Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные вопросы групповой работы




Оптимальной для работы группы считается численность в 10-15 человек (минимум – 5-7, максимум – 20). Такое количество участников создает и поддерживает необходимый потенциал группового давления, создает энергетических запас и запас вариабельности форм поведения и взаимодействия. Большее количество участников может привести к затягиванию процедур рефлексии, бессознательному выключению из групповых процессов «отработавших» свое членов. Меньшая численность участников ведет к дестабилизации обстановки, риску распада группы в результате неявки 1-2 членов, связанной с объективными или субъективными причинами. Группа может быть больше 20 человек, если программа и упражнения продуманы с разделением группы на более мелкие фракции и при наличии двух ведущих.

Местом встреч членов группы должно служить специально оборудованное помещение, желательно одно и то же, где организуется работа в круге, и проводятся процедуры, составляющие программу изменений под влиянием социально-психологических механизмов. Общность места и времени встреч служит еще одним фактором стабилизации и сплочения группы. Круг способствует возникновению равных, доверительных отношений, позволяет участникам видеть друг друга, свободно общаться друг с другом и ведущим. Круг ассоциируется в сознании человека с безопасностью, доверием, наличием интереса и внимания. Помещение для групповой работы должно быть просторным, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий для взаимодействия участников (парты, столы, лишние стулья). На всякий случай, в помещении должно быть на два стула больше, чем планируется участников и ведущих.

Перед началом работы обучающей группы целесообразно подготовить для каждого участника «Папку участника» – набор информационных материалов по теме, целям и задачам обучения (развития навыков, повышения уровня информированности и т.п.), домашними заданиями и т.п.. Материалы подбираются заранее и вручаются до начала групповых занятий.

Канцелярское оснащение группового процесса. Хорошая канцелярия – это повышение работоспособности, признак высокого уровня организаторов, показатель важности работы, якорь памяти о групповой работе.

1. Тетради с жесткой обложкой (будут писать не на столе), запас ручек в пропорции 1 участник – 1,25 ручки, папки с раздаточным материалом. На каждой тетради, папке должен быть стикер с названием семинара, даты проведения, координатами организации.

2. Бэйджи для участников и тренеров.

3. Ватман (20 листов на три дня).

4. Флип-чарт.

5. Маркеры.

6. Фломастеры, цветная бумага (для упражнений)

7. Чистая бумага А4

8. Скотч

9. Ножницы

10. Кнопки

11. Скрепки.

Если предполагается групповая работа продолжительностью более 4 часов, то необходимо предусмотреть не только перерывы на кофе, но и питание участников.

Структура групповой сессии.

Этапы в любом тренинге одни и те же, различаются они объемным соотношением этапов. Соотношение объема этапов зависит от целей воздействия (если это просто информационный тренинг, то этап формирования навыков может быть сокращен), от характеристик выбранных участников группы (например, чем младше участники, тем больше должно быть игр-разминок, игр на сплочение и меньше информационный блок), от продолжительности работы и уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, то больше времени уделяется формированию навыков).

ВВЕДЕНИЕ (5% времени тренинга) – краткое представление целей и задач, организаторов.

ЗНАКОМСТВО (5% времени). Ведущий представляется первым: меня зовут, я рад вас видеть здесь, мы будем работать в течение … времени, мы сидим в кругу, потому что так легче видеть друг друга и обсуждать вопросы, я предлагаю участникам взять лист бумаги и написать свое имя, которым вы хотели, чтобы вас называли. А сейчас я хочу побольше узнать о вас. В случае 3-х дневного тренинга знакомство на следующих встречах становится приветствием. Предыдущий день актуализируется вопросом «Что осталось с прошлого дня?»

ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ (3% времени). По кругу, обсуждения в малых группах с последующим вынесением в общий круг. Возможные формулировки вопросов: «Что вы слышали о семинаре?», «Как вы думаете, что будет происходить здесь?», «Зачем вы пришли на этот семинар?», «Что хотите получить/узнать?», «Чего вы ждете от семинара?». При проведении 3-х дневного семинара последующие сессии начинаются с ожиданий и прояснения чувств участников.

Другой вариант проведения этапа ожиданий: участники записывают свои ожидания на листах бумаги. На большом листе делаются две графы: ожидания и выполнено. На этапе обсуждения ожидания крепятся в графе «ожидания». В дальнейшем каждый из участников может передвигать свои листочки в графу «Выполнено». В процессе тренинга можно предложить дополнять графу «Ожидания» новыми листиками. Если не все ожидания выполнены в ходе работы, то в конце тренер обсуждает с участниками, что с ними делать: запланировать следующий семинар, провести индивидуальную консультацию или рекомендовать почитать литературу.

ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППЫ (5% времени). При многодневном тренинге правила напоминаются.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ/ПОДГОТОВКИ (5-10% времени) – чтобы не тратить времени на обсуждение уже известного. Можно задавать вопросы. Можно провести анкетирование. Можно попросить написать интересующие вопросы.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ (10-30% времени). Пробуждение интереса к проблеме. Например, с помощью вопросов «Что для вас значит…?», «Что вы чувствуете, когда…?», «Вы или ваши коллеги сталкивались…?» Можно дать задание рассказать какую-либо историю, связанную с темой семинара и поделиться впечатлениями, которые возникли у участников во время слушания этого рассказа. Провести ролевую игру, актуализирующую проблему.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК (20-40%) по аспекту темы тренинга.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (20-60% времени) – коммуникации (через игры и упражнения), принятия решений (мозговой штурм, дискуссия, игры на осознание проблемы, игры алгоритмизированные по принятию решения), стратегий поведения.

ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ, ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (5% времени). На этом этапе необходимо подвести итоги работы, выяснить реализацию ожиданий и оценить изменения. При завершении тренинга (а не сеанса) важно получить оценку в анкетах, продумать процедуру «якорения» воспоминаний (раздать сувениры, наборы, сертификаты) и осуществить прощание (упражнение, по возможности – фуршет).

Актуализация проблемы, информационный блок и приобретение практических навыков не имеют четких временных рамок и обязательного порядка следования: они могут идти параллельно, накладываться друг на друга, чередоваться в процессе сеанса.

Правила работы группы нужны для того, чтобы каждый участник:

· мог открыто высказывать мысли и выражать свои чувства;

· не боялся стать объектом насмешки и критики;

· был уверен, что все личное не выйдет за пределы группы;

· получал информацию и обучался навыкам сам и не мешал другим.

Основные правила: конфиденциальность, взаимоуважение, пунктуальность, безоценочность, право ведущего.

Конфиденциальность касается только личных аспектов опыта участников, но не обсуждаемой проблемы. Взаимоуважение может быть раскрыто в правах говорящего и правиле поднятой руки. Право говорящего: выслушивать каждого до конца, не перебивать. Правило поднятой руки: говорить, когда появляется возможность говорить, не перебивая других. Пунктуальность: зависимость группы от поведения каждого. Безоценочность обеспечивает принятие. Право ведущего: может прервать процесс, если он мешает достижению цели.

На однодневном тренинге процесс принятия правил ускоряется тренером. На трехдневном тренинге участники самостоятельно вырабатывают правила при участии тренера. Процесс принятия правил должен быть коллективным. Если кто-то не согласен с правилом, необходимо выработать альтернативное. Правила должны помогать достижению целей. Не нужно много правил, не больше 10. Все правила должны быть легко выполнимыми.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. Чем обусловлена численность участников группы психологической помощи?

2. Почему участники психологической группы должны располагаться по кругу?

3. Какое значение может иметь канцелярское оснащение группового процесса?

4. Каковы основные структурные компоненты групповой сессии?

5. Какие процедуры можно использовать для прояснения ожиданий участников?

6. Перечислите основные правила групповой работы.

7. Что представляет собой конфиденциальность в групповом взаимодействии?

Раздел 3. Групповые процессы

Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы - образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. При использовании социально-психологических методов воздействия групповая динамика целенаправленно используется ведущим для последовательного достижения поставленной цели воздействия.

Отсутствие внимания к групповой динамике чревато негативными изменениями во властных отношениях в группе, внутригрупповыми конфликтами, что может привести к распаду группы, к неудаче в работе.

К основным характеристикам групповой динамики, как правило, относят три элемента:

1. Структура группы, групповые роли и лидерство.

2. Сплоченность группы и чувство доверия в группе.

3. Фазы развития группы: напряжение в группе, актуализация прежнего эмоционального опыта (проекция), формирование подгрупп и пр.

Главными показателями групповой динамики при использовании группы в качестве инструмента социально-психологического воздействия выступают групповая сплоченность и доверие.

Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Она является необходимым условием действенности и эффективности групповой работы. Групповой сплоченности содействуют:

· удовлетворение личных потребностей членов группы, как актуальных, так и потенциальных;

· цели всей группы, которые находятся в согласии с индивидуальными потребностями; ожидание несомненной пользы, выгоды;

· разного рода симпатии между участниками группы, их взаимное тяготение; мотивированность членов группы;

· дружеская, располагающая атмосфера;

· престиж группы;

· влияние групповой деятельности, соперничество с другими группами.

Формирование сплоченности группы имеет большое значение для использования социально-психологических методов воздействия. Члены сплоченных групп более восприимчивы, способны к искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь.

Чувство доверия – это субъективное состояние, обусловленное желанием участников к самораскрытию и готовностью его реализовывать в определенном контексте с определенными людьми. Доверие является характеристикой взаимоотношений между участниками и включает уверенность в порядочности и доброжелательности других людей, с которым доверяющий связан. Доверие также связано с готовностью следовать установившимся в группе правилам и согласием с происходящими в группе событиями. Согласно Г. Гарфинкелю, доверие выступает условием стабильных и согласованных действий, оно связано с ясным пониманием мотивов других людей.[7]

Самораскрытие должно быть ограничено целями и задачами, которые перед группой поставлены, и учитывать потребности и интересы всех участников. Развитие доверия в группе связано с возникновением и развитием чувства психологической безопасности

Структура группы является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется межличностным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли.

Р. Шиндлер описал пятерку наиболее часто встречающихся групповых ролей, названных им по буквам греческого алфавита.[8]

Альфа – Лидер - импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность.

Бета – Эксперт - имеет специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.

Гамма - Преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы - стараются сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой.

Омега - Самый "крайний" член группы - отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха.

Дельта - противник, оппозиционер, активно выступающий против лидера».

«В соответствии с социометрической методикой, предложенной Я. Морено, система межличностных взаимоотношений в группе состоит из следующих статусных позиций: а) звезда (лидер); б) звезда; в) предпочитаемые (принятые); г) игнорируемые (изолированные); д) отвергнутые. Охарактеризуем каждую из позиций.

Лидер - член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, то есть пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

Звезда - эмоционально притягательный для остальных членов группы человек, к которому хорошо, с симпатией относится большая часть группы. Звезда может как являться лидером, так и не иметь организаторских способностей, необходимых для лидера, и, соответственно, не являться им.

Принятые - члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить групповую задачу

Изолированные - члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такою самоустранения могут быть личностные особенности (например, застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).

Отвергнутые - члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых проблем».

Лидерство связано с процессами руководства, зависимости, подчинения и соперничества. Отношение к ведущему группы, который является формальным лидером, в разные фазы развития группы может быть различным и изменяющимся. Лидерство - процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы, принимая лидера, полностью идут за ним.

Роль неформального лидера в группе также не является стабильной, соперничество, борьба за власть занимают существенное место в групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером участники группы проявляют собственные амбивалентные тенденции и установки, связанные с проблемами ответственности, безопасности, самостоятельности, руководства, зависимости.

Групповое напряжение возникает в связи с несовпадением ожиданий участников группы с реальной групповой ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соизмерять свои потребности, желания, позиции, установки с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и переживаниям. Напряжение может выражаться в агрессивности, злости, раздражении, неприятии, страхе, отчуждении. Однако напряжение в группе играет и позитивную роль как фактор, побуждающий членов группы к активности, к изменениям.

В процессе групповой динамики у участников актуализируется прежний эмоциональный опыт и прошлые стереотипы межличностных отношений во взаимодействии с окружающими. Реакция каждого участника группы на другого определяется не только влиянием конкретного человека или ситуации, но и переносом собственного отношения к какому-либо человеку или ситуации в прошлом на актуальную групповую ситуацию. Группа (особенно психотерапевтическая) представляет собой модель той реальности, в которой находится участник в жизни.

Фазы развития группы определяются сменой преобладающих типов взаимодействия и взаимоотношений между участниками группы, основным типом групповых интеракций (взаимовлияний). Чаще всего выделяют следующие фазы:

1. Начальная стадия.

2. Стадия конфликта.

3. Развитие сплоченности.

4. Стадия зрелой группы. Проблема образования подгрупп.

5. Завершающая стадия.

Контрольные вопросы для самостоятельной работы с текстом.

1. Каковы основные характеристики групповой динамики?

2. Какие показатели групповой динамики являются главными при использовании группы в качестве инструмента социально-психологического воздействия?

3. Какие факторы содействуют групповой сплоченности?

4. Что такое доверие участников друг к другу, и какое значение оно имеет для достижения групповой цели?

5. С какими ролями участников может столкнуться психолог при проведении психологической группы?

6. В чем может проявляться групповое напряжение?

7. Чем определяется эмоциональная реакция участника на другого участника группы?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.