Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура отбора участников в группу




 

Отбор начинается с процедуры оценки потенциальных клиентов по критериям исключения. Эти критерии призваны оценить, кто из потенциальных клиентов не сможет эффективно работать в подходящей для решения их проблемы группе конкретного формата (долгосрочная или краткосрочная, гомогенная или гетерогенная, интеракционная или когнитивно-поведенческая, гуманистическая и т.д.).

1. Главным ограничением является неспособность клиента участвовать в выполнении основных задач группы. Например, клиент с диссоциальными проблемами (трудностями в установлении эффективных социальных контактов, вызванными, к примеру, нарушениями психоорганической природы) в группе, направленной на развитие коммуникативных навыков у людей, чьи способности устанавливать и поддерживать контакт не нарушены на психоорганическом уровне, поначалу будет активным участником, но затем продемонстрирует свою базовую неспособность строить отношения и начнет нарушать работу группы, оказавшись «белой вороной». Поэтому не следует включать в гетерогенную группу лиц с нарушениями личности. Из них можно формировать только однородную группу людей со сходными проявлениями личностных изменений. Другим примером может быть клиент, чьи ожидания от участия в группе значительно отличаются от ожиданий и стремлений других. Еще одним примером неспособности участвовать в выполнении основных задач может служить недостаточность развития навыка, который планируется сделать основным инструментом развития в группе (если Вы планируете сделать акцент на рефлексивных процедурах, а человек не обладает достаточным уровнем развития речевого взаимодействия, или недостаточно уверенно владеет языком общения в группе, или испытывает страх перед публичным самораскрытием).

2. Не следует включать в группу лиц на пике эмоциональных переживаний. Для них более эффективна кризисная психотерапия в индивидуальном формате или группа с гомогенным по эмоциональному признаку составом участников. Это связано с тем обстоятельством, что группа может выступать либо ресурсом поддержки, либо ресурсом изменения. На пике эмоциональных переживаний главной заботой является сохранение личностной структуры и опыта, а не их развитие; в таком состоянии человек нуждается в обнаружении возможности использовать в критической ситуации имеющийся (оставшийся сохранным) ресурс. Если объединить в одной группе людей с разными актуальными заботами (поиск возможности использовать сохранный ресурс или поиск путей развития ресурса), группа потеряет свои главные характеристики, запускающие механизмы социально-психологического воздействия: цели участия в группе будут кардинально различаться, групповой опыт для людей на пике эмоциональных переживаний окажется пугающим, а для желающих развиваться – скучным и неудовлетворительным. В такой смешанной группе у людей с пиковыми эмоциональными переживаниями произойдет усиление негативных переживаний и эмоциональных срывов.

3. Не следует включать в долгосрочную группу лиц, не имеющих возможности стабильно посещать ее или живущих слишком далеко от места проведения встреч. Отсроченный эффект воздействия группы (изменения могут наступить и через несколько месяцев после окончания социально-психологического воздействия) в сочетании с долгой дорогой (затрата физических сил) провоцируют прервать посещение долгосрочной группы – человек не будет видеть скорых изменений в своей личности и поведении и начнет сомневаться в необходимости тратить столько времени и сил на участие в групповых сессиях. Нестабильное посещение групповых встреч (или полное выбытие члена группы из ее состава) отрицательным образом сказываются на групповой динамике, мешая группе достигать рабочей фазы и находиться в ней устойчивое время (отсутствие или выбытие участника может вернуть группу на предыдущие этапы групповой динамики за счет изменения структуры отношений).

Критерии включения в группу (достаточно хотя бы одного).

1. Высокая мотивация, связанная с готовностью принять на себя хотя бы часть ответственности за возникновение межличностных проблем. Если человек демонстрирует устойчивое нежелание принимать личную ответственность за достижение цели и стойкое нежелание работать в группе, то его не стоит делать участником группы. Ожидания участника насчет успешности своего участия в процессе изменений также играют существенную роль.

2. Наличие очевидных проблем в сфере межличностных отношений (к ним можно отнести одиночество, социальную изоляцию, робость, чрезмерную настроенность на соперничество, агрессивность, конфликтность, резкость, склочность, подозрительность, авторитарность, нарциссизм, зависимость, низкую самооценку и др.).

