Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятий;перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
|
Лекции
| практические (семинарские) занятия
| Лабораторные занятия
| самостоятельная работа студентов
|
| Введение.СИСТЕМА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
|
|
| | | |
| |
В.1.1.-1.2.
| Естественнонаучное знание в системе общечеловеческой культуры.
1. Естествознание в системе форм общественного сознания
2. Предмет, задачи, структура курса «Основы
современного естествознания»
3. Философия, математика, гуманитарные и естественные
науки и их объекты
4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Специфика и
взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
5. Проблема постнеклассического межкультурного диалога
естественных и гуманитарных наук
|
|
| |
| Мультимедийная
презентация
| [ 1]о
| Коллоквиум
|
В. 2. 3.
| Наука, её объект и основные особенности.
1. Культура как способ жизнедеятельности человечества
2. Основные черты науки
3. Отличие науки от искусства
4. Взаимосвязь науки и религии
5. Естествознание как совокупность научного знания
|
|
| |
| УМК, материалы контрольной работы
|
|
|
В. 3. 4. – 3. 5.
| Взаимодействие естественнонаучного и
гуманитарного знания Естествознание и
нравственность.
1. Тенденции интеграции различных типов научного
знания
2. Появление и развитие новых областей знаний
3. Ценностные ограничения свободы научного поиска
4. Результаты науки и ответственность ученых
5. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных
проектов
|
|
| |
| УМК, материалы контрольной работы
| [1]о
|
|
1.
| РАЗДЕЛ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
|
|
|
| |
|
|
|
1.1.6-1.1.7
1.2.6.-7
| Особенности физического описания реальности.
Движение. Современные представления о пространстве - времени.
1. Идеальные образы объектов реального мира (твердое тело, частица, вакуум, среда, поле, вихрь, волна)
2. Физические характеристики идеальных объектов и представление о способах их описания (масса; заряды и их действие на расстоянии; заряды как источники полей; «свободные» поля, суперпозиция полей), единицы физических величин
3. Движение и его виды. Относительность движения
4. Законы сохранения и их роль в формировании научной картины мира
5. Пространство и время как основные свойства материи
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [ 2]о
| Фронтальный опрос
|
1.3.8-1.3.9
| Теплота. Порядок-хаос.
1.Термодинамические системы и их макроскопические характеристики
2. Теплота и механическая работа (закон сохранения энергии)
3.Обратимые и необратимые процессы. Равновесное состояние и флуктуации. Закон возрастания энтропии
4. Неравновесные системы и их характеристики.
5.Бифуркации и аттракторы. Спонтанная самоорганизация в природе и обществе
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [2]о; [5]о
| Писменная контрольная работа
|
1.4.10-1.4.11
| Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы.
1.Квантовые представления о строении вещества (фотоэффект и эффект Комптона).
2.Соотношение неопределенностей и квантово-волновой дуализм
3.Квантовая инженерия в наномире.
4.Современные представления о строении атома
5.Представление об элементарных частицах и их взаимодействии
6.Элементы современной космологии (физическая вселенная)
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| [5]о; [6]о
| Тестовые задания
|
1.5.12-1.5.13
| Элементарные частицы и физический эксперимент
1. Современные ускорители
2. Рождение и аннигиляция элементарных частиц
3. Виды взаимодействий фундаментальных частиц
4. Теория кварков
5. Виртуальные частицы: квантовый вакуу
|
|
|
|
| УМК, материалы контрольной работы
| [2]о;
[5]о
[6]о
| Тестовые задания
|
1.6.14-1.6.15
| Физическая Вселенная: современная космология.
1.Космические объекты и методы их исследования
2.Солнечная система в мире галактик
3.Модель Большого взрыва
4.Реликтовое излучение и его роль в понимании устройства Вселенной
5.Звезды и их эволюция
6.Земля в свете антропного принципа
|
|
|
|
| УМК, материалы контрольной работы
| [2]о;
[5]о
[6]о
|
|
2.
