д) молекул.


ТЕМА: ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, МЕДИЦИНСКИХ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.