3. Низкая эффективность психологического воздействия в индивидуальном формате по причинам:

a) ограниченного желания разговаривать о событиях собственной жизни с психологом из-за личностных защитных механизмов (в группе человек может получить опыт работы с личной проблемой, будучи вовлеченным в решение сходной проблемы другого участника);

b) эго-синтонической позиции в самооценке (когда Я-реальное совпадает с Я-идеальным);

c) повышенной импульсивности (потребности действовать сразу по возникновении чувства); это ведет к тому, что психолог при работе с импульсивным клиентом не успевает отслеживать последовательность эмоциональных реакций и их связь с тем или иным событием в ходе индивидуального взаимодействия, т.к. в таком формате психологу трудно одновременно быть участником и наблюдателем процесса. В группе эти роли распределяются между членами группы и обратная связь становится более конкретной и специфичной по отношению к контексту. Кроме того, клиент больше доверяет в обратной связи, полученной от многих людей;

d) крайнего интеллектуализма (потому что в группе значителен аффективный компонент взаимодействия);

e) серьезных переносов на психолога, когда интимность общения один-на-один оказывается затруднительной или когда ориентация клиента на мнение психолога (или противопоставление мнению психолога) принимают крайние формы контрпереносов у психолога.

Под контрпереносом понимается такое психологическое состояние человека, оказывающего психотерапевтическую помощь, при котором возникает острое переживание внутриличностного конфликта, вызванное взаимодействием с клиентом. В психоаналитической терминологии под контрпереносом понимается проекция психологом своих эмоций по поводу собственного неразрешенного внутриличностного конфликта на клиента со сходной психологической проблемой. В другом значении под контрпереносом понимается чрезмерная эмоциональная (личностная) вовлеченность психолога в процесс психологической помощи, что мешает психологу оказывать помощь, выстраивая профессиональные отношения с клиентом (с позиции безоценочности, нейтралитета, принятия).

Субъективные показатели контрпереноса:

· подавленность и неприятные чувства, возникающие у психолога во время или после встречи с клиентом (чувства могут быть направлены как на клиента, так и на его/её окружение)

· страх самому/самой оказаться в подобной проблемной ситуации;

· чувство вины за то, что случилось с клиентом;

· переживание печали и горя по поводу проблемы клиента;

· чувство усталости, стыда или отвращения во время работы с клиентом;

· скованность и онемение, возникающие в ответ на рассказ о проблеме клиента;

· чувство долга помочь клиенту; восприятие себя в качестве спасителя;

· восприятие клиента как слабого, жалкого существа и преувеличение степени его/её проблемности, неспособности самостоятельно решать проблему;

· возникновение выраженной симпатии, нежных чувств к клиенту;

· серьезные опасения в своей способности помочь клиенту, моральная и профессиональная разочарованность в своих возможностях;

· неверие в то, что проблема клиента на самом деле может быть серьезной;

· острое желание обсудить личность клиента с другими коллегами, нарушив правило конфиденцальности.

Поведенческие показатели контрпереноса:

· избегание встреч с клиентами, имеющими определенные проблемы;

· небрежность в выполнении договоренностей (забывание о назначенной встрече, опоздание на встречу, работа с клиентом сверх оговоренного времени);

· стремление идти на неоправданные уступки или совершать действия, полезные клиенту, в ущерб собственным интересам;

· поощрение в клиенте сопротивления в форме демонстративного поведения;

· попытки психолога произвести впечатление на клиента или на коллег (продемонстрировать, насколько важен именно этот клиент);

· поощрение зависимости клиента от психолога;

· стремление к жестким, циничным комментариям к рассказу клиента;

· споры с клиентом по поводу проблемы

Если потенциальный участник группы не подошел по критериям исключения и включения, это совсем не означает, что он не подходит для социально-психологического воздействия. На этом этапе мы выбираем клиентов для группы с конкретным составом участников, который должен максимально соответствовать понятию малой группы по К. Левину, чтобы в этой группе были условия для эффективного применения методов социально-психологического воздействия за счет механизмов социального влияния. Это только лишь означает, что для таких клиентов подходит группа с другим составом или сформированная по другим принципам (гетеро- или гомогенная), ориентированная на другую цель и т.п.

После предварительного отбора участников в группу необходимо провести процедуру оценки их готовности и способности работать именно в таком составе, с поставленной целью. Эту процедуру можно проводить как до начала работы с группой, так и на первой встрече или на первых этапах ее функционирования (если группа краткосрочная).

 

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. С чего начинается отбор в группу людей из числа потенциальных участников?

2. Что является главным ограничением участия человека в конкретной группе?

3. Почему не следует включать в гетерогенную группу лиц на пике эмоциональных переживаний?

4. Чем можно объяснить нецелесообразность включения в долгосрочную группу человека, который не может посещать ее регулярно?

5. При возникновении каких субъективных признаков в индивидуальном взаимодействии с клиентом у психолога должно возникнуть осознание о желательности перевода работы в групповой формат?

6. При возникновении каких поведенческих признаков в индивидуальном взаимодействии с клиентом у психолога должно возникнуть осознание о желательности перевода работы в групповой формат?

7. Если человек не прошел отбора по критериям исключения и включения в группу, означает ли это, что при оказании ему психологической услуги невозможно использовать социально-психологические методы воздействия в групповом формате?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.