| РАЗДЕЛ 2. ХИМИЯ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
|
|
| | | | | |
2.1. 16-17
| Система современного химического знания
1. Химия как наука, современная химическая картина мира (структурные уровни организации материи с точки зрения химии)
2. Классификация химических веществ
3. Растворы и их особенности
4. Химическая идентификация
5. Химические процессы
6. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [15]д
| коллоквиум
|
2.1.18-19
| Растворы. Химическая идентификация
1. Растворы и их особенности
2. Химическая идентификация
3. Химические процессы
4. Химия экстремальных состояний
|
|
|
|
| УМК, материалы контрольной работы
| [15]д
|
|
2.2.20-21
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Масштабы современного химического производства
2. Проблемы сырьевых ресурсов и химия
3. Химические процессы и материалы
4. Материалы для создания носителей информации
5. Химия и нанотехнологии
|
|
|
|
| УМК, материалы контрольной работы
| [15]д
|
|
2.2.22-23
| Современная химия: экономический и социальный аспекты
1. Роль современной химии в экономике
2. Химические процессы и материалы
3. Химия и нанотехнологии
4. Роль химии в обеспечении экологии
5. Химия и проблема устойчивого развития цивилизации
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, тестовые задания
| [15]д
| Тестовые задания
|
3.
| РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
|
|
| | | | | |
3.1. 24-25
| Особенности современного биологического знания и его эволюция
1. Биология как наука и особенности биологического познания мира
2. Фундаментальные и частные биологические теории
3. Традиционный, физико-химический, эволюционный и биоинженерный периоды развития биологии. Основные достижения биологии в эти периоды
4. Генетическая революция в биологии
5. Синергетическая теория эволюции
6. Этические проблемы современной биологии
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| [9]
| Индивидуальный опрос
|
3.2.26-27
| Современные концепции происхождения и сущности жизни
1..Феномен жизни и его исследование
2.Отличительные особенности живой и неживой материи
3.Структурные уровни организации живой материи
4.Основные концепции происхождения жизни
5.Современные трактовки эволюционной теории (концепции номогенеза, Геи-Земли, коэволюции природы и общества)
6.Идея трансформации биосферы в ноосферу и глобальный эволюционизм
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, материалы контрольной работы
| [ 9]о
|
|
3.2.28-29
| Сущность концепция структурных уровней организации живой материи
1. Уровни организации живой природы:молекулярно-генетический,тогенетический, надорганизменный, популяционно-биоценотичкекский
2. Биосферный уровень организации живой материи
3. В.И. Вернадский о роли «живого вещества»
4. Материальные основы появления жизни на Земле
5. Возникновение и роль много клеточных организмов в формировании биосферы Земли
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, материалы контрольной работы
| [ 9]о
| Писменная контрольная работа
|
3.3.31
| Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе
1. Человек как единство биологического, социального и духовного. Генезис человека
2. Факторы, закономерности и этапы антропосоциогенеза
3. Культура как фактор регуляции агрессии человека
4. Социобиология и проблема геннокультурной коэволюции
5. Биотехнологии и их роль в современной экономике
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация, рефераты
| [5]о
[ 9]о
| Защита рефератов
|
3.3.32
| Социальный аспект биологического познания
1. Достижения и возможные негативные последствия биотехнологий
2. Поиск путей развития общества, сохраняющих целостность природы
3. Ресурсы биосферы и демографические проблемы
|
|
|
|
| Материалы контрольной работы
| [5]о
[ 9]о
|
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
|
|
| | |
| | |
З. 1.33-34
| Социальное измерение современного естествознания
1. Роль научного знания на современном этапе развития общества
2. Нелинейное освоение культурой результатов научной деятельности
3. Наука и СМИ
4. Экологические параметры социального развития и глобальные проблемы современности
5. Естествознание как основа современных технологий
6. Проблема моделирования социокультурных явлений
|
|
|
|
| Мультимедийная
презентация
| 2]о; [9]о; [15]д
| Фронтальная беседа
|
З.2.35
| Проблема нравственности в науке
1.Наука как фактор нравственного прогресса
2. Социально-этическая функция науки
3. Нравственные проблемы современного естествознания
|
|
|
|
| Материалы контрольной работы
| [2]; [9]о; [15]д
| Фронтальная беседа
|
З.3.36-37
| Гуманитарные знания как способ социализации человека
1. Гуманитарная культура современного общества
2. Сущность, структура и функции гуманитарной культуры
3. Формирование гуманитарной культуры и её место в процессе социализации личности
|
|
|
|
| Материалы контрольной работы
| [2]о; [9]о; [15]д
| Фронтальная беседа
|
З.4.38
| Основные особенности развития естествознания в 21 веке
1.Общие закономерности развития современного естествознания
2. Естествознание и научно-технические революции
3. Современная естественнонаучная картина мира и человек
|
|
|
|
| Материалы контрольной работы
| [2]о; [9]о; [15]д
| Фронтальная беседа
|
| Всего
|
|
| | |
| | |