Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На разных этапах групповой динамики




Характеристики группы психологической помощи

 

Начальная стадия – стадия ориентации и зависимости. В это время участники примеряются друг к другу и к группе в целом, уделяя значительное внимание достижению принятия, одобрения, уважения или доминирования в группе. Участники гадают, что сможет им дать эта конкретная группа, какую долю себя открывать, какие обязательства брать и чего ожидать или требовать от других. Они также пробуют, какие типы поведения окажутся удачными или одобряемыми в группе. На начальной стадии группа озадачена проблемами притирки участников друг к другу, она колеблется и поэтому более всего зависима от ведущего. От тренера ждут организационных усилий по формированию структуры группы, ждут ответов на различные вопросы, ожидают его одобрения и принятия. Многие комментарии, которые участники высказывают на этом этапе, на самом деле предназначаются для уха тренера, или же участники пытаются использовать тренера в качестве посредника в общении между собой. Первые комментарии ведущего в этот период тщательно исследуются группой в попытках определить главное (на его взгляд) в процессе или в попытках угадать, чего хочет тренер. Иногда поведение ведущего интерпретируется отдельными участниками как (невыполнимое) обещание предоставить им поддержку и опору, или как-то выделить их из общего числа. Группа вдруг может начать обсуждать совершенно не интересную по содержанию тему, потому что тема служит всего лишь поводом для получения дополнительной информации об участниках: кто чему или кому симпатизирует, кого нужно опасаться, кого уважать. Нередко участники начинают обсуждать прежний опыт участия в других группах, постоянно скатываются на советы (либо просят, либо дают).

Наличие таких признаков, как настойчивое стремление участников обращаться за советами или давать их, постоянное скатывание дискуссий на малосодержательные темы, усиленный поиск участниками сходства между собой, обсуждение прежнего группового опыта, показывает, что это либо начинающая группа, либо группа, имеющая серьезные проблемы развития.

Стадия конфликта. Интересы участников смещаются к проблеме доминирования, контроля и власти в группе. Конфликты развиваются либо между самими участниками, либо участниками и ведущим. Каждый старается прийти к такому уровню инициативы и власти, который является для него предпочитаемым.

Этот этап характеризуется увеличением числа негативных комментариев и взаимной критики участников. То один, то другой участник начинает вести себя так, как будто только он имеет право анализировать поведение других или старается навязать свое видение процесса остальным. Открытость высказываний повышается: участники начинают чувствовать себя свободными, прямо критикуют ведущего или тех, чье поведение вызывает раздражение. Выносятся суждения по поводу прошлого и настоящего жизненного опыта, стиля поведения окружающих. Советы даются по типу «Ты должен», «Тебе следует».

Борьба за власть является неотъемлемой частью динамики любой группы. И здесь неизбежно, рано или поздно, возникает чувство враждебности по отношению к тренеру. Эта враждебность коренится в нереалистических ожиданиях участников, которые почти всегда ожидают от процесса большего, чем может обеспечить даже самый компетентный ведущий. По мере осознания участниками реальных ограничений ведущего, реальность принимается такой, каковой она является, и враждебность затухает. Другой источник враждебности: неудовлетворение ведущим группы потребности отдельного участника выделить себя из общего числа участников. При этом всегда какая-то часть участников неизменно занимает позицию сторонников тренера.

Нападающие обычно имеют серьезный конфликт в области зависимости. Желание быть зависимыми очень сильно в них, что заставляет вести себя парадоксальным образом – противиться зависимости через отвержение и критику лица, наделяемого авторитетом.

На этой стадии в группе начинают образовываться альянсы: слабых против сильных, доминантных против подчиняемых. Самое важное здесь для ведущего – не выражать сигналов личного огорчения от происходящего, не стремиться проявлять благожелательность и заботу к участникам, стараясь вернуть к себе их любовь. Необходимо понимать разницу между атаками на личность и атаками на роль ведущего. Вместе с тем так же опасно реагировать на нападки олимпийским спокойствием и авторитарным способом управления группой (например, усложняя язык комментариев процесса и роли участников в нем). Подавление негативных чувств участников по отношению к тренеру не позволит сформировать групповую сплоченность (не будет атмосферы открытости и честности). Необходимо начать разбираться в источниках и последствиях нападок. Важно продемонстрировать группе, что агрессия не чревата трагическими последствиями, что она может быть выражена и понята в группе.

Наиболее целесообразными в данной ситуации являются действия, направленные на перевод конфликта в открытые формы и с последующей работой по его разрешению. В результате на смену концентрации на подлинных и мнимых противоречиях приходит понимание того, что между участниками и сложившимися подгруппами есть реальные различия и, одновременно, есть потребность во взаимодействии.

Если на стадии конфликта группа выбрала «козлом отпущения» какого-либо участника группы, ведущему необходимо переключить внимание атакующих на самого ведущего. Дело в том, что нередко за этими нападками стоит смещенная агрессия на ведущего, а не на участника.

Ошибкой ведущего является попытка настраивать людей на сотрудничество через апелляцию к чувству ответственности и использование техник усиления групповой сплоченности

Стадия развития сплоченности. Эта фаза характеризуется ростом раскрепощенности, взаимного доверия и самораскрытия. Повышается посещаемость, по поводу отсутствующих выражается беспокойство. На первое место выходит проблема близости: участникам либо недостает ее, либо они чрезмерно сближаются. На этом этапе возникает опасность подавления группой негативных чувств из-за опасения утраты сплоченности. Участники начинают гордиться группой. Если не обращать внимания на необходимость проявления конфликтов и индивидуальные потребности участников, то сплоченность быстро приобретет ритуальный характер, и группа потеряет конструктивность. Конфликтность на стадии сплоченности уже возникает не по причине борьбы за доминирование, а в процессе работы над собственными проблемами во время обучения у каждого участника.

