Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни изменения личности в психологической группе




При использовании социально-психологических методов воздействия ожидаемые изменения личности могут происходить в любой из трех сфер психического: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Эти изменения приводят к развитию более эффективной саморегуляции психических состояний и социального поведения.

Когнитивный уровень изменений.

Социально-психологические методы воздействия способствуют осознанию:

1) того, какие ситуации (в группе и в реальной жизни) вызывают напряжение, тревогу и другие негативные эмоции;

2) как эти негативные эмоции проявляются на поведенческом уровне;

3) каковы личностные особенности поведения и эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях;

4) того, как человек воспринимается другими людьми, как они оценивают его особенности поведения и эмоционального реагирования, как откликаются на них, какие социальные последствия имеет поведение участника;

5) существующего рассогласования между образом Я и восприятием других людей;

6) собственных мотивов поведения, степени адекватности, реалистичности и конструктивности собственных требований;

7) характерных защитных механизмов;

8) внутренних психологических проблем и конфликтов;

9) особенностей межличностного взаимодействия и причин конфликтов в нем.

Эмоциональный уровень изменений.

Социально-психологические методы воздействия помогают:

1) получить эмоциональную поддержку со стороны группы и ведущего, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности, т.е. способствует формированию более благоприятного отношения к себе;

2) пережить в группе те реальные чувства, с которыми человек ранее не мог справляться, что способствует осознанию нового опыта и включению вытесняемых чувств и переживаний в личностную структуру;

3) пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

4) научиться искренности в отношениях к себе и другим;

5) стать более свободным в выражении своих чувств (+ и -);

6) научиться более точно распознавать, понимать и вербализовывать свои чувства;

7) изменить способы эмоционального реагирования, восприятия себя и своих отношений с другими.

Поведенческий уровень изменений.

Социально-психологические методы воздействия помогают:

1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;

3) преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе;

4) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью;

5) закрепить новые формы поведения, способствующие адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

Таким образом, социально-психологические методы воздействия на личность и группу фокусируются на трех психологических составляющих: самопонимание (когнитивный уровень), отношение к себе (эмоциональный уровень) и саморегуляция (поведенческий уровень).

Быстрее всего изменения происходят на когнитивном уровне. Информация вообще усваивается лучше, если она передается в процессе межличностного взаимодействия, когда есть возможность одновременно с получением информации задавать вопросы, закреплять полученные знания в опыте взаимодействия с другими людьми и формировать умения и навыки использования информации в различных контекстах взаимодействия. Для достижения заметных изменений на этом уровне при использовании методов социально-психологического воздействия в группе, сформированной по критериям К. Левина, может быть достаточно 1,5 часов. Это минимальное время, которое используется в обучающих целях воздействия (например, в обучающих тренингах, направленных на улучшение понимания какой-либо проблемы или положения дел, на изменение представлений о них). Для достижения изменений на поведенческом уровне потребуется не менее 9-10 часов совокупной работы в группе. В целом продолжительность воздействия зависит от следующих параметров:

1) целей – если нужно добиться значительных результатов, то продолжительность должна составлять не менее трех дней;

2) организационных и материальных возможностей (воздействие продолжительностью в 1,5 часа не требует больших затрат, но в совокупности изменения будут достигнуты только через 9-10 часов совокупной групповой работы);

3) возможностей ведущего группы (психолога, тренера, психотерапевта и т.п.) или заказчика услуги; в этом случае при заключении договора на работу с использованием методов социально-психологического воздействия необходимо обговаривать возможность достижения той или иной цели и параметры возможного изменения в имеющихся условиях.

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. Какие изменения на когнитивном уровне возможны под влиянием социально-психологического воздействия на личность?

2. Какие изменения на эмоциональном уровне возможны под влиянием социально-психологического воздействия на личность?

3. Какие изменения на поведенческом уровне возможны под влиянием социально-психологического воздействия на личность?

4. На каком уровне психического изменения под влиянием социально-психологических механизмов воздействия на личность и группу происходят быстрее всего?

5. От каких факторов зависит продолжительность социально-психологического воздействия на личность и группу для достижения требуемых изменний?

 

Раздел 2. Организационные основы работы с группой как инструментом социально-психологического воздействия

 

Работа с группой как инструментом оказания психологической помощи разделяется на пять основных этапов: 1) планирование, 2) подготовка участников к работе в группе, 3) начало работы группы и ее становление, 4) устойчивое существование группы, 5) завершение существования группы.

Успешное использование социально-психологических методов воздействия на личность и группу связано с этапом планирования, на котором определяется тип, цель и контингент участников группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.