КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Народная Медицина
Алматы, 2012 г. Курс: 2 ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Модуль фармацевт - менеджер ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ЛИТЕРАТУРА 1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006. 3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005. 4. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004. 5. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991. 6. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.
Контрольные вопросы (обратная связь) 1. Открытие аптек в Москве, создание «Аптекарских огородов». 2. Исследования отечественной дикорастущей лекарственной флоры. 3. Создание Российских фармакопей на латинском языке. 4. Создание Медицинской Коллегии и издание фармакопей на русском языке. Фармацевтический факультет ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) Дисциплина: «ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ» ТЕМА: ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЛЕКАРСТВОВЕДЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: Изучение истории возникновения и развития лекарствоведения и народной медицины
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ: Формирование знаний у студентов по теме: 1. Сформировать умения в использовании источников изучения истории фармации. 2. Выявить связь развития общественной жизни с развитием медицины и лекарствоведения. Формирование коммуникативных навыков у студентов: 1. Установление максимально доверительные отношения с пациентом; 2. Умение доказывать свою точку зрения в решении ситуационных задач; Формирование навыков саморазвития и самообразования студентов: 1. Пополнение словарного профессионального запаса; 2. Самостоятельное изучение государственных программ и реформ по развитию здравоохранения и фармации;
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Определение понятия «история фармации». 2. Задачи истории фармации как науки. 3. Отличительные особенности общей и частной истории фармации. 4. Источники, используемые для изучения истории фармации и медицины. 5. Характеристика эпохи матриархата. 6. Роль женщины как первой врачевательницы недугов человеческих. 7. Второе крупное изобретение человека (лук и стрела) и его влияние на развитие человечества. 8. Характеристика эпохи патриархата. 9. Значение для развития общественной жизни и медицины выплавки самородных металлов. 10. Переход к оседлому образу жизни и развитие производительных сил. 11. Развитие медицины в период общественно-экономических сдвигов. 12. Вклад первобытной культуры в развитие медицины и лекарствоведения. 13. Понятие «народная медицина».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: Изучение основных понятий по теме. Работа в малых группах. Презентация: · Источников, используемых для изучения истории медицины и лекарствоведения. · Эпохи матриархата и патриархата. · Факторов, способствующих переходу от матриархата к патриархату.
ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006. 3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005. Дополнительная 1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004. 2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991. 3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: 1. Греческое слово «фармакон» означает: а) сборник стандартов; б) фармакопея; в) лекарство; г) фармация. 2. Фармакология – наука, изучающая: а) лекарственное сырье растительного происхождения; б) действие лекарственных веществ на организм; в) лекарственное сырье животного происхождения; г) историю фармации. 3. Фармация – комплекс наук, занимающихся вопросами: а) контроля лекарств; б) хранения лекарств; в) изготовления лекарств; г) отпуска лекарств; д) кадров. 4. Лекарственное средство – это лекарственная субстанция, применяемая для: а) профилактики заболеваний; б) диагностики заболеваний; в) лечения заболеваний; г) продления жизни; д) сбора лекарственного сырья. 5. К лекарственным средствам приравниваются: а) парафармацевтики; б) медицинская техника; в) изделия медицинского назначения; г) линзы контактные; д) медицинская аппаратура. 6. Задачи истории фармации: а) анализ общих закономерностей процесса становления фармацевтических знаний; б) раскрытие достижений каждой новой эпохи в области фармации и общей культуры; в) познание взаимодействия фармации и общей культуры; г) планирование кадров; д) анализ финансово-хозяйственной деятельности аптеки. 7. Палеография – это наука о: а) надписях; б) развитии письменности; в) развитии фармации; г) древних раскопках; д) лекарствах. 8. Эпиграфика – это наука о: а) надписях; б) развитии письменности; в) развитии фармации; г) древних раскопках; д) лекарствах. 9. Выделите два основных этапа в истории первобытного общества: а) период коллективизации; б) оседлый образ жизни; в) классовый строй; г) родовой строй; д) первобытная орда.
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ФАРМАЦИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ЦЕЛЬ: Изучение развития фармации и медицины в странах Древнего Востока
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ: Формирование знаний у студентов по теме: 1. Выявление особенностей, объясняющих болезнь в странах Древнего Востока. 2. Ознакомление с лекарственными формами, применяемыми для лечения больных. 3. Изучение происхождения терминов «фармация», «химия», «врач». 4. Ознакомление с прототипами современных фармакопей и первых медицинских книг.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Фармация Древнего Востока. 2. Расскажите об особенностях учения о болезни в Древнем Египте и Месопотамии. 3. Лекарственные формы, применяемые для лечения больных в Древнем Египте. 4. Лекарствоведение в Месопотамии. 5. Лекарствоведение в Древней Индии. 6. Фармация в Древнем Китае. 7. Фармация тибетской медицины.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: Малые группы, дискуссия, презентации.
ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006. 3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005. Дополнительная 1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004. 2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991. 3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004.
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: 1. Выберите четыре основных элемента мира в Древнем Египте: а) воздух; б) уголь; в) вода; г) земля; д) огонь. 2. Согласно древнеегипетскому «учению о пневме», в воздухе содержатся вещества: а) невидимые; б) видимые; в) невесомые; г) весомые; д) проникающие в легкие. 3. Бога врачебного искусства в Древнем Египте называли: а) Фармаки; б) Фармаци; в) Тот; г) Асириус; д) Амбра. 4. «Фармаки» в переводе с древнегреческого языка означает: а) защитник; б) избавитель; в) исцелитель; г) химик; д) лекарствовед. 5. Наиболее распространенными средствами, используемыми при лечении болезней в Ассиро-Вавилонии, являлись: а) вода; б) глина; в) масло; г) кровь; д) молоко. 6. Слово «врач» в Ассиро-Вавилонии означало – знающий: а) воду; б) химию; в) масло; г) кровь; д) молоко. 7. Для нормальной жизнедеятельности организма в Древней Индии считалось необходимым наличие первичных элементов: а) воздуха; б) слизи; в) крови; г) желчи; д) эфира. 8. В Древней Индии при кровопотерях применялись: а) железо; б) мышьяк; в) желчь; г) мед; д) бамбук. 9. В трактате тибетской медицины группы лекарственных средств объединены по качествам: а) вкусовым; б) цветовым; в) лечебным; г) фармакологическим; д) физическим.
ТЕМА: ФАРМАЦИЯ В АНТИЧНОМ МИРЕ И В СРЕДНИЕ ВЕКА
ЦЕЛЬ: Изучение фармации в античном мире и в средние века
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ: Формирование знаний у студентов по теме: 1. Ознакомление с основными этапами развития медицины в античном мире и в средние века. 2. Изучение факторов, оказавших влияние на развитие фармации в античном мире в средние века. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Факторы, повлиявшие на развитие медицины Древней Греции. 2. Учение Гиппократа. 3. Учение Аристотеля. 4. Расскажите о книге Теофраста «Исследование о растениях». 5. Видные ученые заключительного периода истории Древней Греции. 6. Творчество знаменитого римского врача и фармацевта Клавдия Галена. 7. Заслуги Клавдия Галена в развитии фармации как науки. 8. Фармация в Византийской империи. 9. Создание медицинских энциклопедий и других трудов этого периода. 10. Создание гражданских аптек и больниц. 11. Развитие фармации в арабских халифатах. Возникновение химии. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ: Малые группы, дискуссия, ситуационные задачи (презентации). ЛИТЕРАТУРА: Основная 1. Семенченко В.Ф. История фармации. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. 2. Арцишевский А. Этюды о врачевателях и фармацевтах. – Алматы: Эмити, 2006. 3. Лоскутова Е.Е., Управление и экономика фармации, фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2005. Дополнительная 1. Косова И.В. Организация и экономика фармации. – Москва: ACADEMIA, 2004. 2. Криков В.И., Прокопишин В.И. Организация и экономика фармации. – М.: Медицина, 1991. 3. Умаров С.З., Наркевич И.А., Костенко Н.П., Пучинина Т.Н. Медицинское и фармацевтическое товароведение. – Москва: ГЭОТАР-MED, 2004. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ: 1. Бог врачебного искусства в Древней Греции: а) Асклепий; б) Панацея; в) Гиппократ; г) Тот; д) Асириус. 2. По принятым Гиппократом гуморальным представлениям, жизнь организма определяется: а) кровью; б) слизью; в) желчью желтой; г) желчью черной; д) флегмой. 3. В «Клятве Гиппократа» содержится требование: а) заботливо относиться к больному; б) милосердно обращаться с больным; в) не использовать знания во вред человеку; г) не использовать лекарства во вред человеку; д) использовать знания и лекарства во вред человеку. 4. Древнегреческий ученый Теофраст написал большое количество трудов по: а) химии; б) ботанике; в) фармакотерапии; г) технологии лекарств; д) полифармации. 5. Основоположник полифармации в Древней Греции: а) Аристотель; б) Герофил; в) Эрасистрат; г) Гиппократ; д) Эфес. 6. В «Лечебнике» римского ученого-энциклопедиста Цельса лекарственные средства классифицированы по: а) вкусовым качествам; б) способам применения; в) технологии приготовления; г) виду лекарственной форм; д) происхождению. 7. Чьим именем названа группа лекарственных препаратов: а) Аристотеля; б) Галена; в) Галилея; г) Парацельса; д) Гиппократа. 8. Значительное внимание древнеримский ученый Диоскорид уделял: а) растительным смолам; б) камедям; в) способам применения растительных смол; г) способам применения камедей; д) балластным веществам. 9. «Асклепейоны» – помещения в Элладе, в которых осуществлялось: а) изготовление лекарств; б) лечение больных; в) хранение лекарств; г) обучение фармацевтов; д) специализация врачей. 10. На развитие лекарствоведения в эпоху средневековья оказывали влияние: а) магия; б) астрология; в) алхимия; г) теологическое мировоззрение; д) философские искания. 11. Особое место в исследованиях алхимиков занимали: а) ртуть; б) сера; в) вода; г) вино; д) скипидар. 12. Важнейшее изобретение периода алхимии – открытие: а) лекарств; б) метода дистилляции; в) конструирование перегонных аппаратов; г) серы; д) металлов. 13. В странах арабского халифата главное место в алхимии отводилось: а) учению о металлах; б) получению и очистке металлов; в) металлическим сплавам; г) трансмутации металлов; д) естественнонаучным исследованиям. 14. Арабский алхимик ар-Рази разделил вещества на следующие группы: а) землистые; б) растительные; в) животные; г) минеральные; д) йодистые. 15. Минеральные вещества арабский алхимик ар-Рази классифицировал на следующие отделы: а) спирты; б) тела; в) камни; г) сенна; д) камфора. 16. Минеральные вещества арабский алхимик ар-Рази классифицировал на следующие отделы: а) металлы; б) купоросы; в) бура; г) соли; д) скипидар. 17. Главным терапевтическим принципом «Канона врачебной науки» является лечение: а) противоположным; б) ядами; в) подобным; г) лекарственными растениями; д) розовой водой. 18. Согласно учению Парацельса, животный организм представляет сочетание: а) неопределенных химических веществ; б) определенных химических веществ; в) частично сгораемых и огнеупорных веществ; г) металлов; д) молекул. ТЕМА: ПОЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ, МЕДИЦИНСКИХ
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |