Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие Я-концепции




В современной психологии Я-концепция рассматривается как один изкомпонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие «Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективнойвнутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким онвидит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинствеопределений установки подчёркиваются три главных её элемента, её трипсихологические составляющие:1. Образ Я – представление индивида о самом себе.2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая можетобладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могутвызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием илиосуждением.3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия,которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать еготело, его способности, его социальные отношения и множество других личностныхпроявлений.Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции (Бернс Р.,1986, с.32).КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительныминезависимо от того, основываются ли они на объективном знании илисубъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретныеспособы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самымиразнообразными.Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-точеловека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементыобобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивыетенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. Тоже самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемсявыразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к нимотносятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида,описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я сразличным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми,другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно,их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опытаиндивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – этоспособ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ееотдельных черт (Бернс Р.,1986, с.33).ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что еекогнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, апробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекстаи от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости отобстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида осебе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знаниянормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочныхпредставлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то егопроявления и самонаблюдения.Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения,ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, чтовходит в сферу его Я.Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых онпытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явноприсутствует в любом самоописании.Есть три момента, существенных для понимания самооценки.Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образареального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, какимчеловек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик,определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку.Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностьюсвоих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (БернсР., 1986, с. 36).Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризациейсоциальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склоненоценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается втом, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений черезпризму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что онпросто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело иименно его делает хорошо.Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ееоснове собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений другихлюдей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носитсубъективный характер.Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, ксамоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимаминегативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе,неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями,хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки вповедении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальнойнеприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха передвозможными последствиями.Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное сопределенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установокзаключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носительустановки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные собразом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значениеотношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существуетбогатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет оботношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могутоказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение ксамому себе (Бернс Р., 1986, с.39).Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. ФормированиеЯ-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, атакже под действием механизма взаимного общения. Процесс психосоциальногоразвития человека, стадии формирования Я-концепции личности в течение всегожизненного цикла наиболее полно представлены Э. Эриксоном. 1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКАЭРИКСОНА.. В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуальногоразвития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемогопроцесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненногоцикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все стадии, к какойбы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительностьего жизни.Свою концепцию психологического развития личности Эриксон рассматривает каквариант эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержаниятермина «эпигенез», то есть эмбрионального развития, определяемого внешнимифакторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человекапсихологических новообразований, каждое из которых в определенный моментстановится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этихновообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, ксебе (Абрамова Г.С., 1999, с.328).По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущиеданному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать,и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач,характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от ужедостигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовнойатмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения ЭрикаЭриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции –«групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичностьформируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенкаориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработкуприсущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируетсяпараллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувствоустойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которыепроисходят с человеком в процессе его роста и развития.Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности,продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий (ОбуховаЛ. Ф., 1999, с.95).В таблице 1представлены стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.

Таблица 1

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону Стадия Возраст Ведущее экзестенциальное противоречие



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.