Когда группа достигает определенного уровня стабильности, начинается собственно групповая работа, а сама группа считается зрелой. Основной проблемой на этом этапе является образование фракций (подгрупп, коалиций). Образование фракций – это разделение группы на более мелкие единицы. Для групп характерны образования двух и более противодействующих коалиций. Это может негативно сказаться на существовании группы, но может оказаться и полезным. Коалиции складываются тогда, когда хотя бы двое из участников приходят к выводу, что из общения друг с другом они вынесут больше, чем из группового процесса. Теперь может оказаться так, что цели группы более не являются основными для членов фракции: нужно ли придерживаться групповых норм, нужно ли участвовать в групповых процедурах? Чрезвычайно серьезные проблемы могут возникнуть, если между участниками во время обучения возникают сексуальные отношения: сексуальные и любовные отношения не совместимы с групповой сплоченностью (такие отношения неизбежно поставят отношения между вовлеченными в них участниками выше их отношений с группой). Установление личных отношений также снижает степень самораскрытия в группе.

Важно, чтобы ведущий сам образовывал функциональные подгруппы, поощряя участников на работу в тройках (четверках, пятерках), подчеркивая, чтобы участники выбирали для работы тех партнеров, с кем они еще не работали или работали давно. Если цели коалиции гармонируют с целями группы, то такие коалиции полезны для групповой работы. Для повышения степени полезности коалиций также важно поощрять участников коалиций информировать группу обо всех важных событиях, в ней происходящих, и стимулировать на анализ этих событий в группе в целом. Не образование подгрупп разрушает группу, а молчание о процессах, в них происходящих.

Завершающая стадия. Это тот момент, когда по достижению цели, ради которой группа собралась, наступает пора покидать «родительский дом и вставать на ноги». Закончилось запланированное время работы группы, и она выполнила свои задачи. Ведущие выделяют время для обсуждения прошедшей работы, достигнутых успехов и нереализованных желаний. На этом этапе важно дать участникам возможность поделиться чувствами, возникавшими в ходе группового взаимодействия, выяснить, что необходимо сделать еще для того, чтобы решить основную проблему, которую решали в группе. Необходимо осуществить психологическое расставание с участниками и поблагодарить друг друга за совместную работу, попросить участников оценить эффективность работы, обеспечить информацией о системе поддержки и дальнейшего взаимодействия, дать понять, что ведущий и организаторы всегда рады помочь по тому вопросу, который был предметом групповой работы.

Для оценки используют следующие способы:

1. Обсуждение с персональными высказываниями. По окончании тренинга каждый участник высказывается по следующей схеме: что узнал нового, что понравилось, что не понравилось, что нужно изменить.

Интересной формой обсуждения может быть такая процедура.[9] В конце групповой сессии участникам раздаются чистые листы бумаги, на которых предлагается аккуратно (разборчиво) написать свой отзыв о тренинге, отметив три момента, которые понравились, и три — которые, по их мнению, нужно улучшить. Ведущий подчеркивает, что этот отзыв будет анонимным. Дается 10—15 минут, чтобы это написать, потом предлагается скомкать бумагу, сделать из нее шарик, похожий на снежок, и начать играть в "снежки", перебрасывая друг другу бумажные шарики. Через некоторое время ведущий прекращает игру и просит каждого развернуть скомканную бумагу, оказавшуюся у него в руках, и прочитать, то, что там написано".

2. Анкетирование (с использованием дифференциалов и открытых вопросов) – что было новым, по каким вопросам не хватало информации, что понравилось (упражнения, организация и т.п.), что не понравилось в организации групповой работы.

3. Заметки ведущего (как группа реагировала на информацию того или иного блока, все ли принимали участие в играх, всем ли было комфортно). Это может делать со-ведущий, преимуществом такого подхода будет возможность фиксации реакций группы на основного ведущего группы.

4. Интервью на выходе (тестовый контроль на знание затронутых в тем, с закрытой формой и вариантами ответов, если это была обучающая группа или группа, целью которой было повышение уровня информированности по проблеме, развитие когнитивного компонента личности участников).

5. Субъективная оценка участников с помощью анкеты:

 

Утверждение Оценка
       
Я приобрел много новой информации        
В ходе работы группы я чувствовал себя комфортно        
Информация, полученная на групповых встречах, пригодится мне в дальнейшем        
Я обязательно поделюсь информацией с коллегами        
В ходе групповой работы я получил ответы на все свои вопросы по завяленной проблеме        

 

 

Также можно проводить отсроченные интервью-выход – через 3-6 месяцев. Цель таких панельных интервью – выяснить, как информация и навыки, полученные в групповой работе, повиляли на поведение участника. В такое интервью могут включаться следующие вопросы: какие важные для себя решения принял экс-участник после участия в группе, как теперь решает свои проблемы, может ли вспомнить информацию, которую получил на тренинге, как оценивает влияние тренинга на свою жизнь (карьеру)?

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. По каким признакам можно определить нахождение группы на первом этапе групповой динамики?

2. Какие признаки характеризуют переход на вторую стадию групповой динамики?

3. Как ведущий группы должен реагировать на проявление признаков, характерных для второго этапа групповой динамики?

4. Что является основной проблемой в системе отношений участников на третьем этапе групповой динамики?

5. Какие действия следует предпринять ведущему для нормализации работы на третьем этапе групповой динамики?

6. Каким моментам целесообразно уделить внимание на завершающем этапе групповой динамики?

7. Как можно осуществить процедуру оценки эффективности работы группы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.