КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Термины
Vi. УЧЕбный словарь дисциплины Методические рекомендации по созданию презентаций Презентации выполняются на базе литературных и электронных источников, рекомендованных к изучению дисциплины. Работа должна быть выполнена в программе PowerPoint в виде слайд-схемы. Аттестация - система оценивания или конкретная процедура оценки персонала в организации рассматривающая в качестве своего предмета реально выполненные сотрудником работы и его личные качества: способности, знания, умения, навыки, направленная на выявление уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности. Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов. Дееспособность – это общая способность формировать целесообразную деятельность, понимать значение своих действий, управлять ими, совершенствовать их. Иначе говоря – это способность самостоятельно осуществлять различные формы целесообразной деятельности. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Деформация личности профессиональная – изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Дистресс – отрицательная неспецифическая реакция организма человека на любое неблагоприятное внешнее воздействие, выражающаяся в сверхмобилизации физиологических и психологических ресурсов организма для достижения результата защиты организма любой ценой, что приводит к истощению энергетических и пластических запасов и к перенапряжению нервно-гуморальных механизмов регуляции. Индивидуальный стиль деятельности – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (согласования) своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Инцидент – когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Конфликт (с лат. - столкновение) – отсутствие согласия между двумя или более сторонами (лицами, группами). Конфликтная ситуация – ситуация, включающая: - либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; - либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; - либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и пр. Кривая работоспособности – это график изменения технико-экономических или психофизиологических показателей, по которым можно судить о качественном и качественном уровне профессиональной деятельности и функциональном состоянии исполнителя работы. Личностный смысл – 1) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы; 2) индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради к-рых развертывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности. Монотония – функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции. Монотонность работы – объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непродолжительным временным циклом, структурным однообразием и простотой действий. Работа, где преобладает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с пассивным наблюдением, имеет недостаток притока сенсорной информации. Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради к-рого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в шикором смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении субъектов. Методы управления конфликтом – это приемы, способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия. Найм – есть процесс принятия решения о зачислении кандидата на работу в штат организации и акт согласования интересов работодателя и работника. Напряженность труда – функциональное состоянии организма при работе с преобладанием нервной нагрузки, характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая требует мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС. Несчастный случай – внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности) в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного поведения. Обучение персонала – процесс изменения или приобретения работниками новых знаний, умений, навыков. Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации. Охрана труда – совокупность экономических, организационных и правовых мероприятий, обеспечивающих безопасность трудящихся в производственных процессах. Подбор кадров – это процессы и действия по созданию резерва кадров (или кандидатов) в организации, по созданию базы данных о работниках необходимой квалификации для решения задач организации. Последствия конфликта деструктивные (дисфункциональные) - последствия деструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые мешают достижению целей. Последствия конфликта конструктивные (функциональные) - последствия конструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, которые приводящие к достижению целей. Потребность (в психологии) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Продуктивность – количество продукта в единицу времени. Производительность – результат в единицу времени. Производственная травма – травма, полученная на производстве. Производственный травматизм – совокупность производственных травм. Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Профессиограмма – 1) описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии; 2) характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально-важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека. Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека. Профессионально-важные качества (ПВК) – свойства субъекта деятельности, необходимые для его нормативно заданного выполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром. Профессиональная деструкция – 1) это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда; 2) это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. Профессиональная компетентность – главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности. Профессиональная консультация – индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация (от франц. orientation - установка) – 1) комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом 2) система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. Профессиональная пригодность – 1) совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии; 2) соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью. Профессиональное обучение – искусственно созданная социальная система обучения конкретной профессии. Профессиональный отбор – разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Профессиональное самоопределение – активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения – осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка. Профессиональный профиль – совокупность критериев оценки личности специалиста. Включает виды деятельности, профессионально важные качества, ключевые квалификации, социально-профессиональные роли и способы поведения. Профессия – вид трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений, приобретаемых в результате специального образования, подготовки и опыта работы. Название профессии определяется исходя из применяемых орудий труда (машинист, крановщик, токарь), предметов труда (машиностроитель, горняк), способа воздействия на предмет труда (сверловщик, штамповщик) или характера и содержания труда. Психология труда – наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. Работоспособность – способность человеческого организма изменять течение физиологических и психических функций и в соответствии с этим выполнять определенную деятельность с требуемым качеством в течение некоторого периода времени. Режим труда и отдыха – чередование периодов отдыха и работы, при котором достигается оптимальный уровень работоспособности производительности труда и хорошее состояние здоровья работающих. «Советская психотехника» - Журнал, издаваемый с 1927 по 1936 гг., наиболее известное отечественное периодическое издание по вопросам психологии труда. Способность – 1) индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности; 2) свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности специальные (от лат. specialis - особый) – 1) психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т.п.). Развитие С. с. опирается на соответствующие задатки, например, музыкальный слух и память; 2) индивидуально-психологические свойства личности, проявляющиеся условиями достижения высоких результатов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 3) высокая мера развития отдельных психических функций и процессов. Стимул (от лат. stimulus – остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало) – воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как причина к следствию. С. в психологии – это побуждение, эффект к-рого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроением, интересами, стремлениями и т.д. С. не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. Стресс или общий адаптационный синдром (от англ. stress – давление, напряжение) – 1) термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающий в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры); 2) комплекс физилогических реакций, который представляет собой реакцию адаптации, состоящую из трех фаз: тревоги, повышенной резистентности и истощения. Стресс – неспецифический ответ организма на любое воздействие-стрессор. Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса. Субъект (от лат. subjectum - подлежащее)– индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Трудовой пост – 1) ограниченная вследствие разделения труда и тем или иным образом зафиксированную область приложения сил человека, рассчитанную на создание чего-либо ценного для общества – материальных вещей, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов; 2) исторически сложившаяся и объективно существующая система технического оборудования, прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, особенностям личности. Трудовой потенциал – заложенные потенции, возможности к выполнению тех или иных функций при благоприятных условиях развития, способностей, задатков, доведения их до умений, навыков. Трудоспособность – это состояние здоровья, позволяющее человеку выполнять работу определенного объема и качества. Утомление – функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы. Факторы напряженности труда – показатели, характеризующие деятельность: степень напряжения внимания, темп и плотность работы, загруженность анализаторных функций, эмоциональное напряжение, монотонность работы, нагрузка на память. Центральный институт труда (ЦИТ) – первая отечественная организационная структура, в которой концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. Организован в 1921 г. в Москве. Эргатическая система (от греч. еrgon - работа) – сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средства деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |