КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
Тематика лекционных занятий по дисциплине “Основы современного естествознания” (всего 34 часа) СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Лекция 1. Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры (2 часа). Цель: сформировать у студентов представление о естествознании и его роли в социокультурном развитии. Вопросы: 1.Естествознание в системе форм общественного сознания 2. Предмет, задачи, структура курса «Основы современного естествознания» 3. Философия, математика, гуманитарные и естественные науки и их объекты 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур 5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога естественных и гуманитарных наук
Лекция 2. Взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания (2 часа) Цель: познакомить студентов с представлениями о взаимодействии различных видов знания Вопросы: 1. Тенденции интеграции различных типов научного знания 2. Появление и развитие новых областей знаний 3. Ценностные ограничения свободы научного поиска 4. Результаты науки и ответственность ученых 5. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных проектов
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Лекция 3. Особенности физического описания реальности (2 часа) Движение. Современные представления пространстве - времени. Цель: формирование современных представлений о движении, пространстве и времени. Вопросы: 1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна) 2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин 3. Движение и его виды. Относительность движения 4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира 5. Пространство и время как основные свойства материи
Лекция 4. Теплота. Порядок-хаос (2 часа) Цель: развитие представлений о термодинамическом подходе к описанию явлений действительности. Вопросы: 1. Термодинамические системы и их макроскопические характеристики 2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии) 3. Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии 4. Неравновесные системы и их характеристики. 5. Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе Лекция 5. Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы (2 часа) Цель: развитие представлений о строении вещества и его расположении во Вселенной. Вопросы: 1. Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона). 2. Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм 3. Квантовая инженерия в наномире. 4. Современные представления о строении атома 5. Представление об элементарных частицах и их взаимодействии
Лекция 6. Элементарные частицы и физический эксперимент (2 часа) Цель: формирование обобщенных представлений о явлениях в микромире Вопросы: 1. Современные ускорители 2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц 3. Виды взаимодействий фундаментальных частиц 4. Теория кварков 5. Виртуальные частицы: квантовый вакуум Лекция 7. Физическая Вселенная: современная космология (2 часа) Цель: развитие основных мировоззренческих позиций Вопросы: 1. Космические объекты и методы их исследования 2. Солнечная система в мире галактик 3. Модель Большого взрыва 4. Реликтовое излучение и его роль в понимании устройства Вселенной 5. Звезды и их эволюция 6. Земля в свете антропного принципа РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Лекция 8. Система современного химического знания (2 часа) Цель: формирование обобщенных представлений о системе современного химического знания. Вопросы: 1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии) 2. Основные понятия и законы химии (периодический закон и его значение) 3. Структурные уровни организации материи, изучаемые в химии 4. Классификация химических веществ 5. Теория химического строения вещества. Взаимосвязь между строением, свойствами и реакционной способностью вещества
Лекция 9. Растворы. Химическая идентификация (2 часа) Цель: развитие представлений о современных методах химического анализа Вопросы: 1. Растворы и их особенности 2. Химическая идентификация 3. Химические процессы 4. Химия экстремальных состояний Лекция 10. Современная химия: экономический и социальный аспекты (2 часа) Цель: обобщение представлений о масштабах современного химического производства Вопросы: 1. Масштабы современного химического производства 2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия 3. Химические процессы и материалы 4. Материалы для создания носителей информации 5. Химия и нанотехнологии
РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ Лекция 11. Особенности современного биологического знания и его эволюция (2 часа) Цель: развитие общих представлений о биологической науке. Вопросы: 1. Биология как наука и особенности биологического познания мира 2. Фундаментальные и частные биологические теории 3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды 4. Генетическая революция в биологии 5. Синергетическая теория эволюции 6. Этические проблемы современной биологии Лекция 12. Современные концепции происхождения и сущности жизни (2 часа) Цель: развитие представлений об основных концепциях происхождения жизни. Вопросы: 1. Феномен жизни и его исследование 2. Отличительные особенности живой и неживой материи 3. Структурные уровни организации живой материи 4. Основные концепции происхождения жизни 5. Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества) 6. Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм Лекция 13. Сущность концепции структурных уровней организации живой материи (2 часа) Цель: формирование представлений о структуре живой материи Вопросы: 1. Уровни организации живой природы: молекулярно-генетический, онтогенетический, надорганизменный, популяционно-биоценотичес-кий 2. Биосферный уровень организации живой материи 3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества» 4. Материальные основы появления жизни на Земле 5. Возникновение и роль много клеточных организмов в формировании биосферы Земли Лекция 14. Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе (2 часа) Цель: формирование научного представления о человеческом феномене.
Вопросы: 1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека 2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза 3. Культура как фактор регуляции агрессии человека 4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
Лекция 15. Социальный аспект биологического познания (2 часа) Цель: развитие представлений об этических аспектах биологического знания Вопросы: 1. Биотехнологии и современное производство 2. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий 3. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы 4. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Лекция 16. Социальное измерение современного естествознания (2 часа) Цель: формирование научного мировоззрения. Вопросы: 1. Роль научного знания на современном этапе развития общества 2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности 3. Наука и СМИ 4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности 5. Естествознание как основа современных технологий 6. Проблема моделирования социокультурных явлений
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 694; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |